СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование творческой активности обучающихся на занятиях по декоративно-прикладному творчеству.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной из главных задач учителя трудового обучения является ориентация его деятельности на становление образования, обеспечивающего развитие личности, удовлетворяющего образовательные, духовные, жизненные потребности. Современный культурный человек должен уметь не только воспринимать красоту, но и создавать ее.

Учитель в своей работе должен стремиться пробудить заложенное в каждом ребенке творческое начало, научить трудиться, помочь в реализации творческих способностей.

Важными компонентами творческих способностей являются:

- творческое мышление;

- творческое воображение;

- фантазия.

Основное внимание на занятиях необходимо уделять пробуждению фантазии и воображения через формирование практических умений, навыков, развитие способов деятельности, использование игровых технологий, тренингов. Работа строится по принципу «от простого к сложному». Каждый раз предлагать новые задания и проблемные ситуации. Если школьник заинтересовался заданием или он стремится найти различные вариант его решения, значит, он начал активно и творчески мыслить.

Познавательная деятельность ребенка будет приносить конкретные творческие результаты, если способствовать развитию мышления следующими приемами:

- поиск аналогий,

- выделение противоположных свойств,

- прием ассоциаций,

- постановка вопросов,

- сочетание различных комбинаций и т.д.

Каждое занятие требует от педагога, досконального знания своего предмета, проявления общей эрудиции. Запланировать творческий процесс невозможно, реально выстроить только «канву» занятия, а –творчество придаст ему свой колорит. На каждом занятии необходимо опираться на желание и возможности детей, их индивидуальные особенности и жизненный опыт.

Выявляя одаренных детей, разрабатывают для них задания повышенной трудности, проблемного и творческого характера, так как им уже не интересно работать по образцу. Предоставляют им необходимое пространство свободы выбора способов изготовления, самостоятельность творчества.

Одним из видов внеклассных занятий по декоративно-прикладному творчеству является мастер класс.

Мастер – класс, цели, задачи, подготовка.

«Самый лучший способ научиться –

это смотреть на то, как работает мастер»

Что такое мастер – класс? Это открытый урок, мероприятие, презентация достижений педагога?

Существует множество определений что такое «мастер-класс». Например:

Мастер-класс – это особый жанр общения и распространения опыта, представляющий фундаментально разработанный оригинальный метод или авторскую методику, опирающийся на свои принципы и имеющий определённую структуру.

Мастер-класс – это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определённого содержания при активной роли всех участников занятия.

Мастер - класс – это интерактивная форма обучения и обмена опытом.

Основные особенности мастер – класса:

  1. Учитель перестаёт быть информатором, становится консультантом. Ученик из пассивного объекта становится активным субъектом. В основе обучения – системно – деятельный подход.
  2. Форма работы в малых группах, благодаря чему можно обмениваться мнениями.
  3. Создание условий для включения всех участников мастер - класса в активную деятельность.
  4. Постановка проблемной задачи и её решение через проигрывание заданных ситуаций.
  5. Демонстрация приёмов, раскрывающих творческий потенциал, как мастера, так и участников мастер – класса.
  6. Сотрудничество, сотворчество, совместный поиск решения задачи.

Принцип мастер – класса: «Я знаю, как это делать. Я научу вас».

Отличия мастер – класса от всех остальных форм и методов обучения.

Во время мастер - класса мастер рассказывает и, что очень важно, показывает, как он применяет на практике новую технологию или технику.

При подготовке мастер – класса необходимо:

  1. Чётко определить тему мастер – класса.
  2. Решить будет это одноразовый или серийный.
  3. Узнать о степени знаний участников мастер-класса.
  4. Продумать план мастер – класса.
  5. Решить какие методы и приёмы можно будет применить в процессе проведения мастер – класса.
  6. Неоднократно проработать демонстрационную часть и комментарии к ней.
  7. Подумать какие технические средства Вы будете использовать.
  8. Какой иллюстративный и дидактический материал Вы будете использовать.

По формам мастер – класс может быть проведен:

  • с педагогами и для них без участия детей;
  • с группой обучающихся или с отдельными детьми для педагогов;
  • для детей определенной возрастной группы разного уровня подготовки;
  • для родителей и детей. …

В декоративно – прикладном искусстве мастер – класс служит не только для передачи накопленного веками опыта мастеров и сохранения традиций ремесла, но и для распространения новейших технологических разработок в различных направлениях декоративно-прикладного искусства.

