СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование учебной мотивации учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках сельскохозяйственного труда

Нажмите, чтобы узнать подробности

Труд - основа развития и становления человека. Поэтому воспитание привычки к труду важно в любом обществе, независимо от социально-политического устройства последнего.

В дореволюционной России детей рано начинали привлекать к участию в сельскохозяйственных и домашних делах. Особое значение в воспитании подрастающего поколения имели коллективные виды труда, являющиеся общепризнанными и надежными формами коллективной взаимопомощи, которые сохранились до настоящего времени. Народная педагогика считала, что чем раньше дети приучатся к труду, тем лучше. Проблемы трудового воспитания затрагивали Фараби (870-950) - основатель средневековой психологии Востока, Ибн Сина (Авиценна) (980-1037) философ, врач, педагог, Саади (1184-1291), Алишер Навои (1441-1501).

Навои считал, что труд украшает человека, благодаря труду человек совершенствуется. Большое значение уделял и трудовому воспитанию А.П.Чехов, Л.Н.Толстой, А.М.Горький. Л.Н.Толстой, имея титул графа и обладая огромным состоянием, всю жизнь неустанно трудился сам и стремился воспитать трудолюбие у окружающих его людей. Достаточно взглянуть на его огромные мозолистые руки со вздутыми венами. Это руки человека, который много занимался физическим трудом. А.П.Чехов оставил после себя уникальный сад, в котором растут растения со всего света. Вспомните знаменитое письмо А.М.Горького сыну: «Ты уехал, а цветы посаженые тобою растут…». А.С. Макаренко считал, что трудовое воспитание нужно начинать в семье и выделял пять основных моментов трудового воспитания.

Первое, о чем должны помнить родители, - это то, что ребенок будет жить и трудиться в обществе. Ценность его будет зависеть от того, какое он сумеет принять участие в труде, от этого труда зависит его благополучие.

Трудиться можно по принуждению, а можно и получать от работы удовольствие. Принудительный труд не приносит радости. Совсем другое отношение к нему, если он является жизненной необходимостью. От такого труда человек испытывает радость, подходит к такому нему творчески. Если человек любит свою работу, находит в ней удовольствие, когда у него сформирована привычка к трудовому усилию он и к любому делу будет подходить творчески, терпеливо добиваться конечного результата. Любой труд требует напряжения физических и духовных сил.

Немаловажную роль в труде играют взаимоотношения между людьми, умение устанавливать необходимые контакты, взаимодействовать, работать в коллективе.

Глядя на взрослых, ребёнок со временем понимает, что в труде человек мужает как физически, так и нравственно.

Труд имеет и большое личное значение. Известно, сколь счастливы люди, которые многое умеют делать своими руками, и сколь несчастны те, кто перед каждым пустяком становится в тупик. Дети в нашей школе, работая на клумбе, огороде или ферме видят результаты своего труда, испытывают удовольствие от содеянного, радуются похвале за качественно выполненную работу.

Это очень актуально сегодня.

По мнению известного педагога В. А. Сухомлинского, труд - это основа всей жизни. В труде он выделял гармонию трех понятий: надо, трудно, прекрасно.

Приобщение к труду в нашей школе начинается с самообслуживания, учебного труда. Постепенно дети приобретают самые различные трудовые навыки. Очень важно показать им значение труда в жизни общества и в личной жизни человека, особенно на личном примере родителей и близких. В народе говорят: «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому. Родители пример тому».

Трудолюбие - это сфера эмоциональная. Ребенок должен испытывать радость от проделанной работы, от достигнутых результатов. Чем глубже эта радость, тем больше ребенок дорожит собой как человеком, осознает себя как личность.

Заставить трудиться крайне сложно, нужно найти такую мотивацию, чтобы ребенку захотелось выполнить предложенную работу, чтобы не только результат, но и сам процесс выполнения работы был для него приятен. Наиболее эффективно работают те дети, вместе с которыми работает взрослый, поддерживая и поправляя, при необходимости. В нашей школе это учителя и воспитатели.

Древнегреческий ученый Демокрит писал, что постоянный труд делается легче благодаря привычке.

