СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование познавательной самостоятельности младших школьников с помощью метода CASE STUDY

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачей учителя становится организовать процесс формирования устойчивой мотивации к обучению и овладения учениками комплексом учебных действий, составляющих основу умения учиться самостоятельно. Сформировать и развивать самостоятельность в познавательной деятельности учащихся - значит решить одну из важнейших задач школы – научить учится. Задача педагога - развивая индивидуальные способности ребенка, мотивировать его к самостоятельности. Самостоятельность проявляется в стремлении к саморазвитию и самосовершенствованию, в способности к самоконтролю, адекватной самооценке, осознанию личной ответственности – это важнейшие качества для успешной социальной адаптации в современном информационном обществе. Формирование и развитие навыков самостоятельной деятельности учащихся в учебном процессе – одно из важнейших направлений работы современного образования. Самостоятельность в познавательной деятельности – обязательное условие успешного обучения, способности к организации своей учебной деятельности, становления у школьников устойчивого стремления к совершенствованию своих знаний и умения применять их на практике. Приоритетной задачей школы является ориентирование на процесс становления самостоятельной личности и подготовка к дальнейшей успешной социализации в информационном обществе, адаптации в условиях инновационной экономики.

Перед нами возникла проблема – как перейти от традиционного процесса обучения, направленного на получение готовых знаний учениками, в процесс самостоятельного, увлеченного обучения, где ребята принимают активное участие в освоение программного материала. С этой задачей, на наш взгляд, успешно справляется образовательные метод CASE STUDY, который развивает способности находить решение проблемы и учиться работать с информацией, при этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку.

Использование метода CASE STUDY в начальной школе способствует у обучающихся:

- развитию навыков анализа и критического мышления;

- соединению теории и практики;

- представлению примеров принимаемых решений;

- демонстрации различных позиций и точек зрения;

- формированию навыков оценки альтернативных вариантов в условиях неопределенности.

Реализация системно-деятельностного подхода, как основного в ФГОС, возможна с помощью метода CASE STUDY. Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г. Повсеместное распространение метода в мире началось в 70-80 годы, тогда же метод получил известность и в СССР. Значительный вклад в разработку и внедрение этого метода внесли Г.А. Брянский, Ю.Ю. Екатеринославский, О.В. Козлова, Ю. Д. Красовский, В.Я. Платов, Д.А. Поспелов, О.А. Овсянников, B.C. Рапопорт и др.

Главное его предназначение – развивать способность находить решение проблемы и учиться работать с информацией, при этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество учителя и ученика. Несомненными плюсами кейсов являются: практическая направленность; возможность адаптировать ситуацию к реальной организационной ситуации; активность участников в относительно безопасной ситуации; возможность создать рабочую доброжелательную мотивирующую обстановку, позволяющую участникам задействовать имеющийся опыт, проявить креативность; возможность получения позитивной обратной связи от ведущего и участников, возможность для участников повысить свою уверенность в том, что они могут справиться в реальности с задачами такого плана или, наоборот, выявить свои недостатки; возможность для участников делать ошибки в ситуации, приближенной к реальности, а потом их анализировать.

Суть метода CASE STUDY заключается в создании и комплектации специально разработанных учебнометодических материалов в специальный набор (кейс) и их передаче обучающимся. При использовании данного метода обучающиеся получают пакет вопросов, на которые им необходимо найти ответы для понимания сути проблемы.

Содержание кейсов может быть самым разнообразным: художественные произведения, конкретная жизненная ситуация, обобщение знаний по математике по любой теме т. д. Использовать метод CASE STUDY возможно, как на учебных занятиях, так и во внеурочной деятельности.

Метод CASE STUDY способствует развитию следующих умений:

- Анализировать ситуации;

- Оценивать альтернативы;

- Выбирать оптимальный вариант решений;

- Составлять план осуществления решений;

И как результат - устойчивый навык решения практических задач.

Использование метода CASE STUDY в начальной школе способствует у обучающихся:

- развитию навыков анализа и критического мышления;

- соединению теории и практики;

- представлению примеров принимаемых решений;

- демонстрации различных позиций и точек зрения;

- формированию навыков оценки альтернативных вариантов в условиях неопределенности.

Виды кейсов:

1. Практические кейсы

Реальные жизненные ситуации, детально и подробно отраженные. При этом их учебное назначение может сводиться к тренингу обучаемых, закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) в данной ситуации. Кейсы должны быть максимально наглядными и детальными.

2. Обучающие кейсы

Отражают типовые ситуации, которые наиболее часты в жизни. Ситуация, проблема и сюжет здесь не реальные, а такие, какими они могут быть в жизни, не отражают жизнь «один к одному».

3. Научно-исследовательские кейсы

Они выступают моделями для получения нового знания о ситуации и поведения в ней. Обучающая функция сводится к исследовательским процедурам.

Метод CASE STUDY способствует реализации следующих задач:

• создание оптимальных условий для самостоятельного решения учебных задач, развитие аналитических и

коммуникативных способностей;

• развитие желания у ребенка овладевать новыми знаниями, добывая информацию самостоятельно;

• создание комфортных условий для учащихся, исходя из их интересов и способностей, через использование методов, безопасных для психологического здоровья младших школьников.

26.12.2022 05:55


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!