СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование сплоченности кадетского коллектива в результате взаимодействия в воспитательном процессе педагогического, ученического коллективов, семьи, общественности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание кадетов в духе коллективизма, друж­бы и товарищества является одной из важнейших задач офицеров и преподавателей кадетского корпуса. Такое воспитание возможно только в организован­ном и целеустремленном коллективе. Уже с первого дня пребывания кадетов в корпусе преподаватели и офи­церы-воспитатели должны воспитывать у них умение жить и работать в коллективе, сочетать свои личные ин­тересы и стремления с интересами коллектива взвода и роты.

Сразу же после сформирования взводов юноши начинают присматриваться друг к другу. Это период, когда в подразделениях идет сложный процесс созда­ния коллектива. Ведущую роль в установлении, разви­тии, углублении и поддержании дружбы между кадетами играет офицер-воспитатель. Он может и должен создать необходимые условия для возникновения друж­бы там, где ее еще нет, для упрочения дружбы в тех случаях, когда между кадетами наметились более близкие отношения, для поддержания дружбы в тех случаях, когда у кадетов начинают устанавливаться неприязненные отношения, для устранения и предупреж­дения между ними ложной дружбы.

Но чтобы воспитание коллективизма, дружбы и това­рищества было успешным, офицеру-воспитателю необ­ходимо чаще обмениваться мнениями с преподавателя­ми, работающими в данном классе, договариваться с ними о совместных мероприятиях и выступать единым фронтом для предупреждения (или пресечения) непра­вильной, ложной дружбы.

Единство интересов (стремление добиться успехов в учебе и стать офицерами), одинако­вый для всех быт, единые требования, предъявляемые к кадетам педагогическим коллективом, совместные походы и игры — все это положительно влияет на уста­новление сначала товарищеских, а затем и более близ­ких, дружеских взаимоотношений как между отдельны­ми кадетами, так и во всем коллективе взвода.

С первых же дней обучения в кадетском корпусе встал вопрос о помощи отстаю­щим, оказавшимся среди нового приема. Преподаватели организовали дополнительные занятия. К некоторым кадетам прикрепили хорошо успевающих. И надо ска­зать, в большинстве случаев ребята догоняли своих «учителей», а иногда даже обгоняли их.

Дружба помогает кадетам более успешно решать задачи самовоспитания, ликвидации личных недостат­ков, выработки необходимых черт характера, роста об­щего кругозора и т. д. Поэтому создание и укрепление коллектива кадетов, его правильное развитие должно находиться в центре внимания всего офицерского и пре­подавательского состава кадетского корпуса.

Однако нельзя допускать, чтобы кадеты замыка­лись в кругу интересов коллектива своего взвода и роты; им должны быть дороги и близки интересы корпуса в целом. Заботясь о правильном развитии коллектива, офицеры-воспитатели и преподаватели должны вовлечь кадетов в активную работу по ре­шению конкретных задач, стоящих не только перед взво­дом, но и перед ротой и кадетским корпусом. Надо добиваться, чтобы кадеты 2 курса заботились о кадетах нового набора, принимали участие в жизни их коллек­тивов, помогали им в учебе, организации досуга, укреп­лении дисциплины. В свою очередь кадеты 10-го клас­са не должны быть безучастными к жизни своих стар­ших товарищей. Например, что мешает установить традицию, чтобы кадеты 1 курса в торжественной обстановке желали выпускникам успеш­но сдать ЕГЭ и участвовали в торжественной церемонии проводов окон­чивших кадетский корпус.

Чтобы коллектив кадетов развивался, с ним не­обходимо непрерывно работать, ставить перед ним кон­кретные посильные задачи, требовать их выполнения.

В сплочении коллектива большую роль играет актив кадетов, на который опираются в своей работе офи­церы-воспитатели и преподаватели.

