СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В рамках реализации программы ФГОС ООО мы должны решить несколько важных задач, и одна из них наиболее главная - это развитие личностного интереса к предмету, приводящее к достижению личностных результатов.
Структура ФГОС предусматривает основные требования:
• к результатам основной образовательной программы
• требования к структуре ООП
• требования к условиям реализации ООП
В требованиях к условиям реализации ООП предусматривается 3 группы результатов :личностные, метапредметные, предметные
Таким образом, установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении образования на основе принципа метапредметности.
Мир, в котором мы живем, предельно сложен, но в то же время органичен и целостен. Чтобы понимать его, недостаточно знаний, полученных не только в школе, но и в нескольких вузах. А все потому, что мы в течение многих лет изучаем разрозненные дисциплины, не выделяя никакой связи между ними. Ситуация должна кардинально измениться всвязи с требованими ФГОС к метапредметным результатам обучения.
Что же такое метапредметность? Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы действий – познавательные, коммуникативные – и способы регуляции своей деятельности, включая планирование, контроль и коррекцию.
Универсальные способы действий осваиваются обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов и применяются учащимися как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Каким образом консолидировать усилия педагогов по формированию единого образовательного пространства, способствующего достижению метарезультатов?
Для этого возможно использование следующих средств и форм обучения:
Метапредметы,
Метапредметные программы,
Метакурсы (элективные, по выбору и т.д.),
Метапредметный урок,
Предметный урок + метапредметная тема,
Метапредметные задания,
Межпредметные проблемные ситуации,
Межпредметные, надпредметные проекты.
Формирование метапредметных компетентностей происходит при использовании в образовательном процессе определенных технологий обучения и воспитания:
Развивающего мышления;
Развитие критического мышления через письмо и чтение;
ТРИЗ;
Технологический компонент личностно-развивающего урока;
Метод проектов;
Исследовательская деятельность;
Тьюторские технологии
Метапредметные образовательные результаты предполагают, что у обучающихся будут развиты:
География – это научная дисциплина, которая интегрируется со многими предметами школьного курса: с историей и обществознанием, с химией и физикой, с астрономией и биологией, литературой и математикой.
Так как в школах развита профильность, то ученики старших классов как правило уже определились с выбором, а ученики среднего звена отдают предпочтение тому или иному предмету. Именно поэтому, чтобы заинтересовать ученика,развить у него личностный интерес и предметные результаты,необходимо включать в рабочие программы интегрированные уроки,где можно показать взаимосвязь с другими предметами и опираясь на знания этих наук,учитель может в полном объеме представить учащимся объект изучения, доказать проблему с разных учебных дисциплин и таким образом достигнуть более глубокого осмысления изучаемого явления.
Включая метапредметные проекты в урок, педагог решает задачу усвоения обучающимися учебного материала различных предметов в процессе решения практической или исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации.
Метапредметные проекты включают и межпредметные связи, и проведение интегрированных уроков, где может проходить как целый метапредметный урок, так и урок с включением метапредметного задания.
По своему содержанию география наука естественнонаучная и обществоведческая, а также и гуманитарная, и эстетическая, и экологическая. Поэтому возможности использования межпредметных связей формирования метапредметных УУД очень велики.
На своих уроках я часто связываю вопросы географии и истории. Примером этого могут служить уроки по темам: «Развитие географических знаний о Земле» и «География как наука» (6 кл.), «Открытие и изучение Земли», «Освоение Земли человеком», «История открытия и исследования материков» (7 кл.), «ГП России», «Формирование, освоение и изучение территории России» и «Моря России»(8 кл.), «Экономические системы в историческом развитии России» и «Население России» (9 кл.), «Политическая карта мира» (10 кл.). Исторический подход к изучению географии пронизывает все разделы и темы курса, это позволяет понять и увидеть главные вопросы в историческом развитии.