Зачастую мастер-класс проводят для начинающих и представляет собой копирование и заимствование опыта мастера.

При подготовке к мастер-классу педагог должен четко сформулировать цель и задачи, разработать план проведения, определить время на выполнение и последовательность действий.

План мастер – класса.

Вступление. Познакомить с темой, целью, задачами и осветить кратко его содержание.

Теоретическая часть

• Познакомить с изделием, показав его образец, или же продемонстрировав небольшую презентацию, фотографии.

• познакомить с оборудованием, инструментами и материалами, применяемыми при изготовлении данного изделия, с правилами безопасной работы.

• Пошаговая демонстрация выполнения изделия или рассказ с одновременным показом слайдов.

• Определить время выполнения работы.

Практическая часть

Иногда мастер – класс проходит без практической части, автор ограничивается подробным дистанционным показом, но в декоративно – прикладном искусстве, прежде всего, очень важно индивидуальное исполнение, и ребенку необходимо «почувствовать» материал и инструмент, собственноручно выполнить тот или иной прием.

Подведение итогов.

Релаксация. Ответы мастера на вопросы.

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 4-Х КЛАССОВ

И ПЕДАГОГОВ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА Бисероплетение.

Изготовление подснежников из бисера.

ЦЕЛЬ. В процессе работы привить обучающимся навыки работы с бисером. Расширить кругозор, эстетический уровень и художественный вкус. Учить творчески мыслить. Развивать интерес к познанию и творчеству. Развивать память, любознательность, мелкую моторику. Воспитывать экологическое мировоззрение.

Методы и приёмы проведения мастер-класса:

- Словесный: беседа, рассказ, инструктаж.

- Наглядный: демонстрация изделия – эталона образец подснежников разного размера и способы оформления

- Метод показа трудовых приёмов.

Материально техническое оснащение:

- Технологическая карта методом: «параллельного низания».

- Готовый образец «подснежник».

- Поузловая обработка (заготовка лепестков и листиков)

- Медная проволока.

- Бисер.

Презентация на тему «Подснежник»

Телевизор, DVD-плейер.

I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня, я проведу с вами необычное, интересное занятие по бисероплетению. И главным гостем нашего занятия станет удивительный цветок. Я думаю, что вы легко отгадаете его название, когда услышите про него загадку.

Пробивается росток,

Удивительный цветок.

Из-под снега вырастает,

Раньше всех весну встречает.

Тема нашего занятия «Пришла весна – расцвел подснежник».

Подснежники могут расти где угодно, даже в огороде или саду, но чаще всего их можно встретить в лесу.

Послушайте, что бы мог сказать нам подснежник, если бы умел говорить:

(Чтение стихотворения «Подснежник» Анзельмаса Матутиса)

Я родился!

Я родился!

Снег пробил,

На свет явился!

Ух, какой ты, снег, колючий,

Ты холодный, снег, и злющий.

О морозах зря мечтаешь,

Очень скоро ты растаешь,

Уплывешь потоком в речку

И не скажешь ни словечка!

А знаете ли вы, что подснежник занесен в Красную Книгу? Какие растения заносят в красную Книгу?

Подснежники расцветают первыми, вот и рвут их люди не жалея, кто для себя, а кто на продажу. Срывают охапками, выдергивая вместе с луковицами, затаптывая густо растущие цветы.

К сожалению, жизнь цветов недолговечна. Подснежников - в природе осталось мало. Когда, сорвешь цветок, он семян уже не даст, новые цветы уже не вырастут.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы

Опустеют все поляны

И не будет красоты.

Мы не станем с вами рвать цветы, мы сделаем их из бисера. Сегодня я научу вас, как сплести из бисера подснежник. Мы постараемся в своей поделке передать чистоту и нежность цветов, а живые будут расти, цвести и радовать нас своей красотой.

II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ.

Начинаем практическую часть нашего занятия.

Но прежде чем вы приступите к работе нам необходимо знать правила безопасности.

При работе с бисером надо соблюдать следующие правила.

  • Работать только на салфетке.
  • Не отвлекаться во время работы и не отвлекать других.
  • Не брать бисер в рот.
  • Осторожно обращаться с проволокой чтобы не пораниться острыми концами проволоки самому и не уколоть ею соседа.
  • Нельзя проволоку брать в рот.

Последовательность выполнения изделия.

Посмотрите внимательно на образцы.

Давайте разберёмся, из скольких лепестков состоит цветок подснежника?

Сколько необходимо сделать зеленых листочков?