Офицер-воспитатель должен внимательно подходить к созданию актива, проявляя при этом терпение, педа­гогический такт и чуткость в работе с каждым кадетом. Ему надо хорошо знать интересы, характер, орга­низаторские способности и навыки каждого кадета, чтобы найти для него такой участок работы, где ему было бы интересно, где он мог бы проявить свои способ­ности. Офицер должен научить кадетов работать для коллектива, отчитываться и отвечать перед коллективом. Нужно поставить дело так, чтобы кадеты видели, что их труд и усилия нужны коллективу.

Каждый активист должен иметь конкретное поруче­ние: вести учет успеваемости и дисциплинированности кадетов взвода, работать в редколлегии стенгазеты, помогать отстающим в учебе, в спорте и т. д. По­мимо постоянных поручений, кадетам могут даваться и временные (например, подготовка и оформление материалов к предметной неделе, оборудование стенда спортивных достижений взвода и т. п.). Все поручения обязательно проверяются. Таким образом, офицер-вос­питатель сплачивает вокруг себя наиболее активных и инициативных кадетов, т. е. создает актив взвода, организует и направляет его работу.

Работе офицера-воспитателя по созданию и укрепле­нию коллектива кадетов помогает его помощник — вице-сержант. При правильной постановке работы офицеров со своими помощниками последние могут сыграть значи­тельную роль в создании крепкого, дружного коллекти­ва взвода.

Офицеры-воспитатели должны про­являть особую заботу о вице-сержантском составе. Это большая сила, имеющая определенные права. Но часто эта сила используется не в полную меру, так как офи­церы роты не могут добиться, чтобы вице-сержанты преодолели чувство ложного товарищества. Сразу же после сформирования взводов нужно готовить активи­стов к тому, чтобы каждый из них, заняв должность вице-сержанта, правильно мог реагировать на факты недисциплинированности своих товарищей, не скрывал их, а был первым помощником офицера-воспитателя в борьбе за повышение качества учебы и укрепление дис­циплины.

Создание сплоченного коллектива кадетов, его развитие и рост следует рассматривать не как самоцель, а как необходимое условие духовно-нравственного воспита­ния кадетов. Поэтому, организуя работу коллектива, я старюсь не упу­скать из виду ни одного кадета и использовать кол­лектив для воспитания каждого отдельного его члена. Важно, чтобы офицер внимательно и постоянно изучал каждого кадета, знал бы его положительные и отри­цательные стороны, не просто регистрировал факты и события, а на основании своих наблюдений делал вы­воды, искал пути индивидуального подхода к каждому. Офицеру необходимо выработать у себя умение пони­мать внутренний мир кадетов, их психологию и в своей работе опираться на положительные черты харак­тера того или иного кадета. Но и этого недостаточно. Офицер должен всегда относиться с вниманием и ду­шевной теплотой к каждому кадету, оказывать ему доверие, ибо это доверие и теплота непременно распо­ложат воспитанника к офицеру, вызовут желание под­чиниться его влиянию. Безразличное, равнодушное, а тем более неприязненное чувство к кадету отдаляет его от офицера, а это обязательно приводит к ошибкам в воспитании. Однако, относясь к кадету с внима­нием и уважением, офицер в то же время должен быть требовательным и настойчивым в его воспитании. Опыт работы показывает, что там, где офицер стоит близко к кадетам и предъявляет к ним должные требования, воспитательная работа дает лучшие результаты.

Опытные офицеры умело используют силу коллекти­ва кадетов для воспитания отдельных его членов.

Так на одном из общих собраний взвода на втором курсе кадеты обсудили поведение каждого члена коллектива. Присутствие офицера-воспитателя на этом обсуждении не смущало выступающих, они вскрывали недостатки, ничего не утаивая. Поднимались вопросы от­ношения к учебе, к старшим, к коллективу; вопросы честности и принципиальности; отмечалось отсутствие волевых качеств у отдельных кадетов и недостаточ­ное внимание к спорту и т. д. Было принято решение, что каждый кадет должен указывать товарищу на его недостатки и помогать ему исправиться. Такое об­суждение принесло большую пользу. На очередном соб­рании взвода было отмечено, что многие кадеты устранили или устраняют отмеченные в их характере и поведении недостатки.

