СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Смысловое чтение как средство формирования УУД младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современном обществе умение школьников читать не может сводиться лишь к овладению техникой чтения. Чтение - это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. такое качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения. Сегодня чтение, наряду с письмом и владением компьютером, относится к базовым умениям, которые позволяют продуктивно работать и свободно общаться с разными людьми. Чтение следует рассматривать как качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения

Без чтения нет учения. В соответствии с требованиями ФГОС задача каждого учителя научить школьника учиться, пользуясь учебниками, дополнительной литературой и другими видами информации, самостоятельно добывать и использовать новые знания, а в дальнейшем проявить способность к самообучению и самообразованию. Это станет возможным, если на каждом уроке дети будут овладевать важнейшим метапредметным универсальным учебным действием - смысловым чтением.

Анализируя проблемы, связанные с читательской деятельностью младших школьников, следует заметить, что сегодня немало детей, которые до школы овладели технической стороной чтения, но при этом обнаруживают равнодушное отношение к книге и стойкое неприятие читательской деятельности. Каковы причины этого явления? Назовем лишь некоторые из них.

Во-первых, исчезли традиции семейного чтения. Родители сами мало читают и практически полностью перестают читать со своим ребенком, когда тот становится школьником.

Во-вторых, придя в школу, дети на всех уроках чаще говорят с учителем, а не с учебной книгой. Говорить с текстом учебника их никто не учит. Чувствуя себя неуютно среди учебных и других книг, дети стремятся поскорее уйти в привычный для них мир без книг, без чтения.

В-третьих, технической стороне чтения в методике и практике начального обучения всегда уделялось достаточно много внимания, а понятие «смысловое чтение» и методика его формирования до принятия ФГОС НОО фактически отсутствовали. Как сверхсложный вид речевой и мыслительной деятельности, чтение формируется при условии достаточно зрелой саморегуляции школьника. Познавательная направленность чтения и определяет целеполагание. Полное смысловое восприятие прочитанного достигается только при отождествлении читателя с автором текста. Присвоение знания требует включенности ума, активизации мысли и чувств читающего. Важно учитывать субъективную сторону понимания, которая зависит не только от психофизического состояния школьника, но и степени владения языком. Смысловое восприятие углубляется по мере овладения более сложными видами чтения. Таким образом ФГОС включает в метапредметные результаты освоения ООП в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами». Смысловое чтение занимает особое место в овладении начальной грамотностью и интегрирует в себе навыки устной и письменной речи, слушания и говорения. Навыки чтения развиваются путем последовательного усложнения функциональной структуры работы с текстом. В структуре навыка чтения разграничивают следующие параметры: способ (тип) чтения, скорость чтения, правильность (точность, ошибочность), автоматизация навыка, понимание читаемого, а именно, как максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность. Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий: - в личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к окружающему миру; - в регулятивные УУД -формулирование и удерживание учебной задачи; составление плана и последовательность действий; - в познавательные УУД – умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; -в коммуникативные УУД – умение ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в речи. Формирование УУД при работе с текстом осуществляется через формирование у учащихся читательских умений: - информационно-содержательные, включающие умения получать информацию для высказывания, умение раскрыть тему и главную мысль; - умение работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных, озаглавливать текст; прогнозировать содержание по заголовку; -устанавливать зависимость содержания, построения и речевого оформления текста от его идеи; - определять характер книги (тему, жанр, эмоциональную окраску) по обложке, заглавию, иллюстрациям; - выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла; - пользоваться толковым словарём; - выделять опорные слова; - извлекать из учебника и дополнительных источников необходимую информацию - находить в тексте описание к иллюстрациям Согласно требованиям ФГОС для формирования УУД на всех без исключения уроках под руководством учителя младшие школьники должны осваивать следующие виды смыслового чтения: 1. Ознакомительное чтение ставит перед учениками задачу найти главное в тексте, выявить, что сообщается по интересующему вопросу (о чем текст? что говорится о.), либо охватить содержание каждой из частей текста в самом общем виде. 2. Поисковое или просмотровое чтение ставит перед детьми задачу получить основное представление и понимание текста в его общих чертах. В данном виде чтения читатель определяет, есть ли в тексте или книге конкретная информация, конкретный факт. 3. Изучающее чтение направлено на обучение школьников ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию. 4. Вдумчивое (медленное, рефлексивное, художественное) чтение как наиболее востребованный вид чтения заключается в овладении также целым комплексом умений: -предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; -понимать основную мысль текста, прогнозировать содержание по ходу чтения; -анализировать изменения своего эмоционального состояние в процессе чтения. Так как весь процесс обучения основывается на чтении текстов, научить ребенка читать правильно, эффективно, продуктивно можно на всех уроках, используя следующие методы работы по формированию смыслового чтения:

  • Поиск ключевых слов в задании и умение вчитываться в инструкцию.
  • Определение последовательности событий в тексте.
  • Формулирование простых выводов после прочтения.
  • Ответы на поставленные вопросы (и письменные, и устные).
  • Объяснение различных ситуаций с помощью прочитанного текста.
  • Развитие читательского воображения.
  • Преобразование прочитанного текста в таблицу.
  • Сопоставление иллюстративного материала с текстовой информацией.
  • Активная работа со словом.
  • Применение метода «ведение диалога с текстом».
  • Умение, опираясь на прочитанный текст, доказывать свою точку зрения, опровергать какие-либо утверждения.

В результате обучения смысловому чтению у обучающихся: - повысится интерес учащихся к чтению; - изменится отношение к урокам (дети чаще станут посещать библиотеку, чтобы найти материал по изученной теме, с удовольствием будут находить дополнительный материал к урокам, особенно при подготовке домашнего задания); - повысится познавательное отношение к прочитанному (учащиеся научатся показывать свое исследовательское отношение, желание глубже вникать в суть произведения); - разовьется положительное отношение к заданиям творческого и проблемно-поискового характера. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования также предполагает обеспечение преемственности всех ступеней общего образования. Следовательно, работа по формированию навыка смыслового чтения не должна прерываться при переходе обучающихся начальной школы на следующую ступень обучения. Учитель – предметник в рамках своего предмета должен проводить работу по развитию и совершенствованию навыков смыслового чтения.

09.06.2021 13:55


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!