СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование метапредметных умений обучающихся через использование проектной деятельности в образовательном процессе

Нажмите, чтобы узнать подробности

С 2012 года в нашей школе работает муниципальная опытно-экспериментальная площадка. Тема опытно-экспериментальной работы школы

« Проектная деятельность как одно из условий формирования метапредметных умений учащихся».

В рамках ОЭР я работаю над темой «Формирование учебно-познавательной компетенции учащихся через проектную деятельность".

Проектная деятельность в младшем школьном возрасте опирается на естественный интерес ребенка к предметам и явлениям окружающей среды, особенно к природному окружению, предоставляет детям возможность увидеть и прочувствовать практическое применение добытых ими знаний.

Поэтому цель моей деятельности – усилить природную любознательность

детей и их стремление исследовать неизвестное.

Задачи - формирование метапредметных УУД :

- коммуникативных,

- познавательных,

- регулятивных.

Работу в рамках проектной деятельности в классе осуществляю по следующей схеме:

Проблема

Тема проекта

Гипотеза

План действий

Формирование групп

Определение «точек самостоятельности» и «точек сотрудничества»

Этапы практической деятельности

Оформление результатов

Презентация проекта

Групповое обсуждение, оценка проекта

Гипотеза

Алгоритм работы над проектом:

- актуализация знаний учащихся;

- постановка проблемы исследования;

- выдвижение гипотез (предположений);

- работа в группах, парах (исследование проблемы, подтверждение или опровержение гипотез);

- работа по инструкции (распределение ролей в группе);

- презентация «продукта» исследования;

- общие выводы по итогам проектной деятельности.

Требования к учебному проекту:

1.Наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.

2. Планирование действий по разрешению проблемы

3. Наличие исследовательской работы учащихся (в том числе работа по поиску и обработке информации).

4. Определение результата работы над проектом, иначе говоря, продукта.

5. Представление конечного продукта деятельности.

То есть проект – это “пять П”: Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.

Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и др.

Этапы проектной деятельности младших школьников:

• мотивационный (учитель заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики обсуждают, предлагают собственные идеи);

• планирующий - подготовительный (определяется тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);

• информационно-операционный (ученики собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель наблюдает, координирует, поддерживает);

• рефлексивно-оценочный (ученики представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку; учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).

Виды проектов:

По доминирующей в проекте деятельности:

• практико-ориентированные (нацелены на социальные интересы самих участников проекта. Продукт проекта заранее определён и может быть использован в жизни класса, школы.);

• исследовательские (по структуре приближены к научному исследованию: доказательство актуальности темы, определение проблемы, цели, задач, методов, источников информации, выдвижение гипотезы, обобщение результатов, выводы, оформление результатов);

• информационные (направлены на сбор информации и ознакомление с ней заинтересованных лиц, анализ и обобщение фактов);

• творческие (не имеет строгой структуры, подчиняется жанру конечного результата (газета, фильм, праздник), но результаты оформляются в продуманной завершенной форме (сценарий фильма или праздника, макет газеты);

• ролевые (проектанты выступают в роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Результат проекта остается открытым до самого окончания. )

По характеру контактов между участниками:

• внутриклассные;

• внутришкольные

По количеству участников проекта:

• индивидуальные;

• групповые.

По продолжительности:

• мини-проекты (укладываются в 1 урок);

• краткосрочные (4-5 уроков);

• среднесрочные;

• долгосрочные.

Организуя работу учащихся в рамках проектной деятельности, я учитываю их возрастные возможности. Поэтому обучение проектированию предполагает совместную учебно-познавательную деятельность коллектива (группы) учащихся под руководством учителя.

Формирование специфических умений и навыков самостоятельной проектной деятельности провожу не только в процессе работы над проектом, но и в рамках традиционных занятий, когда они осваиваются поэтапно как общешкольные (надпредметные).

В рамках традиционных занятий использую специальные организационные формы и методы. Например, проблемное введение в тему урока, постановка цели урока совместно с учащимися, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе, самоанализ и самооценка, рефлексия.

Ничто так не расширяет кругозор ребёнка, не воспитывает и не сплачивает детский коллектив, как совместное дело: создание макета, оформление стенгазеты, выступление перед аудиторией. А когда это подчинено одной цели и вызывает у ребят интерес, тогда достигается особый положительный эффект.

В 1 классе я начинала работу с мини-проектов, небольших проектных задач, которые возможно реализовать в рамках одного урока. «Словарь добрых слов», «Сочиняем загадки», «Книга рецептов», «Иллюстрируем книгу» и др.

В первом же классе мы работали и над среднесрочными проектами (1-2 месяца) в рамках кружка «Я – исследователь». Например, «Собака-лучший друг человека», «В подводном царстве», «Всё о кошках», «Птицы» и др.

Перед детьми ставилась следующая задача: Что я могу рассказать про это животное? Ребята объединялись в малые группы и собирали информацию об этом животном. Это были придуманные сказки, истории, рисунки, иллюстрации, оригами, загадки, пословицы, поговорки, крылатые выражения. Результатом работы стали объёмные папки с самым разным материалом, который потом можно использовать на протяжении всего учебного года.

