СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Чтение занимает значительное место в жизни человека. Оно не только развивает способность человека мыслить и позволяет глубже понять окружающий мир, но и обогащает его духовно. Известно, что в читающей семье ребенок непроизвольно втягивается в мир чтения. Помните, в своей автобиографии «У нас дома в далекие времена» («Damals bei uns daheim») Ганс Фаллада писал о том, что в его семье глагол «Читать» использовался в разных формах (я читаю, он читает, мы читаем и тд). И только повелительная форма «Читай!» не находила применения.
Ich las jedes Buch nicht nur einmal, ich las es mehrere Male. Aber in meiner Familie stand es so, dass das Verb „lesen“ in allen Formen konjugiert wurde: ich lese, du liest, wir lesen. Nur der Imperativ „Lies!“ fand keine Verwendung. Wir taten es auch so.
В современном мире, при постоянно возрастающем потоке информации между странами, большое место в жизни человека начинает занимать чтение на иностранном языке (сказать про исследование Skyeng).
Исходя из этой информации, обучение чтению следует строить таким образом, чтобы учащиеся воспринимали его как реальную деятельность, имеющую практическую значимость. Использования чтения в качестве источника получения информации создает необходимые условия для стимулирования интереса к изучению этого предмета в школе, который учащийся может удовлетворить самостоятельно, поскольку для чтения не требуется собеседник, ни слушатели, а нужна лишь книга. Овладение умением читать на иностранном языке делает реальным и возможным достижение воспитательных, образовательных и развивающих целей изучения данного предмета.
При обучении чтению на начальном этапе важно научить школьника правильно читать, то есть научить его озвучивать графемы, извлекать мысли, то есть понимать, оценивать, использовать информацию текста. Эти умения зависят от того, с какой скоростью читает ребенок. Именно высокий уровень овладения техникой чтения позволяет достичь результата самого процесса чтения – быстрого и качественного извлечения информации.
Достичь читательской грамотности на уроках иностранного языка помогают разные приемы. Рассмотрим некоторые из них, которые можно применять на уроках в начальной школе. Делим работу с текстом на три этапа: предтекстовой, работа с самим текстом и послетекстовой.
Перейдем к практической части.
Уважаемы коллеги, предлагаю вам сегодня занять роли учеников 3 класса. И проверить на себе эффективности некоторых приемов по формированию читательской грамотности.
1. Предтекстовой этап – побуждение стимулирование мотивации к работе с текстом.
а) Введение в тему – просмотр видео/прослушивание песни.
Задание: Прослушайте песню и определите тему урока.
b) Прием «Глоссарий».
Задание: Просмотрите слова и отметьте те, которые могут быть связаны с нашим текстом.
Schneeflocken, Schneemann, Schneeballschlacht, Schi, Sommer, Grass, Blumen, Fahrrad
* Здесь же можно познакомить со значением новых слов, чтобы снять трудности при дальнейшей работе с текстом.
Задание: Соедини немецкое слово с его значением на русском языке (работа в парах)
die Schneeflocke (-n) - снежинка
Schi laufen – кататься на лыжах
Schlittschuh laufen – кататься на коньках
die Eisbahn (-en) - каток
rodeln – кататься на санках
einen Schneemann bauen – лепить снеговика
eine Schneeballschlacht machen – играть в снежки
2. Работа с текстом.
а) Прием «Чтение с остановками»
Задание: Прочитать текст по цепочке. Учитель делает «остановки», чтобы проконтролировать понимание прочитанного или спрогнозировать дальнейший сюжет вместе с учащимися.
b) Прием «Мозаика/ «Реконструкция текста»
Задание: Собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности. В качестве варианта выполнения задания ученики могут предложить несколько различных путей последовательного соединения.
* Можно распределить части текста между всеми учениками класса так, чтобы учащиеся объединились в группы, собрав все части текста.
3. Послетекстовой этап – использовать ситуацию текста в качестве языковой, речевой и содержательной опоры для развития умений в устной и письменной речи
a) Приём «Тонкий и Толстый вопрос»
Задание: Сформулировать «тонкие» и «толстые» вопросы, связанных с прочитанным текстом. Затем опросить друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.
Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ.
Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.
«Тонкие» вопросы |
«Толстые» вопросы |
Wer … ? Was …? When …? |
Warum … ?
|
b) Задание: Ответить на вопросы.
В завершении хотела бы еще раз подчеркнуть, что чтение на любом уровне развития имеет практическую ценность, а связанное с этим ощущение успеха повышает интерес учеников к иностранному языку; оно является основным путем приобщения к культуре народа, язык которого изучается. В результате чтения большого количества текстов у ученика развивается ощущение иностранного языка, благодаря чему ослабляется негативное влияние родного, что облегчает и убыстряет последующее развитие устной речи.
Важно помнить, что читательские умения, приобретенные в школе, впоследствии будут использоваться в профессиональной, личной и социальной сферах жизни.
© 2025, Фиопентова Наталья Петровна 26