СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование самостоятельной деятельности учащихся на уроках географии в условиях внедрения ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Плохой учитель сообщает истину, хороший учит её находить. Адольф Дистервег Организация самостоятельной работы, руководство ею — это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть учебно-воспитательного процесса. Эта задача выступает перед каждым учителем в числе задач первостепенной важности. Целью Государственной программы развития образования является повышение конкурентоспособности образования, развитие человеческого капитала путем обеспечения доступности качественного образования для устойчивого роста экономики. Существенным качеством новой парадигмы образования является переход от механического заучивания к самостоятельности мышления, овладению основными ключевыми компетенциями. Одной из педагогических проблем является организация самостоятельной работы школьников и создание условий для ее успешной реализации. Современному учителю важно знать, какие функции выполняет самостоятельная познавательная деятельность учащихся и почему она так необходима для формирования зрелой личности. Говоря о формировании у школьников самостоятельности, необходимо иметь в виду две тесно связанные между собой задачи. Первая из них заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая — в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности. Формирование навыков самообразования учащихся Современная система образования предъявляет все более высокие требования к личности и профессиональной компетентности педагогических работников. Сегодня остро встаёт необходимость формирования умения и навыков самообразования учащихся, развития их способностей самостоятельного приобретения знаний, быстрого реагирования на всё новые «вызовы» жизни. Самостоятельная работа представляет собой особый вид учебной деятельности применяется на уроке на различных его этапах: при подготовке к восприятию нового материала; при изучении новых знаний и формировании определённых навыков и умений; при обобщении и систематизации знаний. Что же такое самостоятельная работа?... форма познания, форма организации учения, метод или средство обучения? Под самостоятельностью можно рассматривать как организационно-техническую сторону процесса, так и познавательную и практическую деятельность. Но более всего для развития самостоятельности учащихся имеет значение познавательная сторона, а не организационная. А именно – наблюдения, выводы, творческое применение знаний. Самостоятельность - это качество личности; это деятельность: волевая, интеллектуальная и практическая; это выход к творческим силам детской души. ЗАДАЧИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ(2лайд) 1.ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: Формирование системы географических знаний, умений и навыков. 2ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: Формировании самостоятельности, навыков учебного труда. 3.РАЗВИВАЮЩИЕ:Формирование приемов умственной деятельности. ФУНКЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ. (3СЛАЙД) Структура самостоятельной работы В структуру самостоятельной работы включают три этапа: подготовительный, исполнительный и проверочный, в которые входят анализ задания, поиск способов его осуществления, составление плана работы, выполнение, проверка и оценка результатов. Эту структуру учащиеся должны знать и уметь применять на практике. На первом этапе предполагается совместная работа учителя и ученика по алгоритму последовательных указаний на необходимость совершения определённого действия: ? выполнение воспроизводящих самостоятельных работ по образцу; ? выполнение конструктивных самостоятельных работ (воспроизведение не просто знаний, а структуры знаний в целом, расширение сферы их применения, собственные выводы, достижение уровня продуктивной деятельности); ? выполнение эвристических работ (разрешение проблемных ситуаций, создаваемых учителем, приобретение опыта поисковой деятельности, овладение элементами творчества); ? выполнение исследовательских работ, приобретение опыта высказывания собственных суждений, умения оценивания на основе анализа. На втором этапе возможна полная самостоятельность (видение и формирование проблем в заданной ситуации, выдвижение гипотез их решения, разработка программы реализации, реализация, результат, рефлексия). Постепенное развитие и нарастание самостоятельности учащихся и уровня их активности приведёт к возможности выбора индивидуального способа изучения материала на уроке и в последующем выполнении домашнего задания, а также к готовности к работе в библиотеке. Работая с книгой, картой, таблицей, другими источниками, современными техническими средствами, учащиеся могут выполнять самые разные задания и давать ответы на основе самостоятельного обдумывания вопроса или проблемной ситуации, созданной учителем. Можно предложить учащимся на основе анализа содержания учебного материала самостоятельно обобщить его и сделать выводы; спрогнозировать дальнейший ход событий; высказать сомнение; поделиться собственным мнением в устной или письменной форме; составить таблицу; выполнить практическое задание. ФОРМЫ ОРГАНМЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ(4 СЛАЙД) При организации самостоятельной работы можно воспользоваться существующей классификацией её типов и видов: ? по форме задания (на узнавание, на воспроизведение, на преобразование, на выбор и творческие); ? по