СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Методы и формы оценивания по географии
основные особенности оценивания:
- использование стандартизированных работ (устных, письменных);
- нестандартизированных работ: проектов, практических работ,
портфолио, самоанализа, самооценки и др.;
Критериальный подход в системе оценивания учащихся
Критериальный подход положен в основу государственных стандартов нового поколения и контрольно-измерительных материалов единого государственного экзамена. Общие требования к оценке: объективность, понятность ученику, учителю, родителям, содержательность (возможность проверки на разных уровнях).
Критериальный подход к оценке предполагает:
Технология осуществления критериального подхода: деление материала, подлежащего
проверке, на смысловые блоки (единицы содержания). Например, тема «Гидросфера», 7 класс. Единицы содержания: мировой океан, воды суши. Для каждого смыслового блока определяются требования к знаниям и умениям учащихся на базовом и повышенном уровнях.
Интегральная оценка географической компетентности
Оценка выполнения работы, отражающая малочисленные, но существенно более объективные данные об особенностях выполнения отдельных видов учебной деятельности учащимися (например: выполнение самостоятельных и практических работ);
Результаты тестирования, отражающие, как правило, учебные достижения учащихся в освоении материала отдельных тем курса (например: география крупных регионов России, материки и т.д.);
Результаты оценок открытых и закрытых ответов учащихся, отражающих этапы формирования системы предметных знаний, важнейших технических навыков (например: работа с картой, знание номенклатуры, составление опорного конспекта и т.д.);
Оценки за подготовку и презентацию проектной работы;
Результаты самоанализа учащихся, отражающие меру осознанности каждым ребенком особенностей развития его собственного процесса обучения (например: составление таблицы достижений, лист самоконтроля).
Показатели оценивания самостоятельных и практических работ
Объективному измерению поддаются наиболее простые знания и умения. Так, тренировочные работы характерны для первого уровня самостоятельности, когда ученики действуют по образцу. Учитель разрабатывает инструктивные карточки для учащихся, в
которых обозначены:
Все практические программные работы должны быть оценены. Оценка за практические работы является показателем качества усвоения материала, подводит итог изучению темы курса. Оценка ставится за умение применять знания на практике. Оценки «2» за практические работы в журнал не выставляются. Учитель выясняет, с какими проблемами столкнулись ученики при выполнении практической работы, и предлагает
выполнить задание ещё раз.
Показатели оценивания самостоятельных и практических работ
Объективному измерению поддаются наиболее простые знания и умения. Так, тренировочные работы характерны для первого уровня самостоятельности, когда ученики действуют по образцу. Учитель разрабатывает инструктивные карточки для учащихся, в
которых обозначены:
Все практические программные работы должны быть оценены. Оценка за практические работы является показателем качества усвоения материала, подводит итог изучению темы курса. Оценка ставится за умение применять знания на практике. Оценки «2» за практические работы в журнал не выставляются. Учитель выясняет, с какими проблемами столкнулись ученики при выполнении практической работы, и предлагает
выполнить задание ещё раз.
Нормы оценивания практических работ
Нормы оценок |
|
«5» |
Правильно даны ответы по содержанию, нет погрешностей в оформлении. |
«4» |
Погрешности в оформлении, несущественные недочёты по содержанию. |
«3» |
Погрешности в раскрытии сути вопроса, неточности в измерениях, небрежность в оформлении. |
«2» |
Полное отсутствие знаний и умений, необходимых для выполнения работы, грубые ошибки по содержанию, не понимание сути задания. |
В соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования будет увеличена доля самостоятельной работы школьников в общей нагрузке: в начальной школе 20/80, в основной (6-9 классы) 40/60, в старшей 80/20.
