СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
«Практико-ориентированный подход в преподавании химии как средство формирования познавательной активности учащихся»
Государственные образовательные стандарты нового поколения устанавливают личностные, метапредметные и предметные требования к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования. Современный этап развития образования характеризуется интенсивным поиском нового в теории и практике. Одной из технологий, способной решить задачи, поставленные в новых стандартах, является технология деятельностного метода обучения Людмилы Георгиевны Петерсон.
Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом.
Технология деятельностного метода обучения позволяет:
Реализуя новый стандарт, каждый учитель должен выходить за рамки своего предмета, задумываясь, прежде всего, о развитии личности ребенка, необходимости формирования универсальных учебных умений без которых ученик не может быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности.
Актуальность темы. В связи с большим объёмом теоретических знаний и специфики предмета интерес учащихся к изучению химии, к сожалению, достаточно низкий, поэтому перед учителем встаёт задача повысить познавательный интерес школьников. Одним из способов повышения мотивации к изучению предмета является усиление практической направленности, прикладного характера обучения, при котором результаты образования признаются значимыми за пределами системы образования, причем в качестве результата рассматривается способность человека действовать в различных проблемных ситуациях.
Осуществление практической и прикладной направленности в обучении расширяет научно-теоретический кругозор учащихся, усиливает воспитательное воздействие на их мировоззрение, повышает уровень знаний, формирует у школьников экологически грамотное поведение. Практическое применение полученных знаний в обыденных жизненных ситуациях имеет огромное значение как для создания стимула к дальнейшему приобретению знаний и прочного усвоения уже полученных, так и для формирования целостной картины реального мира, в котором тесно взаимосвязаны законы и явления различных областей наук. Способность учащихся к интеграции, структурированию и систематизации имеющихся знаний и умений для решения реальных жизненных задач является одним из критериев творческого саморазвития и самореализации личности.
Актуальность проблемы, её практическая значимость обусловили выбор объекта и предмета моего исследования.
Объект исследования – учебно-воспитательный и развивающий процесс на уроках химии.
Предмет исследования – практическая направленность процесса обучения химии.
В соответствии с вышеизложенным мною были определены цели исследования:
Для достижения поставленных целей мной были определены следующие задачи:
Намеченную цель достигаю, используя такие технологии обучения, как: технология личностно – ориентированного обучения, технология проблемного обучения, обучения в сотрудничестве, проектно – исследовательская деятельность и ИКТ.
- Как правило, прикладной аспект учебного материала актуализируется на уроках: новых темах (о свойствах изучаемых соединений), уроках-закреплениях (в виде решения нестандартных задач, организации проблемно-поисковых ситуаций), уроках-обобщениях (в виде сообщений, докладов, комбинированных задач интегративного характера). Наряду с традиционными практическими и лабораторными работами использую в процессе обучения большое количество заданий с практическим содержанием для решения жизненно важных проблем, для этого использую различные дополнительные источники и накапливаю дидактический материал. Я использую в основном учебно-исследовательские работы, выполненные на основе эксперимента, главной целью которых является развитие личности, а неполучение объективно нового результата, как в «большой» науке. Стараюсь выбрать тему исследования, чтобы она вызывала интерес у детей. Например «Исследование состава минеральной воды или какую воду пить?», «Исследование химического состава яблок» (представлен на сайте Всероссийский фестиваль педагогического творчества. Номинация «Проектная и творческая деятельность учащихся»), «Исследование состава молока» (Общероссийский конкурс «Урок XXI века» представлен на сайте «Дневник. Единая образовательная сеть»). При решении этой задачи предполагается, что учащиеся осваивают исследовательские действия.
- Начиная, с 7 класса в работе пропедевтического курса системно планирую проведение домашних опытов учащихся. При изучении темы «Химия и биология», учащиеся выполняют проектные работы индивидуальные «Обнаружение жира в семенах и эфирного масла в апельсиновой корке», групповые «Обнаружение крахмала в продуктах питания», при изучении темы «Химия и география» групповой творческий проект «Горные породы и минералы», где они учатся ставить цель, составляют план проекта, делают выводы.
- Ежегодно участвую в предпрофильной подготовке ребят, а именно, провожу элективные курсы прикладной направленности, мною разработан и проведен курс «Химия в мире профессий».
- Немаловажным в данной работе считаю проведение экскурсий на предприятия города, традиционно, провожу урок в 9 классе в краеведческом музее по теме «Производство чугуна на ВТЗ» проводя при этом связь с историческим прошлым родного города. В плане учебной деятельности данная возможность ограничена, поэтому большинство экскурсий провожу во внеурочное время. Экскурсии на градообразующее предприятие города ВТГРЭС, очистные сооружения, химическую лабораторию – с целью расширения кругозора и профориентации.
Профориентационное воспитание в школе заключается в том, что бы побуждает детей к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, к активному применению теоретических знаний в жизни, и помогать на практическом опыте, узнать и определить свои склонности и способности, профессиональные интересы.
- В системе внеурочной деятельности привлекаю ребят к исследовательской деятельности, к участию в эколого – краеведческой работе (практико – ориентированные проекты «Физико-химические свойства родниковой воды», «Растительные сообщества пришкольного участка») и внеклассным мероприятиям, где можно наиболее широко показать значимость химии. Мои ученики создали несколько пробных видеофильмов в программе Movie Maker: «Природа родного края», «Прости Земля».
Анализируя результаты своей работы, могу утверждать, что на уроках химии очень актуально применение технологии деятельностного метода обучения, которая перекликается с требованиями новых образовательных стандартов второго поколения по химии.
Таким образом, главная задача учителя состоит в мотивации школьника к учению, саморазвитию. Необходимо заинтересовать детей, научить их мыслить, задавать вопросы самим себе и самим же находить на них ответы. С точки зрения продуктивного обучения важнейший путь формирования мотивации — это использование познавательных заданий в учебной деятельности.
Технологии деятельностного метода обучения позволяют сделать урок более продуктивным, помогают ученикам сформировать собственную позицию, стимулируют мыслительную деятельность и развивают познавательную активность, повышают уровень самоорганизации обучающихся. Это подтверждается следующими фактами:
Безусловно, работая над реализацией требований ФГОС ООО, внедряя и реализовывая на практике современные технологии по формированию познавательной деятельности обучающихся, мы увидим своих выпускников активно и целенаправленно познающими мир, осознающими ценность науки, труда и творчества для человека и общества, мотивированными на образование и самообразование в течение всей своей жизни.
© 2017, Полякова Юлия Вячеславовна 2139