Самая большая беда, с которой, прежде всего, встречается ребенок - отсутствие трудолюбия, умения преодолевать трудности в овладении навыками труда. У наших воспитанников нарушена эмоционально-волевая сфера. Поэтому формирование элементарных трудовых навыков начинаем параллельно с коррекцией психических отклонений: нетерпения, неусидчивости, несдержанности и т.д.

Психологи утверждают, что источники способностей и дарований детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Не может быть трудолюбивым человек мало думающий, мало переживающий.

В семье, ведущей воспитание разумно, еще в дошкольные годы малыша приобщают к труду. Одно из главных приобщений - самообслуживание. Различные виды бытового труда и самообслуживания имеют большое значение в становлении "Я" ребенка. Первоклассник уже может совершенно самостоятельно стелить постель, следить за чистотой одежды, стирать мелкие вещи, пришивать пуговицы, штопать, разогревать еду, готовить простые блюда и многое другое. Излишней опекой родители только осложняют собственную жизнь и жизнь детей. Чем разнообразней участие ребенка в бытовом труде семьи, тем быстрее растет его самостоятельность. Во всякой работе в классе можно найти посильное дело для младших. Наши дети в семье бывают только 4 месяца в году, поэтому то, что должны сформировать родители, перекладывается на наши плечи.

Сначала поручаем делать лишь часть работы, а затем даём выполнить всю работу от начала до конца, чтобы ребёнок испытал чувство гордости. Ведь похвала – лучшая мотивация на трудовую деятельность.

У младшего школьника должны быть постоянные обязанности. Чем больше доверено их маленькому человеку, тем серьезнее он относится к порученному делу, тем быстрее растет его чувство ответственности и самоуважение. А это очень важно для утверждения нравственных начал формирующейся личности.

Очень полезно для ребенка, когда у него, помимо общих каждодневных обязанностей, есть еще общее с одноклассниками дело или увлечение. И начинаются такие дела с самых простых, постепенно усложняющихся. Для мальчиков – навести порядок в партах, тумбочках, для девочек - навести порядок в классной игротеке, на полках с одеждой. Требования учителя и воспитателя должны быть разумными и понятными для ребенка, а главное - выполнимыми.

В нашем интернате воспитатели и учителя труда часть времени отводят на творческий труд, который должен увлекать ребенка своим содержанием, процессом работы, конечным результатом (разнообразными подходами). К сожалению, в домашних условиях этому виду деятельности детей придают в семье мало внимания. Но именно в таком, самостоятельно избранном труде раскрываются, крепнут духовные силы и творческие возможности детей.

К труду нельзя принуждать. Старайюсь в доходчивой форме пояснить детям известное положение о том, что труд требует самого большого героизма.

Недопустимо прибегать к наказаниям трудом: нельзя в наказание заставлять мыть посуду, чистить картошку, мыть пол и т. д. Дело не в том, что ребенок, прошедший такое наказание, не воспылает любовью к труду, а в том, что он усвоит, что труд - это наказание. У хороших воспитателей есть правило: надо заслужить, чтобы тебе доверили дело, заслужить право трудиться - как награду.

Тот, кто с детства не приучен к труду, к бережливости, не вырастет рачительным хозяином. Великая заповедь народа, что любой труд почетен - незримо подрывается тоном пренебрежения, с которым иногда говорится о нем.

Беру обыкновенный предмет и обсуждаю с детьми, из чего он сделан. Дети, видя длинную цепочку связей, даже сами удивляются.

Отношение к труду тесно связываю с двумя его сторонами - культурой и качеством. Хорошо организованная работа, в которой все продумано, спорится, как бы сама по себе идет, гораздо меньше утомляет нравственно и физически. Первое, о чем надо побеспокоиться - это привести в порядок рабочее место, инвентарь. Тогда в ходе работы все внимание будет сосредоточено на качестве, на поисках рациональных путей выполнения работы.

Дисциплина труда - важная цель и в то же время условия воспитания.

Постоянно знакомлю ребят с трудом взрослых. Ребенок, который привык трудиться, как правило, хорошо и успешно учится.

