СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 16.04.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Современное российское общество переживает период сложных изменений в жизни страны: нестабильность, бедность, высокий уровень занятости родителей или безработица, неблагоприятная психологическая атмосфера пагубно влияют на воспитание детей, их нравственное развитие. В этих условиях отечественная школа, обладающая богатым опытом и традициями воспитания, может и должна взять на себя заботу о нравственном облике молодых людей, помочь семье и обществу в целом предотвратить их моральную деградацию. Одним из вариантов выхода из сложившейся ситуации является обращение к культурному наследию нашей страны, важной составляющей частью которого является православие. Оно всегда играло большую роль в жизни российского общества, благотворно воздействовало на моральный облик человека. Позитивные изменения, произошедшие в современном обществе, позволили открыто говорить о религии, сделали возможным приобщение людей к православным ценностям. Новый курс – «Основы православной культуры» призван показать детям видение основных вопросов бытия с точки зрения православия, знакомит их с системой нравственных ценностей, а также способствует их духовно-нравственному развитию. Условиями оптимального влияния православной культуры на духовно-нравственное развитие учеников выступают: систематическое преподавание учебного курса; включение материалов православной культуры в другие школьные предметы; разработка системы воспитательной работы; организация совместной деятельности педагогов; создание оптимального психологического микроклимата в школе, основанного на православной этике; объединение усилий педагогов и родителей. Так как практика показала, что приобщение детей к православной культуре несёт в себе воздействие на семью. Ребята приобщают своих домашних к данному процессу через рассказы и обсуждение происходящего в классе. Критериями успешного воспитания средствами православной культуры, является сформированность ко времени завершения обучения в начальной школе, нравственных качеств. Эффективность осуществления процесса формирования нравственных качеств в ходе изучения православной культуры, обеспечивается ее использованием в контексте общей системы нравственного воспитания. Для достижения поставленной воспитательной цели необходимо принять во внимание психологические механизмы духовно-нравственного воспитания: его внутреннюю и внешнюю стороны. Где личность младшего школьника не является пассивным объектом педагогических воздействий, а выступает в качестве активного субъекта процесса нравственного воспитания. А деятельность учителя направлена на организацию детей, стимулирование их активности в освоении новой системы ценностей. Так же решая задачи нравственного воспитания необходимо учитывать такой важный компонент, как преобладание чувств. В этом возрасте рациональные компоненты сознания не играют ещё ведущей роли, в значительной степени ребёнок руководствуется в отношении к действительности эмоциями. При этом яркость эмоциональных реакций обуславливает глубину и устойчивость впечатлений, получаемых ребёнком. . Педагогический аспект православной культуры, понимается как возрождение традиций православия, приобщение нового поколения к системе культурных ценностей русского народа, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности. История православия, насыщенная драматичными и яркими событиями, образами, философскими мыслями, дает богатый материал для духовно-нравственного воспитания. Произведения православного искусства рождают в душе у тех, кто общается с ними, глубокий эмоционально-нравственный отклик, дополняют и расширяют нравственный опыт человека. Заставляя понимать и сопереживать чужим судьбам, православное искусство помогает извлечь уроки из жизни. Огромным воспитательным эффектом обладает чтение православной литературы: идет формирование мировоззрения человека, воздействие на его эмоциональную сферу. Книгой, способной возродить внутренний строй души человека, является Библия – неисчерпаемый источник мудрости. Многие поэты, писатели, композиторы, ученые прямо или косвенно обращались и обращаются к темам этой великой книги. Многие притчи Ветхого Завета с успехом укладываются в этические нормы различных религий и даже для неверующих ясны и не вызывают у них скептицизма. Православная литература содержит обширный материал для воспитания подлинно духовно-нравственных качеств. Русское духовное (православное) искусство, как часть православной культуры, также обладает богатым потенциалом для воспитания. Под русским духовным искусством следует понимать не только искусство церковное, связанное с верой, но и все творчество, воплотившее в себе дух народности. Русское искусство невозможно отделить от православия Для русского человека символизм и образность всегда были понятны и близки. Например, на уроках основ православной культуры дети узнают, что в архитектуре и убранстве русских храмов не было ничего случайного, любая из деталей имела символический смысл. Четыре стены храма, объединенные одной главой, символизировали четыре стороны света под властью единой вселенской церкви. Курс «Основы православной культуры» предполагает посещение православных