СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЧТЕНИЯ

Нажмите, чтобы узнать подробности

В ХХI веке, веке нано-технологий, чтение продолжает оставаться важнейшим элементом культуры, инструментом повышения интеллектуального потенциала нации, роста творческой и социальной активности личности и общества.

Особое значение в приобщении детей к чтению мы придаем сотрудничеству с семьей. Семья, несомненно, наиболее активная среда формирования и социализации личности ребенка. Педагог-библиотекарь и учителя начальной школы стремятся оказывать помощь родителям в развитии педагогической культуры, в решении практических проблем, связанных с воспитанием интереса и любви к чтению, начиная с первого класса.

Воспитать увлеченного читателя трудно. Здесь главное – организовать чтение так, чтобы оно способствовало развитию личности, а развивающаяся личность испытывала бы потребность в чтении как источнике дальнейшего развития.

Основными тенденциями последних лет можно назвать утрату роли чтения в обществе, падение престижа образования и знаний, ориентация на некнижные формы культуры. Чтение в наши дни больше ориентируется на удовлетворение информационно-прагматических потребностей, а не общекультурных, эстетических, эмоциональных. Вместе с тем, чтение, как универсальная культурологическая техника, остается важнейшим инструментом образования, социализации и развития личности. Чтение формирует качества развитого и социально ценного человека. Человека, умеющего охватить целое, адекватно оценить ситуацию, быстро принять правильное решение, иметь больший объем памяти, лучше владеть речью, точнее формулировать, свободнее писать. Воспитание высококвалифицированного читателя — вечная проблема. На протяжении многих десятилетий слышатся сетования на существующие противоречия между объёмом материала, необходимого для изучения в той или иной системе образования, и практической невозможностью освоить его с должным качеством. Основная нагрузка падает на самостоятельную работу с книгой, чтение. Многие годы декларируется необходимость решать задачу «научить учиться» и «дать удочку, а не рыбу». Однако «воз и ныне там». Более того, он становится всё тяжелее и требует огромных усилий в движении по трудной колее информационного обеспечения учебной и профессиональной деятельности, стержнем которого является чтение.

Почему в чтении современных людей преобладает «чтиво»? Можно назвать ряд причин. Одна из них — резкое снижение продуктивности чтения. Продуктивность чтения определялась нами по двум критериям: скорости чтения и коэффициенту усвоения. По скорости чтения выделено семь градаций, по коэффициенту — шесть. Все читатели по этим показателям и их сочетаний разделены на пять типов: низкопродуктивный (низкая скорость чтения и усвоение); поверхностный (высокая скорость чтения, но низкий уровень усвоения); стереотипный (средние скорость чтения и усвоение), нерациональный (низкая скорость чтения и высокий уровень усвоения); высокопродуктивный (высокая скорость чтения и высокий уровень усвоения).

Исследования социологов и педагогов констатируют снижение уровня грамотности и распространение функциональной неграмотности (“вторичной неграмотности”) тех, кого учили, но не научили читать, не сделали настоящими читателями. Функциональная неграмотность появляется достаточно рано, уже в начальных классах, после того, как детей научили читать и писать. Третьеклассник, который никогда не приходил в библиотеку и ничего не читает, кроме учебника,— еще один завтрашний потенциальный безграмотный. Негативным фактором в формировании читателя-ребенка является и утрата традиций семейного чтения. Необходимо подчеркнуть, что чтение в семейной среде играет особую роль. Совместное прочтение книги сближает членов семьи, объединяет их духовно. Между тем, на современном этапе развития общества в большинстве семей книга перестает быть темой для разговора, исчезают домашние библиотеки. Такое положение крайне негативно сказывается на духовном климате семьи и не способствует формированию ребенка-читателя. Не читающие родители воспитывают не читающих детей. Следовательно, на сегодняшний день возрождение, дальнейшее развитие и выведение на новый уровень традиций семейного чтения как культурной нормы развития ребенка является одной из важнейших задач социума.

Важнейшая роль в воспитании личности принадлежит книге.