Использовать влияние коллектива на отдельных его членов офицер должен очень осторожно и не полагаться только на коллектив. Нужно поставить дело так, чтобы недисциплинированный или неуспевающий кадет ви­дел, что, предъявляя требовательность, офицер и това­рищи доброжелательно к нему относятся, хотят ему по­мочь. Тогда кадет начинает чувствовать уверенность в своих силах, у него появляется желание быть гораздо лучше, чем он есть.

Важной формой укрепления коллектива, создания правильного общественного мнения являются общие собрания кадетов взвода, на которых об­суждаются вопросы, представляющие в данный момент наибольший интерес.

На взводных собраниях кадетам сооб­щается, как они учатся и как выполняют порядки, уста­новленные в корпусе; офицер-воспитатель обсуждает со своими питомцами мероприятия по улучшению успеваемости, укреплению во взводе дисциплины, порядка, товарищества и дружбы. На этих собраниях воспитанникам разъясняется, почему надо строго выполнять требования дисцип­лины, почему недопустимы нарушения установленных правил, грубость, подсказывание, списывание, ложная дружба и товарищество, недобросовестное отношение к учебе и общественной работе. Разъяснение этих вопро­сов, если оно построено на материале, взятом из жизни взвода или кадетского корпуса, оказывает действенное влия­ние на упрочение коллектива, на усиление в нем товари­щеских и дружеских связей, что помогает офицеру-вос­питателю, преподавателям и самим кадетам лучше решать стоящие перед ними задачи.

Чтобы собрания кадетов приносили возможно большую пользу, их необходимо тщательно готовить. Офицер-воспитатель, ставя на об­суждение собрания кадетов тот или иной вопрос, всесторонне продумывает его, подбирает для своего до­клада наиболее яркие поучительные факты и примеры, добивается, чтобы язык доклада был доступен кадетам.

В здоровом, хорошо воспитанном коллективе многие вопросы жизни, учебы и поведения отдельных кадетов правильно решаются самим же коллективом, без рассмотрения их на собрании. Но в практике воспита­тельной работы можно встретиться с такими отрица­тельными чертами в характере и поведении воспитанни­ка, которые можно изжить лишь общими, совместными усилиями офицера-воспитателя, преподавателей и кол­лектива кадетов. Лучшей формой для этого является общее собрание коллектива взвода, а если потребуется, то и всей роты.

Обсуждению персонального дела должна предшест­вовать большая работа. Офицер-воспитатель анализи­рует личные наблюдения за данным воспитанником, пе­дагогические характеристики на него, беседует с пре­подавателями, выясняя их мнения и предложения. На основе собранного материала он устанавливает хорошие качества и задатки кадета, вскрывает причины пло­хого поведения, вырабатывает план действий по исправлению воспитанника. При этом офицер-воспитатель осо­бенно внимательно разбирается во взаимоотношениях данного кадета с коллективом и с отдельными вос­питанниками, выясняет, какие мнения существуют о нем в коллективе, готовит кадетов к активному участию в обсуждении поведения воспитанника на предстоящем собрании.

Обсуждению проступка на собрании необходимо при­дать строго деловой, спокойный и доброжелательный тон, не допуская запугивания и излишних нотаций. Не­обходимо, чтобы провинившийся осознал недопусти­мость своих поступков и несовместимость их с интере­сами коллектива, чтобы у него проснулось чувство лич­ной ответственности за свое поведение и учебу.

Офицер-воспитатель добивается полного единодушия коллектива кадетов в понимании причин недостой­ного поведения их товарища и доходчиво разъясняет, что и как нужно делать, чтобы помочь провинившемуся исправиться. Совместно с коллективом кадетов он вырабатывает конкретные предложения, которыми дол­жен руководствоваться провинившийся в дальнейшем, устанавливает формы и методы общественного контро­ля за выполнением этих предложений.

