СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование мотивации у школьников среднего и старшего звена с ограниченными возможностями здоровья

Нажмите, чтобы узнать подробности

Успешность учебной деятельности, качество образования напрямую зависит от внутренней мотивации учащихся. Она характеризуется интересом к процессу обучения и его результату, стремлением развивать какие-либо умения и навыки, самостоятельно решать поставленные перед собой задачи. Есть такое ироничное высказывание американской писательницы Дороти Паркер: «Можно привести лошадь к водопою, но нельзя заставить ее пить». Как же развить у учащихся внутреннюю мотивацию, от которой зависит успешное обучение?

  1. На мой взгляд, важнейшим условием заинтересованного отношения ребенка к обучению является личность педагога, увлеченного своим делом. Учитель, ориентированный на личные достижения, верящий в себя, является примером для учащихся и доказательством состоятельности методов его работы. Л.Н. Толстой советовал учителям: «Хочешь наукой воспитать ученика - люби свою науку и знай ее, и ученики полюбят науку, и ты воспитаешь их». Лишь на фундаменте собственных знаний учитель обратит ремесло в мастерство. При этом каждому учителю необходимо помнить, что смысл учительской жизни – ученик.
  2. Одна из серьезнейших проблем сегодняшней школы – резкое падение интереса учащихся к русскому языку и, как следствие, снижение грамотности, неумение правильно, логично выразить свою мысль. Для того, чтобы школьники стали активными участниками процесса обучения, необходимо так организовать учебную деятельность, чтобы учащимся было интересно приобретать новые знания, умения и навыки. Л.Н. Толстой писал: «…Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель сам учиться, обдумывать каждый урок и соизмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика, чем больше вызывать на вопросы и ответы, тем легче будет учиться ученик».

Урок развития речи в 6 «А» классе. Описание репродукции с картины А.М. Герасимова «После дождя. Мокрая терраса». Его проведению предшествовала большая работа: выучены наизусть стихи и проза с описанием дождя, подготовлено сообщение о творчестве художника. Размещена фотовыставка, рассмотрена картина, проработаны слова и словосочетания, составлен план. Осталось ответить на некоторые вопросы и написать сочинение. (Демонстрация видеофильма)

  1. Работа в одном и том же учебном кабинете позволяет мне часто менять его оформление. Это также способствует повышению интереса обучающихся к литературе и русскому языку. Иногда оформление представляет собой выставки творческих работ учащихся. (Презентация. Слайд 1) Это цитаты из сочинений пятиклассников. Описание картины Грабаря «Февральская лазурь». Удивление и радость увидела я на лицах ребят, чьи работы были отмечены. «Мой взгляд на поэзию серебряного века» - выставка работ десятиклассников. Бесспорно, громкая демонстрация итогов деятельности - это хороший стимул, мотивация для каждого ученика. (Презентация. Слайд 2)

Порою в результате творческого поиска рождаются интересные нестандартные формы работы, что позволяет повысить интерес к предмету или вернуть уже утраченный. (Презентация. Слайд 3) Так, в 5 классе после прочтения стихотворения Сергея Есенина «Я покинул родимый дом» предложила нарисовать картину природы, изобразить героя произведения. Когда выполнили работу, выслушали каждого художника и рассмотрели все иллюстрации, решили, что лучшим является рисунок Антоновой Ани к следующим строкам:

И я знаю, есть радость в нем Тем, кто листьев целует дождь, Оттого, что тот старый клен Головой на меня похож.

В кабинете появилась персональная выставка этой ученицы. (Презентация. Слайд 4).

Ощущение ситуации успеха позволяет детям поверить в свои силы, повысить мотивацию к обучению. Во время подготовки к Всероссийскому конкурсу сочинений в классах, где я работала, были проведены уроки, посвященные творчеству нашего земляка, поэта, исполнителя, актера Олега Митяева. А после того, как все написали сочинение, в кабинете организовала фотовыставку с цитатой из работы Швец Натальи, чье сочинение было признано лучшим. (Слайд 5) Именно Наталье я часто говорю, что испытываю огромный интерес, открывая ее тетрадь, и вижу, как для нее это важно. Выпускница школы Грачева Настя на уроках анализа сочинений неизменно переименовывалась в «Легкое Перышко» за умение писать быстро, легко и грамотно. Хвалить ученика даже за малые достижения и успехи – это неотъемлемая часть мотивации. «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется»,- сказал поэт Федор Иванович Тютчев.

Однако хочу отметить, что не только учителя формируют мотивацию. Три года назад я принесла на урок диктант, в нем речь шла о кошке, оставленной в пустой деревне. Диктант написали. «А с кошкой что?»- спросили дети. Распечатала 2 главы, прочла любознательному классу. «Неужели кошка погибнет?» - переживали ребята. Прочитали всю историю. Так я открыла для себя современного писателя Владимира Каменева.

Подводя итог, хочу отметить, что важным в своей работе по формированию мотивации считаю также следующие установки и действия:

  • учет возрастных особенностей;
  • выбор действия в соответствии с возможностями учащихся;
  • использование коллективных и групповых форм работы;
  • использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;
  • использование развивающих заданий на уроках;
  • создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества;
  • формирование адекватной самооценки у учащихся.

Использование разнообразных педагогических методов и приёмов позволяет содержательно решать задачу формирования мотивации у школьников среднего и старшего звена с ограниченными возможностями здоровья.

Категория: Литература
25.01.2020 19:27


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!