оформлению ответов (устно и письменно, схематически и практически); ? по месту в процессе обучения (на этапе изучения новых знаний, их осмысления, применения, обобщения и систематизации, контроля); ? по месту выполнения (на уроке, вне урока); ? по охвату учащихся (весь коллектив, группа или группы учащихся, один ученик). В результате правильно организованной самостоятельной работы происходит осознание учащимися результатов своих достижений. Группировка учащихся всегда должна быть гибкой (нельзя постоянно группировать сильных и слабых). ( 5СЛАЙД) Результаты самостоятельной работы обязательно обсуждаются и оцениваются в классе. Индивидуально проработанный материал можно обсудить в парах, в общеклассной фронтальной беседе; опережающее индивидуальное творческое задание можно предложить для рецензирования с последующим обсуждением в группах или всем классом; общее групповое задание делится на индивидуальные, итоги которого обсуждаются группой или всем классом вместе с учителем. Показателем работы в решении поставленной проблемы является увеличение времени, отводимого на самостоятельную деятельность, до 70%, что приводит к его уменьшению на выполнение домашнего задания. И домашняя работа действительно может стать самостоятельной. ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (6 СЛАЙД) 1.РАБОТА С УЧЕБНИКОМ (ЧИТАТЬ СО СЛАЙДА 7) 2.РАБОТА С КАРТОЙ (8) 3. ЗАПОЛНЕНИЕ ТАБЛИЦ (9) 4. ДОКЛАДЫ- СООБЩЕНИЯ (10) 5. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (11) ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (12 СЛАЙД) Ожидаемые результаты деятельности Любому учителю в повседневном труде хочется добиться того, чтобы звонок с урока не прекратил дальнейшей работы мысли каждого из учеников. ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПОКАЗАЛ (13 СЛАЙД) 1. Снижения страха перед неудачей, перед возможным критическим замечанием. 2. Появления у школьников уверенности в себе, в своих возможностях. 3. Формирования привычки к свободному самовыражению и самостоятельному мышлению. 4. Развития способности постоянного поиска знаний и умение их использовать и применять на практике. 5. Развития такой формы самосознания, которая приводит к переходу от интуитивного представления к осмыслению своей деятельности при выполнении учебных задач, а также к поиску их творческого решения. 6. Развития творческого воображения у школьников. 7. Повышения активности, инициативности учащихся в решении задач творческого характера. 8. Достижения высокого уровня развития личности ученика. Таким образом, самостоятельная работа учащихся является одной из важнейших функций учителя. Ведь знания можно предложить, показать, где и как взять, но овладеть ими каждый ученик должен самостоятельно. Заключение Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей. Ребенок, в первый раз переступающий порог школы, не может еще самостоятельно ставить цель своей деятельности, не в силах еще планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью. В процессе обучения он должен достичь определенного достаточно высокого уровня самостоятельности, открывающего возможность справиться с разными заданиями, добывать новое в процессе решения учебных задач. Объектом изучения является самостоятельная деятельность школьника, а предметом – условия ее реализации. Актуальность этой проблемы бесспорна, т.к. знания, умения, убеждения, духовность нельзя передать от преподавателя к учащемуся, прибегая только к словам. И, пожалуй, главной функцией самостоятельной работы является формирование высококультурной личности, т.к. только в самостоятельной интеллектуальной и духовной деятельности развивается человек. Список литературы: 1. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы 2. Бухвалов В.А. Технологии работы учителя - мастера. - М, 1995. 3. Гузеев П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. - М., 1996. 4. Калуцкая Е.К. Организация познавательной деятельности учащихся //ПОИШ. – 2007. - № 4. Приложение 1 Виды самостоятельной работы на различных этапах урока Этапы урока Виды самостоятельной работы Подготовка к восприятию материала Предварительные наблюдения. Предварительное чтение учебника. Просмотр рисунков, карт, схем, иллюстраций и т.п. Подготовка ответов на заданные учителем вопросы. Изучение новых знаний При объяснении учителем учебного материала. До объяснения заранее дать задание: составить план (простой, развёрнутый); сделать конспект; изобразить графически . Самостоятельно: работа с учебником (выделение главного, определение понятий, отбор материала по проблеме, проведение сравнительного анализа, поиск ответов на вопросы учителя); работа с использованием дополнительных источников: карт, статей, репродукций, схем, таблиц, документов, учебных фильмов; изучение всей темы по учебнику. Применение знаний Задания репродуктивного и продуктивного характера (от выполнения по образцу к более высокому уровню). Сочинения-размышления, эссе, доклады, рефераты. Обобщение и систематизация знаний Составление сводных тематических таблиц, схем и диаграмм, воспроизведение карты по памяти. Подготовка текстов, обобщённых характеристик. Определение выводов. Проверка знаний, умений и навыков Работы (письменные, графические, практические). Тесты. Ответы на вопросы учителя (на сравнение, объяснение, обоснование, доказательство; требующие характеристики явлений, событий, оценки фактов; вопросы, требующие анализа и синтеза данных).
Категория: География
20.01.2015 17:15


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!