Решая важнейшие задачи личностного становления учащихся, их социальной реабилитации, трудовое обучение занимает одно из центральных мест в общей системе учебно-воспитательной работы специальной (коррекционной) школы VIII вида. Эффективность трудовой подготовки учащихся во многом определяется уровнем организации учебного процесса.

Уроки труда создают наиболее благоприятные условия для исправления (коррекции) недостатков присущих детям с ограниченными возможностями здоровья в трудовой и познавательной деятельности.

Профессионально-трудовое обучение строю с учётом умственных и физических возможностей учащихся, конечной целью которого ставлю подготовку школьников к самостоятельному труду, самостоятельной жизни в обществе, развитие и воспитание личности. Эта цель достигается решением целого ряда задач:

  • Коррекция недостатков в трудовой деятельности и повышение общего уровня развития учащихся.
  • Нравственное трудовое, физическое и эстетическое воспитание учащихся;
  • Формирование доступных школьникам технических и технологических знаний;
  • Обучение приёмам труда по выбранной специальности и формирование профессиональных навыков;

Умственно отсталые школьники сталкиваются с трудностями при выполнении задания на уроках трудового обучения. Это приводит к тому, что они не могут достигнуть цели, поставленной перед ними педагогом, и самое главное, не проявляют к работе должного интереса, т.е. у них отсутствует мотив.

Слабость мотивов деятельности и их неустойчивость одно из типичных проявлений незрелости мотивационной сферы умственно отсталых школьников. Создание устойчивой мотивации, которая была бы адекватна поставленной задаче, является одним из основных условий, обеспечивающих успешность обучения и воспитания ученика, реализацию его умственных и физических возможностей. Одним из важнейших путей, способствующих повышению мотивации учебной и трудовой деятельности у школьников с интеллектуальной недостаточностью, считаю создание таких условий, которые позволяют школьникам получать удовлетворение от выполняемой ими деятельности. Необходимо помнить о том, что повышение мотивации по-разному влияет на деятельность учащихся специальных (коррекционных) школ. Достижение успехов в большей мере зависит от положительного, эмоционально окрашенного отношения учащихся к учебной деятельности, к педагогам и коллективу товарищей.

Для эффективного обучения предлагаю систематическое изучение динамики развития трудовых способностей учащихся, одним из способов которого, служат самостоятельные практические работы учащихся в конце каждой четверти. Наблюдения за деятельностью учащихся, позволяют выявить сильные и слабые стороны трудовой деятельности каждого ученика, наметить задачи исправления присущих им недостатков.

Распределение учебных часов при составлении рабочих программ по предмету, даёт мне возможность определять продолжительность преподавания, исходя из уровня подготовленности учащихся, более творчески подходить к работе.

Хотя умственная отсталость рассматривается как явление необратимое, экспериментальные исследования показали, что у умственно отсталых учащихся в процессе трудового обучения наблюдается небольшой рост в формировании побудительных мотивов учения, а у детей, включённых в систему целенаправленного трудового обучения наблюдается значительная положительная динамика в формировании устойчивых побудительных мотивов обучения. При условии, что в своей работе педагог опирается на ряд теоретических принципов воспитания и обучения, и в частности, на соответствие содержания и методов обучения психофизическим особенностям детей, на зону ближайшего развития.

Огромную роль играет рациональное сочетание наглядных, словесных и практических методов обучения, учитывающих индивидуальное и речевое развитие каждого ребёнка. При этом у школьников отмечается положительное отношение к новому виду творчества. Постановка цели урока, обозначение значимости работы, которую школьники выполняют на уроке – стимулирует деятельность детей, знакомит с целями и смыслом деятельности учения. Обучение детей новому для них виду творчества более доступно в понимании, обладает огромным воздействием на формирование личности. Это заметно повышает интерес детей к урокам трудового обучения, улучшает внимательность, желание трудиться.

Конечная цель уроков труда – подготовка к жизни в социуме: стойкое усвоение навыков самообслуживания, умение организовать свой быт, стремление к любому виду трудовой деятельности как источнику жизни.

13.12.2018 17:57


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!