СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование действия морфемного анализа слов при изучении темы «Состав слова».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Значение раздела «Состав слова» в курсе начального обучения русскому языку трудно переоценить. Формируемые при этом общеучебные умения и навыки, а также способы деятельности помогают младшим школьникам разобраться в закономерностях слово- и формообразования ( без чего не возможно освоение грамматики ), создают базу для сознательного овладения правописанием ( анализ состава слова необходимый компонент орфографического анализа ). Изучение морфемной структуры слов имеет исключительное значение в развитии логических УУД, лингвистических способностей детей. Кроме того, открываются богатейшие возможности для развития интереса учащихся к миру языка.

Множество задач встает перед учителем при разработке уроков по темам данного раздела, и одна из важнейших – формирование у детей действия морфемного анализа слов, которое в той или иной степени направлено на формирование всех групп УУД. Чтобы правильно вести работу по морфемике, учителю необходимо постоянно иметь в виду некоторые важные языковые закономерности. Морфема – это минимальная значимая часть слова, которая имеет две неразрывно связанные между собой стороны: внешнюю (звуковой состав) и внутреннюю (значение). Морфема выделяется в ряду слов, имеющих сходство по указанным двум признакам: общность в значении и фонемном составе.

Вопрос о причинах ошибок, которые допускают дети при разборе слова по составу, специально изучали психологи Л.И.Божович и Д.Н.Богоявленский и др. Они пришли к выводу, что среди школьников немало «наивных семантиков» и «стихийных формалистов». Первые, анализируя слово, учитывают только его лексическое значение, вторые – только внешние признаки слова. Прежде всего, эти ошибки возникают тогда, когда форма и значение языковой единицы рассматриваются в отрыве друг от друга: объясняют значение корня (суффикса, приставки, окончания) и не упоминают о его фонемном составе или обращают внимание на буквенный состав суффикса (приставки, окончания), а значение его не рассматривается и т.п.

Имеет место быть и такая распространенная ошибка, как смешение родственных слов и словоформ. Особенно это заметно на начальном этапе, когда младшие школьники еще не знают всех изменений основных частей речи.

Для того, чтобы дети действительно осознали разницу между словоизменением и словообразованием, необходимо чаще предлагать выполнение специальных упражнений, направленных на разграничение этих явлений. Например, на сопоставление форм одного и того же слова и родственных слов: сахарница сахар

сахарницу сахарница

сахарнице сахарный

или на образование форм слова и подбор однокоренных слов.

Известно, что научно-обоснованным является такой разбор слова по составу, который опирается на словообразовательные связи. Трудно и невозможно бывает установить, на каком этапе морфемного анализа ученик допускает ошибку, приведшую к неверному конечному результату. Такое положение дел может быть изменено в случае, если ученик выполняет какое-либо сложное умственное действие пооперационно, пошагово.

Предлагаемый далее план составлен на основе принятого в настоящее время в школе.

Уточнения и дополнения, внесенные в него, вызваны стремлением напомнить детям способ действия при выполнении каждой операции и, значит, обеспечить пошаговый контроль за правильностью проведения анализа.

Как разобрать слово по составу

1.Найди в слове окончание:

а) измени слово так, как это свойственно словам данной части речи;

б) сравни изменения слова;

в) отдели изменяющуюся часть.

Например, выделим окончание в слове «рыба». Для этого вспомним (или прочитаем по таблице) вопросы, по которым изменяются слова, обозначающие предметы, признаки, действия. Найдем среди них группу вопросов, по которым изменяется слово «рыба». Запишем или проговорим изменения этого слова по вопросам: рыба, рыбы, рыбу, рыбой, о рыбе. Обведем рамочкой часть, которая изменяется.

2. Найди в слове основу:

а) отдели отрезок слова без окончания.

3. Найди корень:

а) подбери слова, которые можно объяснить с помощью одного слова;

б) сравни родственные слова, чтобы найти общую часть.

