СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Сегодня сложилась такая ситуация, что человек вряд ли сможет самостоятельно осваивать и накапливать информацию без специального его обучения определенным приемам работы с ней. Поэтому формирование действия смыслового чтения в общеобразовательных организациях становится одной из важнейших педагогических проблем.
В Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования (далее ФГОС ОО), особо подчеркивается важность обучения школьников смысловому чтению. Чтение в современном информационном обществе имеет метапредметный или надпредметный характер, а умения такого чтения относятся к универсальным учебным действиям.
Формирование универсального действия смыслового чтения у школьников 5 – 6 классов должно быть направлено на развитие приемов понимания информации, содержащейся в тексте, идеи фрагмента текста или произведения в целом, замысла автора, оснований поступков героев, причинно-следственных явлений и событий. Вместе с тем, смысловое чтение художественного произведения должно обеспечивать включение школьника в эмоциональный настрой текста, а также в его эстетическую составляющую.
Перечень действий смыслового чтения на уроках литературы
в 5 – 6 классах
Стратегии смыслового чтения |
Характеристика действий |
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного |
● определять тему текста; ● озаглавливать текст; ● составлять план текста; ● вычитывать из текста информацию, данную в явном виде; ● вычитывать из текста информацию, данную в скрытом виде |
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации |
● находить в тексте материал для ответа на поставленный вопрос; ● определять авторскую позицию; ● определять главную мысль текста |
Работа с тестом: оценка информации |
● извлекать информацию из текста и осознанно строить речевое высказывание |
Основные типы чтения текстов.
1. Ознакомительное чтение, направленное на извлечение ключевой информации или выделение главного компонента содержания текста.
2. Поисковое / просмотровое чтение, предполагающее нахождение конкретной информации – единицы информации и (или) конкретного факта.
3. Изучающее чтение, ориентированное на извлечение полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста в целом или отдельных его компонентов.
4. Вдумчивое (рефлексивное, художественное) чтение, связанное с овладением совокупности умений – предвосхищать содержание текста по заголовку, понимать основную мысль текста, прогнозировать содержание по ходу чтения, анализировать изменения собственного эмоционального состояния при чтении.
С учетом сказанного, можно выразить модель формирования универсального действия смыслового чтения у учащихся 5 – 6 классов на уроках литературы. Главными ее элементами являются цели, содержание материала, формы, методы и приемы работы учителя и обучающихся, а также результаты предметной подготовки.
© 2019, Разделишина Александра Дмитриевна 296