© 2019, Прокофьева Альбина Анатольевна 316
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
С 2012 года в нашей школе работает муниципальная опытно-экспериментальная площадка. Тема опытно-экспериментальной работы школы
« Проектная деятельность как одно из условий формирования метапредметных умений учащихся».
В рамках ОЭР я работаю над темой «Формирование учебно-познавательной компетенции учащихся через проектную деятельность".
Проектная деятельность в младшем школьном возрасте опирается на естественный интерес ребенка к предметам и явлениям окружающей среды, особенно к природному окружению, предоставляет детям возможность увидеть и прочувствовать практическое применение добытых ими знаний.
Поэтому цель моей деятельности – усилить природную любознательность
детей и их стремление исследовать неизвестное.
Задачи - формирование метапредметных УУД :
- коммуникативных,
- познавательных,
- регулятивных.
Работу в рамках проектной деятельности в классе осуществляю по следующей схеме:
Проблема |
Тема проекта |
Гипотеза |
План действий |
Формирование групп |
Определение «точек самостоятельности» и «точек сотрудничества» |
Этапы практической деятельности |
Оформление результатов |
Презентация проекта |
Групповое обсуждение, оценка проекта |
Гипотеза |
Алгоритм работы над проектом:
- актуализация знаний учащихся;
- постановка проблемы исследования;
- выдвижение гипотез (предположений);
- работа в группах, парах (исследование проблемы, подтверждение или опровержение гипотез);
- работа по инструкции (распределение ролей в группе);
- презентация «продукта» исследования;
- общие выводы по итогам проектной деятельности.
Требования к учебному проекту:
1.Наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.
2. Планирование действий по разрешению проблемы
3. Наличие исследовательской работы учащихся (в том числе работа по поиску и обработке информации).
4. Определение результата работы над проектом, иначе говоря, продукта.
5. Представление конечного продукта деятельности.
То есть проект – это “пять П”: Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.
Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и др.
Этапы проектной деятельности младших школьников:
• мотивационный (учитель заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики обсуждают, предлагают собственные идеи);
• планирующий - подготовительный (определяется тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);
• информационно-операционный (ученики собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель наблюдает, координирует, поддерживает);
• рефлексивно-оценочный (ученики представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку; учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).
Виды проектов:
По доминирующей в проекте деятельности:
• практико-ориентированные (нацелены на социальные интересы самих участников проекта. Продукт проекта заранее определён и может быть использован в жизни класса, школы.);
• исследовательские (по структуре приближены к научному исследованию: доказательство актуальности темы, определение проблемы, цели, задач, методов, источников информации, выдвижение гипотезы, обобщение результатов, выводы, оформление результатов);
• информационные (направлены на сбор информации и ознакомление с ней заинтересованных лиц, анализ и обобщение фактов);
• творческие (не имеет строгой структуры, подчиняется жанру конечного результата (газета, фильм, праздник), но результаты оформляются в продуманной завершенной форме (сценарий фильма или праздника, макет газеты);
• ролевые (проектанты выступают в роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Результат проекта остается открытым до самого окончания. )
По характеру контактов между участниками:
• внутриклассные;
• внутришкольные
По количеству участников проекта:
• индивидуальные;
• групповые.
По продолжительности:
• мини-проекты (укладываются в 1 урок);
• краткосрочные (4-5 уроков);
• среднесрочные;
• долгосрочные.
Организуя работу учащихся в рамках проектной деятельности, я учитываю их возрастные возможности. Поэтому обучение проектированию предполагает совместную учебно-познавательную деятельность коллектива (группы) учащихся под руководством учителя.
Формирование специфических умений и навыков самостоятельной проектной деятельности провожу не только в процессе работы над проектом, но и в рамках традиционных занятий, когда они осваиваются поэтапно как общешкольные (надпредметные).
В рамках традиционных занятий использую специальные организационные формы и методы. Например, проблемное введение в тему урока, постановка цели урока совместно с учащимися, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе, самоанализ и самооценка, рефлексия.
Ничто так не расширяет кругозор ребёнка, не воспитывает и не сплачивает детский коллектив, как совместное дело: создание макета, оформление стенгазеты, выступление перед аудиторией. А когда это подчинено одной цели и вызывает у ребят интерес, тогда достигается особый положительный эффект.
В 1 классе я начинала работу с мини-проектов, небольших проектных задач, которые возможно реализовать в рамках одного урока. «Словарь добрых слов», «Сочиняем загадки», «Книга рецептов», «Иллюстрируем книгу» и др.
В первом же классе мы работали и над среднесрочными проектами (1-2 месяца) в рамках кружка «Я – исследователь». Например, «Собака-лучший друг человека», «В подводном царстве», «Всё о кошках», «Птицы» и др.
Перед детьми ставилась следующая задача: Что я могу рассказать про это животное? Ребята объединялись в малые группы и собирали информацию об этом животном. Это были придуманные сказки, истории, рисунки, иллюстрации, оригами, загадки, пословицы, поговорки, крылатые выражения. Результатом работы стали объёмные папки с самым разным материалом, который потом можно использовать на протяжении всего учебного года.