Показатели оценивания самостоятельных работ
Показатели |
«5» |
«4» |
«3» |
«2» |
|
1 |
Точность употребления научных терминов |
> |
< |
нет |
|
2 |
Полнота и правильность ответа |
> |
< |
нет |
|
3 |
Системность, логичность построения ответа |
> |
< |
нет |
|
4 |
Самостоятельность ответа, самостоятельные выводы |
> |
< |
нет |
|
5 |
Своевременное обращение к карте, другим источникам информации, рациональное их использование |
> |
< |
нет |
|
6 |
Нахождение, сравнение, сопоставления фактов из повседневной жизни |
> |
< |
нет |
Оценка отражает с достаточной полнотой и объективностью качество знаний и умений,
которые носят относительно завершённый характер. В большей степени оцениваются умения, лежащие в основе учебной деятельности ученика. Умение определяется как способность личности к эффективному выполнению определенной деятельности на основе имеющихся знаний в измененных или новых условиях.
Уровни понимания с точки зрения практической деятельности:
Учитель должен стать конструктором новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщённых способов деятельности. Овладение обучающимися метапредметными умениями, то есть универсальными учебными действиями, которые позволят решать любую проблему в реальных жизненных ситуациях, не связанную с конкретным предметом.
Дифференциация заданий в профильной школе
Учитель разрабатывает задания с учётом склонностей учащихся конкретного профиля для усиления мотивации и повышения результативности.
Социально-экономические классы |
|
Формы организации учебного процесса |
|
Ориентированы на составление конспектов, планов, тезисов, рефератов. |
Ориентированы на составление схем, таблиц, нахождение закономерностей. |
Примеры заданий |
|
Составление комплексной географической характеристики страны. |
Анализ закономерностей в размещения населения и хозяйства страны. |
Отбор способов деятельности |
|
Написание эссе или реферата по теме |
Фиксация результатов в таблице или виде схемы |
Оценивание творческих заданий
Использование творческих заданий – эффективный путь к накоплению опыта творчества, развитию логики, сотрудничеству с другими учениками и учителем. Учитель создаёт среду для развития мыслительных способностей учеников через овладение определенными мыслительными операциями. Обучающийся осознаёт потребность в приобретение знаний. Испытывает психологический комфорт. Осуществляется индивидуальный подход в обучения.
Игра «Аукцион вопросов»
Игру «Аукцион вопросов» можно проводить для оценки текущих результатов, проверки домашнего задания. Условие: составить 5 вопросов по данному параграфу или определённой теме. Оценка результативности работы над вопросами осуществляется по следующим критериям:
«5» - вопросы, отражающие причинно-следственные связи.
Пример: Почему постоянные ветры дуют всегда в одном направлении?
«4» - вопросы аналитического и сравнительного характера.
Пример: В чём главное отличие степи от тайги?
«3» - вопросы констатирующего характера.
Пример: Сколько периодов включает палеозойская эра?
Игра «Копилка знаний»
Этап урока - рефлексия знаний, для осознания значимости изучаемого материала.
Учитель задаёт вопрос « Где вам могут пригодиться знания по данной теме?». Ученики отвечают по желанию, цепочкой, друг за другом. Оценивается ученик, который дал больше всех ответов.
Формы контроля и оценивания проектной деятельности
Проектная деятельность учащихся может быть индивидуальной и групповой. Проект предполагает учащимся следующие возможности самоопределения, как например, выбор:
Достижения учащихся в процессе работы над проектом оцениваются по рейтингу. Оцениванию подлежит участие в семинарах, отчёты о практической и самостоятельной работе, защита проектов. Итоговые результаты индивидуального рейтинга учащихся заносятся в портфолио. Обучающиеся достигают реального, конкретного результата, что позволяет пережить школьникам ситуацию успеха, самореализации. Ученик открывает мир для себя - себя в этом мире. В ходе выполнения проекта происходит формирование личностных компетенций. Работа над проектом даёт возможность ученикам проявить себя, раскрыть свои таланты, действовать самостоятельно, получать результаты, воспитывать ответственность и трудолюбие. Завершенность проекта формирует у ребёнка
способность видеть собственные действия со стороны.
Деятельностный подход положен в основу Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения. Задачей обучения является формирование способов действий, обеспечивающих результат учебной деятельности и способствующих развитию ключевых компетентностей и предметных компетенций. Ученик в процессе обучения должен не выучить что-то, а научиться чему-то, т.е. научиться осуществлять деятельность.
© 2018, Хохина Валентина Алексеевна 3697