СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Инновации современной системы образования, основанные на потребностях общества в молодых, самостоятельных, способных к самоорганизации работников, реализуются на основе Федерального образовательного стандарта начального общего образования. Стандарт третьего поколения указывает на необходимость введения в учебный процесс занятий, способствующих формированию личной и субъектной позиции ученика. Это возможно при условии формирования высокого уровня внутренней учебной мотивации обучающихся. Для изучения данной проблемы были поставлены следующие задачи:
- изучить литературу по теме «Мотивация учения и ее формирование»;
- подготовить методику изучения мотивации учащихся;
- провести исследование;
- опираясь на знания, практический опыт, и полученные результаты исследования, выявить способы формирования внутренней мотивации учащихся в процессе учебной деятельности.
Психологическое изучение мотивации и ее формирование – это две стороны одного и того же процесса воспитания мотивационной сферы целостной личности ученика. Изучение мотивации – это выявление ее реального уровня и возможных перспектив, зоны ее ближайшего развития у каждого ученика и класса в целом. Результаты изучения становятся основой для планирования процесса формирования.
Изучение и формирование мотивации учения должны иметь объективный характер, с одной стороны, и осуществляться в гуманной, уважительной к личности ученика форме – с другой.
Объективность изучения и формирования мотивации учащихся достигается тем, что при этом учителю надо исходить не из оценок и субъективных мнений, а из фактов. Факты же надо уметь получать с помощью специальных психологических методов и методических приемов. Планирование учителем процесса формирования строится именно на основе результатов психологического изучения ученика. Другой важной стороной изучения и формирования мотивации учащихся является обеспечение гуманных отношений между учителем и учеником.
Исследование проводилось на базе ГБОУ СОШ с. Пискалы в 1, 2, 3-х классах, с детьми 6–9 лет. В качестве инструмента исследования была использована анкета.
Целью исследования являлось определение и анализ сформированности мотивации учения у учащихся начальной школы. Для этого было составлено 9 вопросов, которые позволяют выявить наличие трех видов мотивов учения: внутренних (№№3, 4, 8), внешних положительных (№№1, 5, 9) и внешних отрицательных (№№2, 6, 7). Получены следующие данные (рис. 1).
Рис. 1. Доминирующие виды учебных мотивов у учащихся начальных классов
В первом классе у детей внутренняя мотивация к учению составляет 27,8%, причем отрицательные мотивы сильнее положительных (38,9%, против 33,3%). Во втором классе картина меняется: растет доля внутренних мотивов (41,7%), уменьшается доля внешних (положительные – 25%, отрицательные – 33,3%). В третьем классе на долю внутренних мотивов приходится уже 80%, доля внешних положительных мотивов снижается до 12%, внешних отрицательных до 8%.
Как правило, учебная деятельность ребенка побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой.
Мотивационная сфера – ядро личности. В начале своей школьной жизни, имея внутреннюю позицию школьника, он хочет учиться. Причем учиться хорошо, отлично. Искусство воспитания заключается в создании правильного сочетания «понимаемых» мотивов и мотивов «реально действующих» и вместе с тем в умении вовремя придать более высокое значение успешному результату деятельности, чтобы этим обеспечить переход к более высокому типу внутренних мотивов, управляющих жизнью личности.
В зависимости от того, каков мотив деятельности, она приобретает для ребенка различный смысл. Ребенок решает задачу. Цель состоит в том, чтобы найти решение. Мотивы же могут быть различными. Мотив может быть в том, чтобы научиться решать задачи, или, в том, чтобы не огорчать учителя или порадовать родителей хорошей отметкой. Объективно во всех этих случаях цель остается той же самой: решить задачу, но смысл деятельности изменяется вместе с изменением мотива.
А.Н. Леонтьев различает мотивы понимаемые и мотивы реально действующие. Учащийся понимает, что надо учиться, но это еще может не побуждать его заниматься учебной деятельностью. Понимаемые мотивы в ряде случаев становятся мотивами реально действующими.
Мотивы могут осознаваться и не осознаваться. Актуально, т. е. в момент деятельности, они, как правило, не осознаются. Но даже в том случае, когда они не осознаются, они отражаются в определенной эмоции, т. е. учащийся может не осознавать мотив, который его побуждает, но он может хотеть или не хотеть что-то делать, переживать в процессе деятельности. Вот это желание или нежелание действовать является, по А.Н. Леонтьеву, показателем положительной или отрицательной мотивации.
Не все мотивы имеют одинаковое влияние на учебную деятельность. Одни из них – ведущие, другие – второстепенные.
Все мотивы могут быть разделены на две большие группы: одни из них порождаются самой учебной деятельностью, непосредственно связаны с содержанием и процессом учения, способами усвоения знаний: другие мотивы лежат как бы за пределами учебного процесса и связаны лишь с результатами учения. Такие мотивы могут быть как широкими социальными (стремление хорошо окончить школу, поступить в вуз, хорошо работать в будущем), так и узколичными; мотивы благополучия (получить хорошую отметку любой ценой, заслужить похвалу учителя или родителей, избежать неприятностей) и престижные мотивы (выделиться среди товарищей, запять определенное положение в классе).
В заключение хочется отметить, искусство воспитания все-таки заключается в создании правильного сочетания «понимаемых» мотивов и мотивов «реально действующих» и вместе с тем в умении вовремя придать более высокое значение успешному результату деятельности, чтобы этим обеспечить переход к более высокому типу внутренних мотивов, управляющих жизнью личности.
Приложение 1
Тест-опросник на выявление мотивации учащихся
1. Я учусь потому, что на уроке интересно.
2. Я учусь, потому, что заставляют родители.
3. Я учусь потому, что хочу больше знать.
4. Я учусь, чтобы потом хорошо работать.
5. Я учусь, чтобы доставить радость родителям.
6. Я учусь, чтобы не отставать от товарищей.
7. Я учусь, чтобы не опозорить свой отряд и класс.
8. Я учусь потому, что в наше время нельзя быть незнайкой.
Я учусь потому, что нравится учитель.
Список литературы
© 2021, Говоренко Вероника Владимировна 224