В курсах «Экономическая и социальная география России» (9 кл.) и «Экономическая и социальная география мира» (10 кл.) связь с вопросами экономики, которую изучают в рамках предмета "Обществознвние", прослеживается на каждом уроке. Опираюсь на такие понятия, как «себестоимость», «способ производства», «производительные силы», «отрасль», «собственность», «технология» "отрасль специализации"и др.
Без связи с химией невозможно обойтись на таких уроках, как «Вода на Земле», «Горные породы и минералы» (6 кл.), «Полезные ископаемые и минеральные ресурсы России» (8 кл.), «Химическая промышленность», «Металлургическая промышленность» (9 кл.), «Глобальные проблемы человечества» (10 кл.).
Не секрет, что с каждым годом наши дети читают все меньше и меньше, а говорят хуже. Для многих учеников проблема - правильно выразить свои мысли, сформулировать правильно и красиво предложение, дать развернутый ответ на вопрос. Чтобы способствовать развитию речи, ярче представить образы природы, на своих уроках я часто использую стихи и отрывки из художественных произведений Ж. Верна, М.Пришвина, А.Пушкина, М.Лермонтова и др. Произведения Ж.Верна – синтез литературы и географии. Использование стихов оживляет уроки, придает им красочность, образность, усиливают эмоциональное восприятие материала.
Использование изобразительного искусства, как и литературы, помогает формировать эстетический вкус, умение видеть красоту, в том числе и в природе. Для этого на своих уроках предлагаю детям создать проекты на географические темы с использованием картин русских художников: «Девятый вал» И.К.Айвазовского, «Последний день Помпеи» П. Брюллова, пейзажи при изучении природных зон и др.
Иллюстрации и фотографии к научным книгам по биологии, а также произведения живописи стали рабочим материалом для создания таких проектов, как «Жизнь в Мировом океане», «У природы нет плохой погоды» (6 класс), «Покорение Антарктиды», «Путешествие по островам Океании» (7 класс) и др.
Примеры метапредметных проектов учащихся:
1. В 6 классе по теме «Ориентирование на местности» - метапредметный проект "Идём в поход!" (география, ОБЖ, краеведение и экология)
2. На уроке в 9 классе по теме «Металлургическая промышленность» - мини-проекты "Из чего же, из чего же, из чего же сделаны эти металлы?" (отличие химического состава чугуна, стали и др. металлов. Применение изделий из них в быту. Безопасность использования.» (География, химия, ОБЖ, экология)
3. Проект "Образ Русской равнины" в 8 кл. (литература, ИЗО, технология, история)
4. Проект "Был ли Пушкин географом?" (география, литература) - описание природных явлений в поэзии А.С.Пушкина.
5. Проект "От Москвы до самых до окраин." (урок обобщения и систематизации знаний в 8 кл. по разделу "Крупные природные районы России" с привлечением знаний по истории Великой Отечественной войны, вкладе в Великую Победу каждого региона России (география, история, краеведение)
Интегрированные уроки, межпредметные связи, которые использовались и используются достаточно активно в школах, на мой взгляд, являются звеном одной цепочки, действующей по усложняющейся схеме:
межпредметный урок -интегрированный урок — метапредметный урок.
Учащиеся затрудняются самостоятельно обобщать и применять знания из нескольких предметов. Вот почему желательно проводить такие уроки, чтобы помочь школьникам создать целостное восприятие изучаемых предметов, явлений, процессов.
В связи с формированием метапредметных результатов предъявляются и новые требования к профессиональной деятельности и успешности учителя
Учителю необходимо:
Но самое трудное для учителя – изменить свою роль, стать модератором, тьютором, мотиватором, учить детей «учиться»
Метапредметные подходы в образовании и, соответственно, метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов.
Способ оценки метапредметных результатов предполагает не репродуцированную обучающимся информацию, а самостоятельно созданный им образовательный продукт, имеющий прикладную ценность. Этот продукт и есть метапредметный проект.
Литература и интернет-ресурсы:
© 2015, Шевченко Ирина Ивановна 6054