Более продуктивная проектно – учебная деятельность стала со 2-го класса. У детей данного возраста сформирован ряд коммуникативных умений, сформирована обобщенность умственных действий. Дети уже имеют опыт оценочной и самооценочной деятельности. Данные умения формируются с первых дней ребенка в школе, а в процессе проектной деятельности они совершенствуются. Одним из ведущих новообразований этого возраста является произвольность психических процессов, которая предполагает волевое регулирование и направленность деятельности. Ребенок хочет и может что-то создать, самоутвердиться. Более того, работа над проектами сплачивает детский коллектив, привлекает родителей к совместной с детьми деятельности, что способствует и сплочению семьи.

Темами проектов во 2 классе стали : « Золотая осень», «Как зимуют животные?», «Зелёная планета»( в рамках кружка «Я – исследователь»)

Согласно новым стандартам, я неразрывно связываю проектную деятельность с тематическим обучением младших школьников. Примеры тем, над которыми мы работали: «Сказки», «Осень», «Птицы», «Космос», «Что мы знаем о лесе?»

Цель работы над такими темами - формирование образовательных компетенций младших школьников (информационных, проектировочных, коммуникативных )

От класса к классу сложность проектов возрастает:

- проектные задачи, мини-проекты(1 класс),

- среднесрочные проекты (конец 1 класса, 2 класс),

- долгосрочные (3и 4 классы)

В 3 классе в рамках кружка « Я – исследователь» мы с детьми работали над проектами «Лекарственные растения-замечательное богатство природы. Охрана лекарственных растений.», « В гостях у самовара». Сейчас ведём работу по теме «Заочное путешествие по заповедникам нашей Родины».

В 4 классе планируем заняться разработкой социально значимых проектов:

« Наш школьный двор», « Школьная спортплощадка», « Водоёмы нашего посёлка».

Критериями оценивания проектных работ учащихся являются:

- актуальность;

- новизна;

- содержание;

- дизайн;

- графика;

- грамотность.

Проектная деятельность учащихся предоставляет учителю широкие возможности для формирования универсальных учебных действий.

Проектная деятельность учащихся способствует достижению как метапредметных так и личностных результатов:

- формирование социальных ценностей,

- уважительного отношения к иному мнению,

- развитие мотивов учебной деятельности,

-навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

На данный момент в моём классе сформированы следующие метапредметные УУД учащихся:

Коммуникативные

Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, организует их.

Имеет первоначальные навыки работы в группе.

Умеет планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками: определяет цель, функции участников, способ взаимодействия.

Понимает смысл простого текста; знает и может применить первоначальные способы поиска информации (спросить у взрослого, сверстника, посмотреть в словаре).

Умеет задавать учебные вопросы.

Умеет ставить вопросы для инициативного сотрудничества в поиске и сборе информации.

Способен договариваться, учитывать интересы других, сдерживать свои эмоции, проявляет доброжелательное внимание к окружающим.

Умеет слушать, принимать чужую точку зрения, отстаивать свою.

Поддержать разговор на интересную для него тему.

Строит простое речевое высказывание.

Познавательные

Выделяет и формулирует познавательную цель с помощью учителя.

Осуществляет поиск и выделяет конкретную информацию с помощью учителя.

Находит информацию в словаре.

Применяет методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Строит речевое высказывание в устной форме с помощью учителя.

Умеет давать оценку одного вида деятельности на уроке с помощью учителя.

Осуществляет рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности.

Умеет слушать, понимать и пересказывать простые тексты.

Слушает и понимает речь других, выразительно читает и пересказывает небольшие тексты.

Понимает цель чтения и осмысливает прочитанное.

Находит ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и различную информацию.

Извлекает необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров.

Умеет работать по предложенному учителем плану.

Регулятивные

Умеет проявлять инициативность и самостоятельность в разных видах детской деятельности.

Принимает и сохраняет учебную задачу.

Умеет обсуждать возникающие проблемы, правила.

Умеет выбирать себе род занятий.

Учитывает выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Планируемые результаты по формированию метапредметных УУД выпускников начальной школы:

Коммуникативные.

Умеет осуществлять поиск информации, критически относиться к ней, сопоставлять её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.

Проявляет широкую любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений.

Обсуждает в ходе совместной деятельности возникающие проблемы, правила.

Умеет договариваться.

Владеет способами управления поведением партнера: контролирует, корректирует, оценивает его действия.

Умеет с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владеет монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Познавательные.

Самостоятельно выделяет и формулирует познавательную цель.

Осознанно и произвольно строит речевое высказывание в устной и письменной форме.

Проявляет самостоятельность в игровой деятельности, выбирая ту или иную игру и способы ее осуществления.

Выбирает наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.

Определяет основную и второстепенную информацию.

Свободно ориентируется и воспринимает тексты художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей.

Понимает и адекватно оценивает язык средств массовой информации.

Регулятивные.

Умеет прогнозировать результат и уровень усвоения знаний.

Осваивает правила планирования, контроля способа решения.

Умеет соотнести способ действия и его результат с заданным эталоном.

Умеет планировать, т.е. определять последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; умеет составлять план и определять последовательность действий.

Способен выстроить внутренний план действия в игровой деятельности.

Переносит навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности в учебную.

22.12.2019 14:31


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!