СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование мотивации учения младшего школьника как основа профессионализма учителя

Нажмите, чтобы узнать подробности

Инновации современной системы образования, основанные на потребностях общества в молодых, самостоятельных, способных к самоорганизации работников, реализуются на основе Федерального образовательного стандарта начального общего образования. Стандарт третьего поколения указывает на необходимость введения в учебный процесс занятий, способствующих формированию личной и субъектной позиции ученика. Это возможно при условии формирования высокого уровня внутренней учебной мотивации обучающихся. Для изучения данной проблемы были поставлены следующие задачи:

- изучить литературу по теме «Мотивация учения и ее формирование»;

- подготовить методику изучения мотивации учащихся;

- провести исследование;

- опираясь на знания, практический опыт, и полученные результаты исследования, выявить способы формирования внутренней мотивации учащихся в процессе учебной деятельности.

Психологическое изучение мотивации и ее формирование – это две стороны одного и того же процесса воспитания мотивационной сферы целостной личности ученика. Изучение мотивации – это выявление ее реального уровня и возможных перспектив, зоны ее ближайшего развития у каждого ученика и класса в целом. Результаты изучения становятся основой для планирования процесса формирования.

Изучение и формирование мотивации учения должны иметь объективный характер, с одной стороны, и осуществляться в гуманной, уважительной к личности ученика форме – с другой.

Объективность изучения и формирования мотивации учащихся достигается тем, что при этом учителю надо исходить не из оценок и субъективных мнений, а из фактов. Факты же надо уметь получать с помощью специальных психологических методов и методических приемов. Планирование учителем процесса формирования строится именно на основе результатов психологического изучения ученика. Другой важной стороной изучения и формирования мотивации учащихся является обеспечение гуманных отношений между учителем и учеником.

Исследование проводилось на базе ГБОУ СОШ с. Пискалы в 1, 2, 3-х классах, с детьми 6–9 лет. В качестве инструмента исследования была использована анкета.

Целью исследования являлось определение и анализ сформированности мотивации учения у учащихся начальной школы. Для этого было составлено 9 вопросов, которые позволяют выявить наличие трех видов мотивов учения: внутренних (№№3, 4, 8), внешних положительных (№№1, 5, 9) и внешних отрицательных (№№2, 6, 7). Получены следующие данные (рис. 1).

Рис. 1. Доминирующие виды учебных мотивов у учащихся начальных классов

В первом классе у детей внутренняя мотивация к учению составляет 27,8%, причем отрицательные мотивы сильнее положительных (38,9%, против 33,3%). Во втором классе картина меняется: растет доля внутренних мотивов (41,7%), уменьшается доля внешних (положительные – 25%, отрицательные – 33,3%). В третьем классе на долю внутренних мотивов приходится уже 80%, доля внешних положительных мотивов снижается до 12%, внешних отрицательных до 8%.

Как правило, учебная деятельность ребенка побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой.

Мотивационная сфера – ядро личности. В начале своей школьной жизни, имея внутреннюю позицию школьника, он хочет учиться. Причем учиться хорошо, отлично. Искусство воспитания заключается в создании правильного сочетания «понимаемых» мотивов и мотивов «реально действующих» и вместе с тем в умении вовремя придать более высокое значение успешному результату деятельности, чтобы этим обеспечить переход к более высокому типу внутренних мотивов, управляющих жизнью личности.

В зависимости от того, каков мотив деятельности, она приобретает для ребенка различный смысл. Ребенок решает задачу. Цель состоит в том, чтобы найти решение. Мотивы же могут быть различными. Мотив может быть в том, чтобы научиться решать задачи, или, в том, чтобы не огорчать учителя или порадовать родителей хорошей отметкой. Объективно во всех этих случаях цель остается той же самой: решить задачу, но смысл деятельности изменяется вместе с изменением мотива.

А.Н. Леонтьев различает мотивы понимаемые и мотивы реально действующие. Учащийся понимает, что надо учиться, но это еще может не побуждать его заниматься учебной деятельностью. Понимаемые мотивы в ряде случаев становятся мотивами реально действующими.

Мотивы могут осознаваться и не осознаваться. Актуально, т. е. в момент деятельности, они, как правило, не осознаются. Но даже в том случае, когда они не осознаются, они отражаются в определенной эмоции, т. е. учащийся может не осознавать мотив, который его побуждает, но он может хотеть или не хотеть что-то делать, переживать в процессе деятельности. Вот это желание или нежелание действовать является, по А.Н. Леонтьеву, показателем положительной или отрицательной мотивации.

Не все мотивы имеют одинаковое влияние на учебную деятельность. Одни из них – ведущие, другие – второстепенные.

Все мотивы могут быть разделены на две большие группы: одни из них порождаются самой учебной деятельностью, непосредственно связаны с содержанием и процессом учения, способами усвоения знаний: другие мотивы лежат как бы за пределами учебного процесса и связаны лишь с результатами учения. Такие мотивы могут быть как широкими социальными (стремление хорошо окончить школу, поступить в вуз, хорошо работать в будущем), так и узколичными; мотивы благополучия (получить хорошую отметку любой ценой, заслужить похвалу учителя или родителей, избежать неприятностей) и престижные мотивы (выделиться среди товарищей, запять определенное положение в классе).

В заключение хочется отметить, искусство воспитания все-таки заключается в создании правильного сочетания «понимаемых» мотивов и мотивов «реально действующих» и вместе с тем в умении вовремя придать более высокое значение успешному результату деятельности, чтобы этим обеспечить переход к более высокому типу внутренних мотивов, управляющих жизнью личности.

Приложение 1

Тест-опросник на выявление мотивации учащихся

1. Я учусь потому, что на уроке интересно.

2. Я учусь, потому, что заставляют родители.

3. Я учусь потому, что хочу больше знать.

4. Я учусь, чтобы потом хорошо работать.

5. Я учусь, чтобы доставить радость родителям.

6. Я учусь, чтобы не отставать от товарищей.

7. Я учусь, чтобы не опозорить свой отряд и класс.

8. Я учусь потому, что в наше время нельзя быть незнайкой.

Я учусь потому, что нравится учитель.

Список литературы

  1. 1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности [Текст] / В.Г. Асеев. – М., 2011. – 158 с.
  2. 2. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте [Текст] / А.К. Маркова. – М., 2010. – 192 с.
  3. 3. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников [Текст] / М.В. Матюхина. – М., 2014. – 278 с.
  4. 4. Ссылка на автора
29.10.2021 12:37


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!