храмов, так дети могут познакомиться с лучшими архитектурными произведениями. В нашем городе для этого есть большой культурный потенциал: много православных храмов и других памятников русского искусства. В ходе внешкольных воспитательных мероприятий учащиеся вместе с духовной сущностью православной культуры постигали и художественную. На уроках, при изучении основ православной культуры, учащиеся также знакомятся с иконописью. Древнерусская икона является особым художественным миром, проникнуть в который не так легко. Но кто находит доступ в этот мир, тот без труда начинает открывать в нем все новые и новые красоты. Отвлеченный язык иконы, его символы становятся постепенно понятными в сознании ребенка. С этого момента простое разглядывание иконы уступает место ее пониманию. Влияние искусства на душу ребенка особенно ценно тем, что воздействует на нее не только своим содержанием, духовной наполненностью, но и средствами выражения. Русское православное искусство развивает душу. Именно развитие души определяет интеллектуальное и эмоциональное восприятие ребенком системы нравственных ценностей. Учитывая это, свою работу по преподаванию основ православной культуры мы направили на формирование у учащихся нравственных качеств. Православная этика выделяет такие нравственные качества, которые следует воспитывать у ребенка: смирение, доброту, терпение, послушание, милосердие, любовь к ближнему, веру, мужество, великодушие, сострадание, трудолюбие, целомудрие и др. Попытки формирования этих качеств были осуществлены в ходе нашей работы. При планировании каждого урока, мы определяли, над какими нравственными качествами будет вестись работа, какие черты нравственности будем формировать на уроке на основе изучаемого материала с учетом его конкретного содержания. Продолжением формирования нравственных качеств средствами православной культуры кроме уроков, служило проведения внеклассных и внешкольных воспитательных мероприятий: - классных часов, -праздников:«Рождество Христово», «Светлое Христово Воскресение», - музейных уроков, - конкурсов чтецов -театральных постановок духовно-нравственного содержания - это спектакль, на основе которого можно воспитывать чувство доброты, чувство прекрасного, чувство взаимопомощи, уважения к старшим, чувство любви т.д. Отрывок, которого мы вам представили. -проведение предметной тематической недели по «Основам проваславной культуры». Ознаменовало начало проведения недели прошедший тур «Всероссийской олимпиады школьников по основам православной культуры». В рамках тематической недели был проведён классный час на тему «Духовный подвиг Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского». Организованна акция «От чистого сердца», направленная на развитие детской благотворительности. Такие акции учат милосердию, предполагают самоотверженный, добровольный отказ от своих привилегий и интересов, ради другого человека. -музейные уроки. Представляют собой проведение урока в не традиционной форме с использованием музейных экспонатов, имеющихся в школьном музее, а также в музеях города. -выставки рисунков и поделок, выполненные учащимися и их родителями к праздникам «Светлое Христово Воскресение», «Рождество Христово» проходят в каждом классном коллективе. - Воспитание трудолюбия, согласно православному учению, – это формирование в человеке созидательного начала. Трудолюбие облагораживает всякое дело, если оно делается во имя Господа и ближнего. Это труд по самообслуживанию, труд по интересам (дежурство по классу, цветоводство), изготовление подарков к празднику, всевозможная помощь родителям как добровольная так и через послушание. Воспитывая послушание, следует воспитывать умение подчиняться. В социуме всё держится на подчинении и на соподчинении. Надо уметь подчиняться родителям, преподавателям, воспитателям. Послушание предполагает очень высокую духовную жизнь и того, кто слушается, и того, кого слушаются, так как взрослые, которым дети обязаны послушанием, должны показывать пример нравственного поведения. Нами были выбраны следующие средства воспитания: · Произведения музыкального искусства: классическая музыка зарубежных и российских композиторов, народные песни, песни детского хора. · Медиа - ресурсы и электронные пособия по православной культуре: цикл фильмов «Православного кинозала»; · Стенды-справочники. Они представляют собой большие настенные книги «Храмы города», «Библейские заповеди»; · Выставочные стенды «Красота рукотворная», на которых выставляются работы детей и их родителей; · Книги; · Коллекции детских творческих работ. · Коллекции исследовательских и проектных работ. Исходя из этого, духовные упражнения ума, чувств и сердца ребенка являются основным средством духовно-нравственного воспитания, а основной формой - служение добру, служение людям. Таким образом, духовно-нравственное воспитание младших школьников должно основываться на традициях русской культуры, а именно на одной из ведущих основ культурно-нравственного наследия нашего народа – этике православия. Обращение к системе православных ценностей, изучение православной культуры в школе, на наш взгляд, – реальный фактор воспитания по-настоящему нравственного поколения и оздоровления всего общества. |
© 2015, Шестакова Светлана Владимировна 2699