При таком разборе на собрании взвода не­достатков в поведении отдельных воспитанников все кадеты учатся умению правильно, критически оцени­вать свои достоинства и недостатки в учебе и поведении, мужественно, открыто и честно признавать допущенные ими ошибки. Требовательность кадетов к товари­щу— это верный показатель наличия во взводе сплоченного, дружного и здорового коллектива. Такой коллектив может и без вмешательства офицера положи­тельно воздействовать на своих товарищей.

Для воспитания дружбы я пользуюсь яркими примерами из художе­ственной литературы, в которых раскрываются высокие нрав­ственные качества русского человека. Воспитываю на славных традициях великого русского народа, отражен­ных в русской и советской литературе. Широко использую в воспитательной работе и бес­примерные подвиги советского народа на фронте и в тылу в период Великой Отечест­венной войны.

Примеры взаимной выручки воинов в бою, самопо­жертвование солдат ради спасения командиров, забота фронтовиков о своих товарищах дают кадетам пред­ставление о том, какой должна быть войсковая дружба.

Большую пользу в воспитании дружбы и товарище­ства приносят положительные примеры из жизни кол­лектива взвода. На них воспитанники учатся понимать значение коллектива и товарищеской спайки; начинают сознавать, что чем более сплочен взвод в здоровый и деятельный коллектив, тем содержательнее его жизнь. На личном опыте кадеты убеждаются, что жизнь в таком коллективе приносит радость, способствует успе­хам в учебе и нравственном развитии.

По мере того как коллектив кадетов нравственно развивается и в нем укрепляются и расширяются начала подлинного коллективизма, он превращается в могучую силу, которая (под руководством офицера-воспитателя, а нередко и самостоятельно) активно и всесторонне воз­действует на умственное и нравственное развитие его членов.

Коллектив — великая воспитательная сила. С хоро­шо организованным, сплоченным коллективом кадетов очень легко работать и преподавателю, и офицеру-воспитателю. Со­здать такой коллектив — это еще не все, что требуется от офицера-воспитателя и преподавателей. Необходимо, чтобы офицер-воспитатель внимательно следил за всеми изменениями, происходящими в коллективе, и устранял противоречия, шероховатости, конфликты, которые время от времени появляются в среде кадетов.

Уже с первого дня пребывания юношей в корпусе я учу их умению подчинять свои личные желания, поступки и действия интересам коллектива. Кадетам объясняю на при­мерах, которые близки им и знакомы, почему каждый из них должен быть кровно заинтересован в том, чтобы жизнь во взводе была дружной и слаженной, чтобы между ними не было раздоров и неприязни.

Каждый из нас хорошо знает, что коллектив кадетов создается и формируется в процессе труда и борьбы за выполнение ближайших и перспективных за­дач. Перед воспитанниками взвода стояла задача занять в роте первое место по успеваемости и пове­дению. Борьба за ее решение была начата с проведе­ния общего собрания кадетов. На собраниях разъяснялось кадетам, что они имеют все возможности хорошо учиться и до­стойно себя вести, стоит лишь пожелать этого; что если все кадеты будут добросовестно и прилежно учиться, строго соблюдать порядок, установленный в корпусе, то их взвод займет в роте первое место.

На эту же тему были проведены беседы с воспитан­никами-активистами, которые в первой четверти пока­зали высокую успеваемость и примерное поведение.

В дальнейшем выполнение задачи, поставленной пе­ред кадетами, обеспечивалось целой системой ме­роприятий, осуществлявшихся в содружестве с коллективом преподавателей: подве­дение во взводах итогов работы кадетов за день, рекомендации отдельным кадетам по во­просам поведения и учебной работы и др.

