СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование мотивации на уроках английского языка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование мотивации — это воспитание у школьников идеалов, мировоззренческих ценностей, принятых в нашем обществе, в сочетании с активным поведением ученика, что означает взаимосвязь осознаваемых и реально действующих мотивов, единство слова и дела, активную жизненную позицию школьника. [Маркова А. К. 1990.]

При рассмотрении проблемы повышения мотивации, формирования положительных мотивационных установок необходимо исходить из того, что в процессе обучения взаимодействуют следующие составляющие: • ученик, и как он овладевает иноязычными знаниями, умениями и навыками, какие мотивы побуждают его к деятельности; • учитель, и как он обучает, руководствуясь методическими принципами, используя методы, приёмы, средства и формы обучения; • сам предмет «иностранный язык» - то есть, языковые и речевые единицы, которые должны быть освоены учащимися. Таким образом, при формировании положительной мотивации к предмету у младших школьников необходимо учитывать особенности их возраста, как мы их обучаем и чему обучаем. Иногда ученик обладает хорошими способностями, глубокими знаниями, а результат его самостоятельной деятельности средний. Учителю английского языка при изучении личности ученика, работая над мотивационными установками при подготовке к уроку, необходимо выявить взаимосвязь трёх основных личностных характеристик: • отношение к предмету английский язык; • характер взаимоотношений ученика с участниками учебного процесса; • насколько самостоятельно ученик может выполнять учебные действия. Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны. У младших школьников более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая. Они лучше, быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения, описания, объяснения. Поэтому мотивационная установка здесь – желание знать то, что ново, интересно, ярко и образно представлено. Основываясь на этих данных, учителя подбирают методы, приёмы, средства обучения. Важно, чтобы и сама организация учебной работы подкрепляла слова учителя. Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество. В связи с вышесказанным очень полезно в школах проводить семинары по использованию на уроках современных педагогических технологий таких, как обучение в сотрудничестве, проектной методики, новых информационных технологий, Интернет-ресурсов, игровых технологий. Они помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности и творческого потенциала. Мотивы будут проявляться по-разному в зависимости от того в каких ситуациях оказывается ребенок. Более того, мотивы не во всех ситуациях достаточно явно обнаруживаются. Поэтому учителю надо не просто долго наблюдать, а наблюдать в таких ситуациях, где изучаемые качества могут проявляться. Выделяют пять уровней учебной мотивации: Первый уровень - высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. (У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования). Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки. Второй уровень - хорошая школьная мотивация. ( Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.) Подобный уровень мотивации является средней нормой. Третий уровень - положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. Четвертый уровень - низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе. Пятый уровень - негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно - психические нарушения. Учитель для начала может разделить учащихся условно на 5 групп, опираясь на уровневый подход в формировании учебной мотивации. Для того, чтобы выстроить дальнейшую работу по выявлению доминирующих мотивов, необходимо провести диагностику доминирующих мотивов. А.К. Маркова говорит о приеме «неоконченное предложение», который позволит выявить мотивационную установку и доминирующий мотив. [Маркова А.К., Матис Т.А., Орлова А.Б. 2006.]Ребятам предлагается закончить предложение. Я учу английский, так как… 1.на уроке интересно (познавательный мотив). 2. заставляют родители (мотив избегания неприятностей). 3. хочу больше знать (познавательный мотив). 4. в будущем хочу иметь хорошую работу (мотив самоопределения). 5. хочу доставить радость родителям (мотив благополучия). 6. не хочу отставать от товарищей (мотив престижа). 7. нравится учиться (узко-познавательный мотив). 8. хочу быть культурным человеком (мотив самосовершенствования). 9.не хочу опозорить класс (мотив избегания неприятностей). По ответам детей определяется круг мотивационных установок и мотивов, составляется диаграмма по каждой группе учащихся

24.01.2019 13:47


Рекомендуем курсы ПК и ПП