Слова, имеющие сходство по смыслу, составляют группу однокоренных слов. Однако слово «смысл» нередко для ребенка оказывается лишенным определенного содержания. Если же регулярно показывать, что родственные слова соотносятся с одним и тем же словом, у детей формируется способ, с помощью которого они будут устанавливать наличие или отсутствие родства слов, и в то же время наполнится конкретным содержанием выражение «сходны по смыслу».

Например, слова «зимовать, зимовье, зимний»следует проанализировать, обратившись к мотивирующему: «зимовать – проводить зиму; зимовье – помещение, где живут зимой; зимний – относящийся к зиме». Причем в этом случае действие подбора родственных слов становится легко контролируемым.

Конечно, при содержательном анализе родства слов не обойтись без использования толкового словаря при подготовке к урокам. В нашем классе постоянно имеется толковый словарь С.И.Ожегова, с которым работают и учащиеся, и педагог.

Важно постоянно иметь в виду, что почти каждая морфема имеет свои разновидности, связанные с небольшими различиями в ее фонемном составе. Обойти явление чередования фонем в морфемах даже на начальном этапе изучения состава слова невозможно, т.к. ему подвержено подавляющее число слов в русском языке. Например, составляя группу однокоренных слов снег, снежок, снеговик, снежный, учащиеся заметят, что эти слова имеют корень снег - (снеж-). Использование школьного словообразовательного словаря А.Н.Тихонова, имеющегося в классе, позволит проанализировать процессы, происходящие в морфемной структуре слов.

Таким образом, при разборе слов по составу, учитель должен очень внимательно относится к подбору слов для работы и быть готовым дать правильное объяснение структуры слова и его происхождения.

4. Найди приставку:

а ) отдели часть слова перед корнем;

б) образуйте другие слова с этой частью;

в) проверь, действительно ли этот отрезок – одна приставка (получается ли целое слово, если убрать эту часть);

г) отдели значимую часть (части) перед корнем.

Понимание приставок и суффиксов как частей слова, с помощью которых образуются новые слова, не вызывает особых затруднении, если последовательно проводится работа по разграничению слов и изменений одного слова, а также, если каждый из аффиксов анализируется с двух сторон: по значению и фонемному составу.

К сожалению, нередко в качестве единственного признака морфемы используют ее местоположение, тем самым. во-первых, не реализуются все возможности речевого и общего развития учащихся; во-вторых, упускается из виду, что отрезок слова перед и после корня может состоять не из одного, а нескольких аффиксов. Наконец, оставляя без внимания внутреннюю сторону морфемы - ее значение, не создаются предпосылки для контроля за правильностью выполнения действия.

5. Найди суффикс:

а) выясни, есть ли в слове отрезок между корнем и окончанием;

б) подбери слова, имеющие отрезок между корнем и окончанием с тем же значением и звуковым составом;

в) проверь, действительно ли это один суффикс (можно ли образовывать слова с этим суффиксом).

Например, подумаем, какие значения придают слову «пришкольный» приставка и суффикс. Приставка при- указывает: что-то (сад) находится близко от школы, около школы, т.е. обозначает близость чего-либо к чему-либо. Суффикс –н- показывает, что нечто (сад) не просто находится при школе; этот суффикс помогает определить, какой именно сад. Проверим, можно ли с такими же по значению суффиксом и приставкой образовать другие слова, например, от корней слов «озеро, вокзал». Можно: приозерный, привокзальный.

После окончания работы по выяснению всех составляющих значение слова частей, ученики выполняют ряд задании, основная цель которых закрепить порядок действий по морфемному анализу слов. Сначала действия отрабатываются по максимально развернутой схеме, с полной и подробной записью всех этапов. В дальнейшем алгоритм действий постепенно начинает сворачиваться, при этом сначала письменные рассуждения переходят в устные, затем осуществляются в плане внутренней речи (про себя); затем производятся «в уме», т.е. весь процесс протекает по схеме формирования умственных действий, описанной в работах П.Я.Гальперина, теория которого о планомерно-поэтапном формировании умственных действий нашла свое отражение в ФГОС НОО.

25.08.2017 11:14


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!