В.А. Сухомлинский писал: “Школа – это, прежде всего книга. Воспитание – прежде всего слово, книга и живые человеческие отношения”. Особое место среди школьных учебников отводится учебнику по литературному чтению. Актуальность и значимость любого учебника по литературному чтению определяется тем, учитывает ли он изменения в общественно-политической жизни и духовно-нравственной атмосфере, формирует ли положительную мотивацию к учебе и чтению, способствует ли патриотическому воспитанию, культуре общения, развитию творческого потенциала учащихся. Учебник должен быть направлен на преодоление тех негативных явлений, которые накопились за предшествующие годы.

Одним из таких явлений стал повсеместный отказ большей части взрослого населения от чтения художественной литературы

Достигнуть эффективных результатов в руководстве детским чтением возможно только в тесном сотрудничестве библиотеки, школы и семьи. Век новых технологий требует большей гибкости от пользователей информации, требует и большего развития традиционных навыков грамотности. Кроме того, книги остаются и останутся не только и не столько источником информации, сколько предметами жизненной важности для детей во всех аспектах, потому что они обеспечивают их эмоциональной, интеллектуальной и социальной поддержкой.

Необходимо предоставить возможность детям всеми путями развивать свое чтение и помочь сформировать любовь к книгам. Ведь это - первая ступень к грамотности и обучению на протяжении всей жизни. Необходимо помочь детям понять огромное количество приятных вещей, которые можно получить от чтения.

Становление ребенка как читателя не может проходить без активного участия школьной библиотеки и родителей в жизни ребенка с самого раннего возраста. Они должны играть роль стимулятора интереса к чтению, поскольку в наш век полноценным читателям надо успеть стать в детстве, иначе жизнь может не оставить для этого времени.

Особое значение приобретает задача обеспечения свободного доступа к информации и знаниям, посредством создания качественно новой системы информационного библиотечного обслуживания населения. Это положение определено в Манифесте о публичной библиотеке, принятой в Париже в 1995 году: « Библиотека является местным центром информации в котором читатели могут почерпнуть всевозможные знания. Библиотека предоставляет свои услуги на основе равенства доступа всех, независимо от возраста, расы, пола, религии, национальности, языка или социального статуса… В фондах должны храниться материалы, отвечающие потребностям всех возрастных групп. Библиотечные фонды и услуги должны включать все виды соответствующих средств информации, современные технологии, а также традиционные материалы.» Несомненно, мы должны формировать культуру молодой личности, предоставляя весь спектр доступной, качественной и оперативной информации с использованием прежде всего новых технологий. В то же время неотъемлемой частью информационной культуры молодого поколения была и остается книга. Детской литературе, детскому чтению российское общество всегда уделяло много внимания. Но динамические перемены в политической, экономической, культурной и общественной жизни последних десятилетий отодвинули эти вопросы на второй план. И сегодня все чаще с тревогой говорится о «детском читательском негативизме», который стал нормой: книгой пользуются, с книгой работают, но ее не читают. Мы полагаем, что это происходит из-за того, ребенка все меньше приучают к чтению, утрачена традиция семейного чтения, а альтернативные источники информации - телевизор, интернет – все активнее вытесняют книгу из жизни ребенка. Последствия очевидны – оскудение духовного мира, снижение культурного уровня, деструктивное поведение.

Школьная библиотека может способствовать формированию в семье новых отношений с миром, во многом определяющих жизненный путь ребенка, осознанию семьей своей культурной, социальной значимости в обществе. Для оказания помощи родителям в освоении этой роли школьной библиотеки необходимо разрабатывать специальные программы педагогической поддержки, программы детского развивающего чтения, стимулирующие взаимодействие детей и взрослых. Семейные чтения – это главный путь широкого приобщения детей к миру книг.Главное отличие семейных чтений от других его видов — классного, внеклассного и домашнего, состоит в том, что родители, используя книгу, начинают по-настоящему заниматься духовным развитием своего ребенка, формированием его нравственности. Поэтому семейные чтения — это разговор родителей с детьми о нравственности, побудительным стимулом, которого является совместное прочтение произведения литературы. Это одновременно и специфическая форма общения ребенка с автором произведения и миром его идей. Это, наконец, своеобразный монолог ребенка, в котором он размышляет над нравственным содержанием произведения литературы, учится выявлять и выражать его идею. Создать условия для познавательной деятельности ребенка, стимулировать ее, направлять его размышления — вот главная задача родителей, которой определяется и их ведущая роль в организации семейных чтений. В процессе семейных чтений реализуется как психологическая, так и социальная функции общения. Его участники не только вступают в контакт между собой и отождествляют себя друг с другом, но и в их духовный мир входит социально значимые нравственные идеи, источником которых служат явления жизни, отраженные в произведениях литературы. Главным же действующим лицом в этом общении является ребенок. Родители должны лишь направлять его познавательную деятельность и побуждать его к размышлению.

