СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование духовно-нравственных качеств личности младшего школьника в процессе изучения курса «Основы православной культуры»

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Современное российское общество переживает период сложных изменений в  жизни страны: нестабильность, бедность, высокий уровень занятости родителей или безработица, неблагоприятная психологическая атмосфера пагубно влияют на воспитание детей, их нравственное развитие.     В этих условиях отечественная школа, обладающая богатым опытом и традициями воспитания, может и должна взять на себя заботу о нравственном облике молодых людей, помочь семье и обществу в целом предотвратить их моральную деградацию.      Одним из вариантов выхода из сложившейся ситуации является обращение к культурному наследию нашей страны, важной составляющей частью которого является православие. Оно всегда играло большую роль в жизни российского общества, благотворно воздействовало на моральный облик человека. Позитивные изменения, произошедшие в современном обществе, позволили открыто говорить о религии, сделали возможным приобщение людей к православным ценностям.      Новый курс – «Основы православной культуры» призван показать детям видение основных вопросов бытия с точки зрения православия, знакомит  их с системой нравственных ценностей, а также  способствует  их духовно-нравственному развитию.     Условиями оптимального влияния православной культуры на духовно-нравственное развитие учеников выступают: систематическое преподавание учебного курса; включение материалов православной культуры в другие школьные предметы; разработка системы воспитательной работы; организация совместной деятельности педагогов; создание оптимального психологического микроклимата в школе, основанного на православной этике; объединение усилий педагогов и родителей. Так как практика показала, что приобщение детей к православной культуре несёт в себе воздействие на семью. Ребята приобщают своих домашних к данному процессу через рассказы и обсуждение происходящего в классе.

Критериями успешного воспитания средствами православной культуры, является сформированность ко времени завершения обучения в начальной школе, нравственных качеств. Эффективность осуществления процесса формирования нравственных качеств  в ходе изучения православной культуры, обеспечивается ее использованием в контексте общей системы нравственного воспитания.     Для достижения поставленной воспитательной цели необходимо принять во внимание психологические механизмы духовно-нравственного воспитания: его внутреннюю и внешнюю стороны. Где личность младшего школьника не является пассивным объектом педагогических воздействий, а выступает в качестве активного субъекта процесса нравственного воспитания. А деятельность учителя направлена на организацию детей, стимулирование их активности в освоении новой системы ценностей. Так же решая задачи нравственного воспитания необходимо учитывать такой важный компонент, как преобладание чувств. В этом возрасте рациональные компоненты сознания не играют ещё ведущей роли, в значительной степени ребёнок руководствуется в отношении к действительности эмоциями. При этом яркость эмоциональных реакций обуславливает глубину и устойчивость впечатлений, получаемых ребёнком.

.   Педагогический аспект православной культуры, понимается как возрождение традиций православия, приобщение нового поколения к системе культурных ценностей русского народа, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.     История православия, насыщенная драматичными и яркими событиями, образами, философскими мыслями, дает богатый материал для духовно-нравственного воспитания.

Произведения православного искусства рождают в душе у тех, кто общается с ними, глубокий эмоционально-нравственный отклик, дополняют и расширяют нравственный опыт человека. Заставляя понимать и сопереживать чужим судьбам, православное искусство помогает извлечь уроки из жизни.

Огромным воспитательным эффектом обладает чтение православной литературы: идет формирование мировоззрения человека, воздействие на его эмоциональную сферу. Книгой, способной возродить внутренний строй души человека, является Библия – неисчерпаемый источник мудрости. Многие поэты, писатели, композиторы, ученые прямо или косвенно обращались и обращаются к темам этой великой книги. Многие притчи Ветхого Завета с успехом укладываются в этические нормы различных религий и даже для неверующих ясны и не вызывают у них скептицизма. Православная литература содержит обширный материал для воспитания подлинно духовно-нравственных качеств.

Русское духовное (православное) искусство, как часть православной культуры, также обладает богатым потенциалом для воспитания. Под русским духовным искусством следует понимать не только искусство церковное, связанное с верой, но и все творчество, воплотившее в себе дух народности. Русское искусство невозможно отделить от православия   Для русского человека символизм и образность всегда были понятны и близки. Например, на уроках основ православной культуры дети узнают, что в архитектуре и убранстве русских хра­мов не было ничего случайного, любая из деталей имела символический смысл. Четыре стены храма, объединенные одной главой, симво­лизировали четыре стороны света под властью единой вселенской церкви.