В улучшении учебной работы и укреплении дисцип­лины существенную помощь оказали боевые листки взводов, которые пропагандирова­ли успехи лучших и кри­тиковали кадетов, нарушавших дисциплину. Кроме того, с отстающими воспитанниками были организованы дополнительные занятия под руководством преподава­телей. Серьезную помощь они получали и от своих бо­лее подготовленных товарищей. Мною принимались все меры к поддержанию рабочей обстанов­ки в коллективе, слаженности и доброжелательства во взаимоотношениях кадетов. Одновременно с успеха­ми были неудачи и срывы, но общий подъем работы и рост активности кадетов были очевидны.

Создание и сплочение коллектива немыслимо без знания способностей каждого кадета. По­скольку мне пришлось работать с юношами, только что принятыми в корпус, то изучению их индивидуальных особенностей уделялось большое внимание. Уже в пер­вый месяц были выявлены кадеты, выделяв­шиеся своей аккуратностью, трудолюбием и примерной дисциплинированностью. Одни были назначены коман­дирами отделений, другие вошли в состав редколлегии, некоторые стали акти­вистами художественной самодеятельности. Так посте­пенно складывался актив, который сыграл большую роль в создании коллектива учащихся. С ак­тивом проводилась систематическая работа.

На первых порах пришлось много работать с коман­дирами отделений, так как кадеты не могли быстро освоить свои обязанности и каждому из них нужно было оказывать повседневную помощь, прививать навыки в организаторской работе. Существенную пользу принес­ли совещания командиров отделений, на которых разби­рались поучительные примеры из практики работы вице- сержантов корпуса.

Как правило, перед проведением какого-либо меро­приятия я созываю актив и разъ­ясняю его роль в предстоящем деле. Актив становится серьезным помощником. Достигалось это высокой требовательно­стью, которую предъявляю к активу. Кадеты-акти­висты должны были служить образцом в учебе и пове­дении, и с этой задачей они справлялись успешно.

Воспитывая актив и всех кадетов в духе коллек­тивизма, обращаю постоянное внимание на формирование в среде кадетов дружбы и товарищества.

Хорошая, крепкая дружба складывается тогда, когда люди объединены общностью мировоззрения, одной жиз­ненной целью. Поэтому задача офицера-воспитателя состоит в том, чтобы создать у каждого кадета правильное представление о цели пребывания в корпусе.

В плане воспитания дружбы и товарищества провел ряд бесед на темы: «Кого мы называем другом, товарищем», «Дружба народов России» и др., на которых кадеты дополняли мой рассказ, сообщая известные им примеры дружбы и това­рищества советских воинов.

Для воспитания дружбы и товарищества организовывал просмотры и обсуждения кинофильмов, в которых приводились примеры дружеского и товарищеского пове­дения людей. В частности, с воспитанниками были подробно обсуждены кинофильмы «Грозовые ворота», «9 рота», «Сталинград» и др.

В играх, походах, соревнованиях часто можно наб­людать, как проявляется чувство ответственности за свой взвод у всего коллектива и у отдельных кадетов. Здесь действует правило: «Один за всех, все за одного».

Возраст юношей, уровень их умственного и нравственного развития позволяет глубоко разбирать с ними вопросы коллективизма, дружбы и товарище­ства. В ходе бесед мы учим воспитанников понимать, что настоящая дружба рождается в труде и в борьбе за достижение определенной жизненной цели. И чем возвышеннее цель, тем крепче узы дружбы и товарище­ства между людьми.

Экскурсии в воинские части помогли кадетам по­нять особенности воинской дружбы, способствовали сплочению кадетов роты.

Итогом всей воспитательной работы, разнообразной по форме и содержанию, явилось то, что взвод уже во второй четверти первого года обучения по учебе и дисциплине занял первое место в роте и продолжает удерживать первенство. В на­стоящее время взвод представляет собой дружный, спа­янный и здоровый коллектив, способный успешно выпол­нять новые, более ответственные задачи.

31.03.2021 19:35


Рекомендуем курсы ПК и ПП