СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Универсальные учебные действия – это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках. Под универсальными учебными действиями понимается:
умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта;
совокупность способов действий ученика (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Сделала вывод: необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности.
Для развития умения оценивать свою работу вместе с детьми разрабатываю алгоритм оценивания своего задания. Привлекаю детей к открытию новых знаний. Мы вместе обсуждаем, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни. Обучаю детей приемам работы в группах, дети вместе со мной исследуют, как можно прийти к единому решению в работе в группах, анализируют учебные конфликты и находят совместно пути их решения.
На уроке уделяю большое внимание самопроверке детей, обучая их, как можно найти и исправить ошибку. Объясняю, что все учатся на ошибках.
На уроках обучаю детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией - пересказу, составлению плана, знакомлю с разными источниками, используемыми для поиска информации.
Помогаю ребенку делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом. Использую проектные формы работы на уроке и внеурочной деятельности.
Учитываю, что в классе обучаются разные дети, учитываю особенности их психофизического развития, индивидуальные возможности. В работе со слабоуспевающими учащимися учитываю следующее: 1. При опросе даю примерный план ответа, разрешаю пользоваться наглядными пособиями. 2.Ученикам задаю наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал. 3.При опросе создаю специальные ситуации успеха. 4.Объем домашних заданий рассчитываю так, чтобы не допустить перегрузки школьников.
С учащимися, обучающимися по СИПР работа строится по подражанию, ученики копируют действия учителя. По математике самостоятельно выполнить задание с опорой на образец пока не могут. Например: учитель считает способом присчитывания и ученик выполняет действия по подражанию и находит ответ. По письму копируют буквы, слова и предложения с прописанного образца. Не соотносят письменные и печатные буквы. Ваня умеет читать, но смысл прочитанного не понимает. Егор читать не умеет, не может запомнить буквы и дактиль.
Общаюсь с учениками с позиции сотрудничества; показываю, как распределять роли и обязанности, работая в коллективе. При этом активно включаю каждого в учебный процесс, а также поощряю учебное сотрудничество между учениками, учениками и учителем. В их совместной деятельности у учащихся формируются общечеловеческие ценности.
С 1 класса мною отслеживается сформированность УУД. Ежегодно заполняю анкеты по определению уровня сформированности УУД учащихся. К концу 3 класса получила результаты:
Личностные УУД: отмечается положительное отношение к школе, школа привлекает внеучебной деятельностью, одной ученице интересна учебная деятельность. Частично сформированы учебные мотивы, дети ориентированы на моральную норму (хорошо и плохо).
Регулятивные УУД: дети определяют цель учебной деятельности в основном с помощью учителя, стараются четко выполнять требования учебно- познавательной задачи, ориентируются на образец, оценивают решенные задачи (верно и неверно).
Познавательные УУД: дети способны выполнять задания по образцу и при направляющей помощи педагогов, работать по алгоритму. Одна ученица может работать самостоятельно.
Коммуникативные УУД: дети учатся работать в группах, понимают речевое обращение другого человека, частично соблюдают этикет, участвуют в диалоге, высказывают свои мысли на разные темы.
На основании данных анкеты в целом выявлен средний и низкий уровень сформированности УУД в нашем классе.
Проработав над темой «Формирование УУД в рамках реализации ФГОС» три года, проанализировав результаты к концу 3 класса делаю вывод, что необходимо продолжить работу по формированию и развитию универсальных учебных действий:
для развития личностных УУД необходимо проявлять заинтересованность деятельностью ребенка, создавать на уроках ситуацию успеха, поощрять за положительный результат;
для развития регулятивных УУД – формировать произвольность учебной деятельности через постановку цели, составление плана, обращение к алгоритмам выполнения учебных действий, привлечению учащихся к проектно-исследовательской деятельности;
для формирования познавательных УУД – привлекать учащихся к работе с разными источниками информации, развивать основные мыслительные операции, умения устанавливать логические связи, используя для этого задания проблемно-поискового характера;
для развития коммуникативных навыков у учащихся формировать навыки позитивного общения, используя групповые формы работы на уроках и работу в паре, положительное одобрение за результат.
Итак, по результатам оценки школьной мотивации, дети имеют хорошую школьную мотивацию. Все дети имеют позитивное отношение к школе. Дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, но зачастую ходят в школу, чтобы общаться с друзьями. Им нравится чувствовать себя учениками. Низкий уровень сформированности УУД отмечен у трёх учащихся, это объясняется спецификой нарушений, выявленных у учащихся на ПМПК. Средний уровень сформированности УУД – у двух учащихся, что объясняется продолжительностью (в течение 6-ти лет) получаемой коррекционной помощи детям.
Мониторинг уровня сформированности универсальных учебных действий
Имя |
личностные |
регулятивные |
познавательные |
коммуникативные |
||||||||
В |
С |
Н |
В |
С |
Н |
В |
С |
Н |
В |
С |
Н |
|
Даша |
|
+ |
|
|
+ |
|
+ |
|
|
+ |
|
|
Саша |
|
+ |
|
|
+ |
|
|
+ |
|
|
+ |
|
Вероника |
|
+ |
|
|
+ |
|
|
|
+ |
|
+ |
|
Андрей |
|
|
+ |
|
|
+ |
|
|
+ |
|
|
+ |
Ваня |
|
|
+ |
|
|
+ |
|
|
+ |
|
|
+ |
Егор |
|
|
+ |
|
|
+ |
|
|
+ |
|
|
+ |
© 2020, Кокшарова Олёна Николаевна 112