СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Успешность учебной деятельности, качество образования напрямую зависит от внутренней мотивации учащихся. Она характеризуется интересом к процессу обучения и его результату, стремлением развивать какие-либо умения и навыки, самостоятельно решать поставленные перед собой задачи. Есть такое ироничное высказывание американской писательницы Дороти Паркер: «Можно привести лошадь к водопою, но нельзя заставить ее пить». Как же развить у учащихся внутреннюю мотивацию, от которой зависит успешное обучение?
Урок развития речи в 6 «А» классе. Описание репродукции с картины А.М. Герасимова «После дождя. Мокрая терраса». Его проведению предшествовала большая работа: выучены наизусть стихи и проза с описанием дождя, подготовлено сообщение о творчестве художника. Размещена фотовыставка, рассмотрена картина, проработаны слова и словосочетания, составлен план. Осталось ответить на некоторые вопросы и написать сочинение. (Демонстрация видеофильма)
Порою в результате творческого поиска рождаются интересные нестандартные формы работы, что позволяет повысить интерес к предмету или вернуть уже утраченный. (Презентация. Слайд 3) Так, в 5 классе после прочтения стихотворения Сергея Есенина «Я покинул родимый дом» предложила нарисовать картину природы, изобразить героя произведения. Когда выполнили работу, выслушали каждого художника и рассмотрели все иллюстрации, решили, что лучшим является рисунок Антоновой Ани к следующим строкам:
И я знаю, есть радость в нем Тем, кто листьев целует дождь, Оттого, что тот старый клен Головой на меня похож.
В кабинете появилась персональная выставка этой ученицы. (Презентация. Слайд 4).
Ощущение ситуации успеха позволяет детям поверить в свои силы, повысить мотивацию к обучению. Во время подготовки к Всероссийскому конкурсу сочинений в классах, где я работала, были проведены уроки, посвященные творчеству нашего земляка, поэта, исполнителя, актера Олега Митяева. А после того, как все написали сочинение, в кабинете организовала фотовыставку с цитатой из работы Швец Натальи, чье сочинение было признано лучшим. (Слайд 5) Именно Наталье я часто говорю, что испытываю огромный интерес, открывая ее тетрадь, и вижу, как для нее это важно. Выпускница школы Грачева Настя на уроках анализа сочинений неизменно переименовывалась в «Легкое Перышко» за умение писать быстро, легко и грамотно. Хвалить ученика даже за малые достижения и успехи – это неотъемлемая часть мотивации. «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется»,- сказал поэт Федор Иванович Тютчев.
Однако хочу отметить, что не только учителя формируют мотивацию. Три года назад я принесла на урок диктант, в нем речь шла о кошке, оставленной в пустой деревне. Диктант написали. «А с кошкой что?»- спросили дети. Распечатала 2 главы, прочла любознательному классу. «Неужели кошка погибнет?» - переживали ребята. Прочитали всю историю. Так я открыла для себя современного писателя Владимира Каменева.
Подводя итог, хочу отметить, что важным в своей работе по формированию мотивации считаю также следующие установки и действия:
Использование разнообразных педагогических методов и приёмов позволяет содержательно решать задачу формирования мотивации у школьников среднего и старшего звена с ограниченными возможностями здоровья.
© 2020, Рагулина Ольга Федоровна 201