СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Шкиль Л.В., учитель
русского языка и литературы,
ГБУ ОО ЗО «Орловская СОШ» Приморского района
Формирование предметной компетенции учащихся при изучении трудных разделов программы «Литература» в рамках организации проектной деятельности с использованием технологии критического мышления
Я хочу представить вашему вниманию приём технологии критического мышления «Кластер», который я практикую для формирования ключевых компетенций. Он позволяет старшеклассникам использовать свои знания при изучении сложных объемных тем, создает базу для успешного усвоения нового. Составление кластера позволяет моим ученикам творчески переработать любую тему любого учебного предмета.
Понятие «кластер» переводится как «гроздь, пучок». Это способ изображения и записи учебной информации в определенной системе на любом этапе урока. Кластер оформляется в виде грозди, схемы или модели планеты со спутниками. В центре располагают либо основное понятие, либо главную мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, которые соотносятся с главным понятием в центре прямыми линиями. Это могут быть слова, рисунки, словосочетания, предложения, идеи, мысли, факты, гипотезы, образы, ассоциации – всё, относящиеся к изучаемой на этом уроке темы.
Кластер – универсальный прием. Он отлично подходит для любой стадии урока. Рассмотрим его на примере проведения урока литературы «Серебряный век русской поэзии».
Слово учителя. В конце 19-начале 20 века, в течение всего тридцати пяти – тридцати шести лет в истории русской поэзии, и шире – литературы, культуры произошел очевидный художественный взлет. Это время ныне называют Серебряным веком. Почему именно Серебряный век? Запишите свои идеи в кластер.
- С чем возникает ассоциация серебра? (ночь, луна, ночные видения, сны; серебро - символ чистоты, святости).
Русский Серебряный век - это предельное состояние, полная саморастрата, самоуничтожение в процессе творчества, это совсем новый подход к литературе: литература становится формой жизни. Главные направления поэзии: символизм, акмеизм, футуризм. Множество бессмертных имен вписано золотом в русскую и мировую поэзию в этот серебряный период.
1 фаза - вызов. Задачи фазы: актуализация знаний и представлений по теме урока, пробуждение познавательного интереса к теме, определение направлений при изучении нового материала.
Задание учащимся: вспомнить или найти в распечатанных научных статьях даты возникновения, характерные черты, творческие искания, манифесты символистов, акмеистов, футуристов. Записать все сведения в лист А3
1 группа. Символизм.
Символизм — это поэзия туманностей, намеков и ассоциаций; загадочная и таинственная, построенная на символах
Дополните свои знания, впишите в кластер (Сопровождается показом видеофильма по теме)
2 группа. Акмеизм.
Стихотворения акмеистов точны, логичны, стройны и ясны. Стремятся к пушкинскому языку. Овеществляют даже невещественные духовные чувственные переживания. В стихотворениях акмеистов легко выделить тему, содержание, основную мысль; их легко понять и выучить. Дополните свои знания, впишите в кластер (Сопровождается показом видеофильма по теме)
3 группа. Футуризм.
Футуристы призывали к созданию нового языка через создание новых слов, отказ от знаков препинания, звукопись. Провозгласили «теорию самовитого слова», то есть в целом у стихотворения могло не быть цели, темы, смысла, содержания, рифмы.
2 фаза «реализация смысла» (осмысление)
Задачи фазы: организация активной работы с текстом, удовлетворение познавательных «запросов».
3 фаза «рефлексия»
Задачи фазы: соотнесение старых и новых представлений, обобщение материала.
4. Анализ стихотворений символистов, акмеистов и футуристов. Работа в группах. Каждой группе дано одно стихотворение. Выступления групп.
Подведение итогов урока. Рассмотрев кластеры и таблицу, сделайте вывод о том, чем отличаются литературные течения, что их объединяет.
Вывод: Мы видим полнейшую разобщенность, непримиримость во взглядах на то, каким должно быть искусство и как нужно писать стихи. Но все они современники, их объединяет время, сама эпоха:
- всем им было свойственно ощущение внутреннего хаоса и смятения, душевной дисгармонии;
- все они трепетно относились к слову, образу, ритму; все они новаторы структуры поэтического произведения;
- их сближает беззаветное поклонение искусству, преданное служение ему.
Последнее задание: наклейте портреты поэтов, выбрав для каждого течения самых известных.
Я считаю, что приём «кластер» - это педагогическая стратегия, которая помогает учащимся свободно и открыто размышлять, анализировать и приводить в определенную систему сложный, объемный учебный материал. Это нелинейная форма мышления. Разбивка на кластеры используется и на этапе вызова, и на этапе рефлексии в основном для стимулирования мыслительной деятельности до того, как определённая тема будет изучена более тщательно, может с успехом применяться в качестве средства для подведения итогов изученного.
В зависимости от цели урока учитель может организовать индивидуальную самостоятельную работу учащихся, парную, групповую или коллективную – в виде общего совместного обсуждения. Предметная область не ограничена, и может быть любой, использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем.
© 2024, Шкиль Лина Викторовна 126