Семейное чтение – это помимо значительной работы ума и сердца, еще и возможность внутрисемейного общения. Любовь матери, ее тепло, передаваемое вместе со Словом, это и есть основа нравственного становления ребенка.

Известны впечатления о вечерах семейного чтения писателей: С.Т.Аксакова, Д.Н.Мамина-Сибиряка, А.Твардовского. Такие занятия остаются в памяти детей на всю жизнь.

Привычка к семейному чтению должна стать доброй семейной традицией проведения каждодневного совместного досуга в определенное время дня или вечера.

Конечно, работе с книгой должна учить и школа. Однако большую помощь в этом могут и должны оказать родители, те, кто более всего заинтересован в качестве образования и качестве жизни своих детей.

Главной помехой чтению многие родители и сами дети считают нехватку времени.

Воспитание личности невозможно без знания национальной культуры. В последние годы наблюдается устойчивый интерес молодежи к прошлому своего народа, поэтому библиотеки активно включились в работу по пропаганде ремесел, возрождению и сохранению народных традиций, праздников, изучению фольклора, истории, так как именно библиотеки являются сегодня одним из наиболее доступных каналов освоения знаний, центром сохранения и изучения культуры наций.

Приобщение молодежи к народным традициям, к культуре своего народа в широком смысле важно для сохранения исторической памяти поколений, для воспитания самоуважения и достоинства в каждом человеке.

Сегодня в системе образования необходимо решать задачу восстановления значения и роли духовных ценностей. Межэтническое взаимодействие, стремление к содержательному компромиссу, толерантность не могут быть противопоставлены определению и укреплению концептуальной основы союза государства, общества и личности. Физический, духовный и социальный потенциал, созидательная направленность, стремление к свободе и готовность принятия ответственности, осознание личного и национального достоинства, стремление к самореализации и общественному признанию составляют совокупность ценностей, создающих основу для благополучия личности, семьи, общества, государства.

Литература в силу своего особого положения в системе художественной культуры содержит неограниченные возможности в плане воспитания и развития личности. Через постижение литературных произведений человек усваивает параметры своей культурной идентичности и вместе с сознанием органического единства родной литературы с общим литературным процессом и мировой художественной культурой - понимание не только своей этнокультурной особенности, но и общности.

Традиции и обычаи того или иного народа, свойственные ему религия и этнопсихология – вот та среда, в которой формируются духовные, нравственные и эстетические запросы человека, этнические особенностей его мировидения. Поэтому при изучении произведений русской и зарубежной литературы очень важно соотнести художественные образы, поступки и характеры героев, авторскую концепцию мировидения с адекватными элементами этнокультуры.

Этнокультурный аспект литературного образования предполагает приёмы переноса, аналогии, сопоставления знаковых, привычных явлений, фактов, художественных образов, свойственных родной культуре, с типологически сходными фактами инонациональной культуры для её более глубокого постижения.

При этом следует учитывать, что существуют объективные барьеры, обусловленные своеобразием исторического и социального развития этноса, особенностями национальной культуры, спецификой эстетической традицией. Художественные образы, явления и реалии родной культуры не всегда полностью аналогичны культуре другого народа. Кроме того, важно учитывать, что у учащихся обычно вырабатывается определенная установка на восприятие тех или иных явлений художественной культуры родного народа. Эта установка складывается с раннего детства и усваивается через родной фольклор, обычаи, традиции.

Вот почему, на наш взгляд, диалогичность культур, диалогичность литератур должна стать одним из основных принципов литературного образования.

Список литературы:

1. Голубева Е.И. Поддержка семейного чтения – общая задача специалистов// ГолубеваЕ.И. Недетские проблемы детского чтения. – М.:Российская детская библиотека,2002-112с.20

2. Федорова Т. В. Что читают и не читают современные школьники/ Т. В. Федорова // Директор школы. -2003.-№ 9. - С. 57-61.

3.Самохина М. М. Читающая Россия: мифы и реальность. - М.: Либерия, 1997. - с. 4

23.12.2015 21:30


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!