И какого цвета будем использовать бисер для серединки цветочка?

Для работы нам необходимы следующие материалы:

  • белый бисер
  • зеленый бисер
  • желтый бисер
  • проволока
  • флористическая лента
  • тканевые салфетки
  • коробочки для бисера.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ЛЕПЕСТКОВ.

Набираем на проволоку 12 белых бисеринок, скручиваем петелькой, оставив с одной стороны проволоку немного длиннее.

Вокруг этой первой петельки делаем вторую. Набираем столько бисера, чтобы его было достаточно для второго ряда.

Скручиваем.

Таких лепестков выполняем три.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ТЫЧИНОК ПОДСНЕЖНИКА.

Берем проволоку набираем пять белых бисеринок и три желтые, возвращаемся проволокой через белые бисеринки.

Вновь набираем 5 белых и три желтых бисеринки, возвращаемся проволокой через белые бисеринки и еще раз набираем 5 белых и три желтых бисеринки, возвращаемся через белые.

Проволочку под тычинками скручиваем.

В серединку цветка прикрепляем пестик. Загибаем листочки, придаём подснежнику форму.

Чашелистик делаем из пяти зелёных бисеринок, которые закрепляем по кругу.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ЛИСТЬЕВ ПОДСНЕЖНИКА.

Листья у подснежника выполняем из зеленого бисера.

Листья у подснежников узкие, но длинные.

Таких листьев выполняем два.

Берем проволоку набираем четыре зеленых бисеринок, возвращаемся проволокой через первые три бисеринки.

На оба конца проволоки набираем по двадцать зеленых бисеринок.

Скручиваем.

При завершении работы кончики проволоки не отрезаются. Они пригодятся нам для сборки цветка. Сборка готового цветка: чашечку цветка соединяют со стеблем, листья прикручивают к самому основанию стебелька. Готовый стебель оборачивают флористической лентой.

Текущий инструктаж по ходу выполнения самостоятельной работы:

- Проверка готовности рабочих мест и обучающихся к самостоятельной работе.

- Проверка соблюдения правил безопасности.

- Проверка соблюдения плетения в соответствии с инструкционной картой.

- Целевые обходы; дополнительные пояснения в ходе работы.

- Контроль за, рациональным использованием рабочего времени.

- Упражнения для глаз снимающие утомление.

В середине занятия, чтобы дать детям небольшой отдых, делаем гимнастику для глаз.

- Легенда о подснежниках

А сейчас, пожалуйста, послушайте одну древнюю легенду:

Это было, очень давно, на дворе стояла суровая зима. В избушке, стоявшей далеко в горах, жила семья. Отец семейства пошел по свету в поисках работы, а жена и двое детей остались его ждать. Под конец января вдруг занемог мальчик. Знахарка определила недуг, но для его лечения нужны были свежие цветы и листья.

Отправилась тогда его сестра в поисках растений и увидела, что всё вокруг сковано льдом и покрыто снегом. Бросилась она на землю и стала горько плакать. Эти горячие и сердечные слёзы девушки пробили снежный покров, добрались до земли и разбудили нежные цветы- подснежники. Они начали пробивать себе дорогу через толстый слой снега и наконец, выползли на поверхность. И всюду где плакала девочка, поднимались из земли белые цветы. Юная красавица нарвала их, принесла домой, и братишка был спасен.

Стойкие и, в тоже время, хрупкие цветы всегда появляются раньше остальных. Из года в год каждую весну они пробиваются через снег, чтобы поскорее увидеть солнце, порадовать людей и подарить надежду на светлое и счастливое будущее.

- Индивидуальный инструктаж (помощь слабым учащимся).

III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ.

Вот и подошло к концу наше занятие.

Выглянул подснежник

В полутьме лесной –

Маленький разведчик,

Посланный весной;

Пусть еще над лесом

Властвуют снега,

Пусть лежат под снегом

Сонные луга;

Пусть на спящей речке

Неподвижен лед, –

Раз пришел разведчик,

И весна придет!

Сегодня у нас была спокойная творческая обстановка. Вы хорошо поработали. Вам понравилось занятие? Кто доволен результатом своей работы, поднимите руку. Хорошо. Кто очень доволен, поднимите 2 руки.

А теперь мы знаем – для того, чтобы научиться мастерству – мало терпенья, надо еще и уменье. А уменье постигается большим трудом и упорством.

24.02.2022 19:45


Рекомендуем курсы ПК и ПП