Более продуктивная проектно – учебная деятельность стала со 2-го класса. У детей данного возраста сформирован ряд коммуникативных умений, сформирована обобщенность умственных действий. Дети уже имеют опыт оценочной и самооценочной деятельности. Данные умения формируются с первых дней ребенка в школе, а в процессе проектной деятельности они совершенствуются. Одним из ведущих новообразований этого возраста является произвольность психических процессов, которая предполагает волевое регулирование и направленность деятельности. Ребенок хочет и может что-то создать, самоутвердиться. Более того, работа над проектами сплачивает детский коллектив, привлекает родителей к совместной с детьми деятельности, что способствует и сплочению семьи.
Темами проектов во 2 классе стали : « Золотая осень», «Как зимуют животные?», «Зелёная планета»( в рамках кружка «Я – исследователь»)
Согласно новым стандартам, я неразрывно связываю проектную деятельность с тематическим обучением младших школьников. Примеры тем, над которыми мы работали: «Сказки», «Осень», «Птицы», «Космос», «Что мы знаем о лесе?»
Цель работы над такими темами - формирование образовательных компетенций младших школьников (информационных, проектировочных, коммуникативных )
От класса к классу сложность проектов возрастает:
- проектные задачи, мини-проекты(1 класс),
- среднесрочные проекты (конец 1 класса, 2 класс),
- долгосрочные (3и 4 классы)
В 3 классе в рамках кружка « Я – исследователь» мы с детьми работали над проектами «Лекарственные растения-замечательное богатство природы. Охрана лекарственных растений.», « В гостях у самовара». Сейчас ведём работу по теме «Заочное путешествие по заповедникам нашей Родины».
В 4 классе планируем заняться разработкой социально значимых проектов:
« Наш школьный двор», « Школьная спортплощадка», « Водоёмы нашего посёлка».
Критериями оценивания проектных работ учащихся являются:
- актуальность;
- новизна;
- содержание;
- дизайн;
- графика;
- грамотность.
Проектная деятельность учащихся предоставляет учителю широкие возможности для формирования универсальных учебных действий.
Проектная деятельность учащихся способствует достижению как метапредметных так и личностных результатов:
- формирование социальных ценностей,
- уважительного отношения к иному мнению,
- развитие мотивов учебной деятельности,
-навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
На данный момент в моём классе сформированы следующие метапредметные УУД учащихся:
Коммуникативные
Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, организует их.
Имеет первоначальные навыки работы в группе.
Умеет планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками: определяет цель, функции участников, способ взаимодействия.
Понимает смысл простого текста; знает и может применить первоначальные способы поиска информации (спросить у взрослого, сверстника, посмотреть в словаре).
Умеет задавать учебные вопросы.
Умеет ставить вопросы для инициативного сотрудничества в поиске и сборе информации.
Способен договариваться, учитывать интересы других, сдерживать свои эмоции, проявляет доброжелательное внимание к окружающим.
Умеет слушать, принимать чужую точку зрения, отстаивать свою.
Поддержать разговор на интересную для него тему.
Строит простое речевое высказывание.
Познавательные
Выделяет и формулирует познавательную цель с помощью учителя.
Осуществляет поиск и выделяет конкретную информацию с помощью учителя.
Находит информацию в словаре.
Применяет методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.
Строит речевое высказывание в устной форме с помощью учителя.
Умеет давать оценку одного вида деятельности на уроке с помощью учителя.
Осуществляет рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности.
Умеет слушать, понимать и пересказывать простые тексты.
Слушает и понимает речь других, выразительно читает и пересказывает небольшие тексты.
Понимает цель чтения и осмысливает прочитанное.
Находит ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и различную информацию.
Извлекает необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров.
Умеет работать по предложенному учителем плану.
Регулятивные
Умеет проявлять инициативность и самостоятельность в разных видах детской деятельности.
Принимает и сохраняет учебную задачу.
Умеет обсуждать возникающие проблемы, правила.
Умеет выбирать себе род занятий.
Учитывает выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Планируемые результаты по формированию метапредметных УУД выпускников начальной школы:
Коммуникативные.
Умеет осуществлять поиск информации, критически относиться к ней, сопоставлять её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.
Проявляет широкую любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений.
Обсуждает в ходе совместной деятельности возникающие проблемы, правила.
Умеет договариваться.
Владеет способами управления поведением партнера: контролирует, корректирует, оценивает его действия.
Умеет с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владеет монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Познавательные.
Самостоятельно выделяет и формулирует познавательную цель.
Осознанно и произвольно строит речевое высказывание в устной и письменной форме.
Проявляет самостоятельность в игровой деятельности, выбирая ту или иную игру и способы ее осуществления.
Выбирает наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.
Определяет основную и второстепенную информацию.
Свободно ориентируется и воспринимает тексты художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей.
Понимает и адекватно оценивает язык средств массовой информации.
Регулятивные.
Умеет прогнозировать результат и уровень усвоения знаний.
Осваивает правила планирования, контроля способа решения.
Умеет соотнести способ действия и его результат с заданным эталоном.
Умеет планировать, т.е. определять последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; умеет составлять план и определять последовательность действий.
Способен выстроить внутренний план действия в игровой деятельности.
Переносит навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности в учебную.
© 2019, Прокофьева Альбина Анатольевна 316