Курс «Основы православной культуры» предполагает посещение православных храмов, так дети могут познакомиться с лучшими архитектурными произведениями. В нашем городе для этого есть большой культурный потенциал: много православных храмов и других памятников русского искусства. В ходе внешкольных воспитательных мероприятий учащиеся вместе с духовной сущностью православной культуры постигали и художественную.        На уроках, при изучении основ православной культуры, учащиеся также знакомятся с иконописью. Древнерусская икона является особым художественным миром, проникнуть в который не так легко. Но кто находит доступ в этот мир, тот без труда начинает открывать в нем все новые и новые красоты. Отвлеченный язык иконы, его символы становятся постепенно понятными в сознании ребенка. С этого момента простое разглядывание иконы уступает место ее пониманию.      Влияние искусства на душу ребенка особенно ценно тем, что воздействует на нее не только своим содержанием, духовной наполненностью, но и средствами выражения. Русское православное искусство развивает душу. Именно развитие души определяет интеллектуальное и эмоциональное восприятие ребенком системы нравственных ценностей.     Учитывая это, свою работу по преподаванию основ православной культуры мы направили на формирование у учащихся нравственных качеств. Православная этика выделяет такие нравственные качества, которые следует воспитывать у ребенка: смирение, доброту, терпение, послушание, милосердие, любовь к ближнему, веру, мужество, великодушие, сострадание, трудолюбие, целомудрие и др.  Попытки формирования этих качеств были осуществлены в ходе нашей работы. При планировании каждого урока, мы определяли, над какими нравственными качествами будет вестись работа, какие черты нравственности будем формировать на уроке на основе изучаемого материала с учетом его конкретного содержания.

Продолжением формирования нравственных качеств средствами православной культуры кроме уроков, служило проведения внеклассных и внешкольных воспитательных мероприятий:

- классных часов,

-праздников:«Рождество Христово», «Светлое Христово Воскресение»,

- музейных уроков,

- конкурсов чтецов

-театральных постановок духовно-нравственного содержания - это спектакль, на основе которого можно воспитывать чувство доброты, чувство прекрасного, чувство взаимопомощи, уважения к старшим, чувство любви т.д. Отрывок, которого мы вам представили.

-проведение предметной тематической недели по «Основам проваславной культуры».

Ознаменовало начало проведения недели прошедший тур «Всероссийской олимпиады школьников по основам православной культуры». В рамках тематической недели был проведён классный час на тему «Духовный подвиг Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского». Организованна акция «От чистого сердца», направленная на развитие детской благотворительности. Такие акции учат  милосердию, предполагают самоотверженный, добровольный отказ от своих привилегий и интересов,  ради другого человека.

-музейные уроки. Представляют собой проведение урока в не традиционной форме с использованием музейных экспонатов, имеющихся в школьном музее, а также  в музеях города.

-выставки рисунков и поделок, выполненные учащимися и их родителями к праздникам «Светлое Христово Воскресение», «Рождество Христово» проходят в каждом классном коллективе.

- Воспитание трудолюбия, согласно православному учению, – это формирование в человеке созидательного начала. Трудолюбие облагораживает всякое дело, если оно делается во имя Господа и ближнего. Это труд по самообслуживанию, труд по интересам (дежурство по классу, цветоводство), изготовление подарков к празднику, всевозможная помощь родителям как добровольная так и через послушание. Воспитывая послушание, следует воспитывать умение подчиняться. В социуме всё держится на подчинении и на соподчинении. Надо уметь подчиняться родителям, преподавателям, воспитателям. Послушание предполагает очень высокую духовную жизнь и того, кто слушается, и того, кого слушаются, так как взрослые, которым дети обязаны послушанием, должны показывать пример нравственного поведения.

     Нами были выбраны следующие средства воспитания:

·         Произведения музыкального искусства: классическая музыка зарубежных и российских композиторов, народные песни, песни детского хора.

·         Медиа - ресурсы и электронные пособия по православной культуре:  цикл фильмов «Православного кинозала»;

·         Стенды-справочники. Они представляют собой большие настенные книги  «Храмы города», «Библейские заповеди»;

·         Выставочные стенды «Красота рукотворная», на которых выставляются работы детей и их родителей;

·         Книги;

·         Коллекции детских творческих работ.

·         Коллекции исследовательских и проектных работ.

Исходя из этого, духовные упражнения ума, чувств и сердца ребенка являются основным средством духовно-нравственного воспитания, а основной формой - служение добру, служение людям.

Таким образом, духовно-нравственное воспитание младших школьников должно основываться на традициях русской культуры, а именно на одной из ведущих основ культурно-нравственного наследия нашего народа – этике православия. Обращение к системе православных ценностей, изучение православной культуры в школе, на наш взгляд, – реальный фактор воспитания по-настоящему нравственного поколения и оздоровления всего общества.  

09.01.2015 22:26


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!