СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование логического мышления у детей с ЗПР

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема. Формирование логико-мыслительной деятельности с использованием игровых приёмов у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Народная мудрость.

Хотелось бы своё выступление начать с напоминания народной мудрости: «Умён тот, кто умеет мыслить». Умным легче вырасти ребёнку, которому помогли научиться мыслить, чем тому, который организовал своё мышлениеАктуальность.

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Но всё же зачем логика маленькому ребенку, дошкольнику? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте - в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба - решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, а то и вовсе угаснет интерес к учению. Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.Разработки по данной теме.

Исходя из данных оснований, мною было разработано методическое пособие «Формирования логико – мыслительной деятельности с использованием игровых приемов у старших дошкольников с задержкой психического развития» В июне 2012 за данную работу получен Грант губернатора ХМАО. Диплом победителя конкурса «Лучший педагог (воспитатель) дошкольного образовательного

Цель методического пособия: формирование мыслительных операций с использованием игровых приёмов у старших дошкольников с ЗПР на коррекционных занятиях.

Для достижения данной цели были определены задачи, которые вы видите на слайде.

Содержание методического пособия.

Работа проводилась поэтапно. Это поэтапное, постепенно усложняющееся, с учётом возраста, внедрение в воспитательно-образовательный процесс, различных игр, игровых приёмов на развитие логического мышления, способствовали росту интеллектуальной культуры детей.

Методическое пособие предусматривает организацию работы с детьми на пяти этапах:

Первый этап предусматривает использование системы заданий на построение упорядоченных возрастающих или убывающих, рядов (так называемую сериацию). Классический пример сериации – матрёшки, пирамидки, вкладные мисочки. Сериации детям можно представить по длине, высоте, ширине. При этом используются активизирующие вопросы типа: «Что бывает широкое, длинное, высокое, низкое, узкое?», «Какой крокодил самый длинный?», «Кто быстрее всех бегает», «Что толще?», «Кто выше?» и т. п.

На втором этапе, используются задания по выделению свойств объекта, или самого объекта из группы по определённому признаку и соединение различных элементов в единое целое. Дело в том, что при задержке психического развития обучение детей синтезу и анализу приобретает первостепенное значение. Вначале необходимо обучить детей синтезу – соединению различных элементов в единое целое. Связано это с тем, что способность к синтезу формируется у ребёнка раньше, чем к анализу, и развивать её активно можно с помощью конструирования. На первых порах ребёнок воспроизводит объект, повторяя за педагогам, затем - по памяти. После усваивает способ самостоятельно восстанавливать построение уже готового объекта. Последний этап ребёнок должен построить объект без образца.

3 этап предполагает проведение работы по формированию у детей способности выявлять сходства признаков объекта и различия между ними, выделять одни признаки объекта и абстрагироваться от других. На слайде вы видите игры и игровые упражнения на сравнение 2 и более объектов.

На 4 и 5 этапах формируется умение делать выводы, выделять и фиксировать общий признак двух и более объектов, а также классифицировать предметы по одному из признаков. Т.е. развитие мыслительного умения обобщения и классификации.

В комплект методического пособия входят: цикл игровых занятий, перспективное планирование дидактических игр на развитие мыслительных операций, рабочая тетрадь по развитию приёмов мышления у детей старшего дошкольного возраста, план взаимосвязи учителя-дефектолога, родителей и воспитателей по данной теме.

Рабочая тетрадь.

Основой методического пособия является рабочая тетрадь. Задания в тетради разбиты на темы. Можно начать занятия с той темы, которая вам и ребёнку более близка и понятна. Материал представлен таким образом, что при необходимости можно вернуться к уже пройденным темам, чтобы закрепить и уточнить полученные ранее знания. Яркий иллюстративный материал, который используется в рабочей тетради, комплекс творческих заданий, игры, головоломки стимулируют активность детей и прививают интерес к умственной деятельности. Игровая форма заданий позволяет создать в процессе обучения комфортную эмоциональную атмосферу. С самых первых занятий дети с интересом включаются в самостоятельную работу, учатся анализировать и оценивать результаты своей деятельности, приобретают чувство уверенности в себе и в своих действиях. Это несомненно положительно сказывается на повышении их самооценки, развитии мыслительных возможностей.

Демонстрационный материал. В своей работе широко использую разнообразные наглядные пособия. Это демонстрационные модели геометрических фигур, панно на развитие логики с заданиями различной сложности, панно, изготовленные по лексическим темам и панно по временам года, а также счетный демонстрационный материал. Яркие пособия, используемые в непосредственно образовательной деятельности, позволяют легче и глубже усвоить необходимые знания. Такой наглядный материал открывает простор для фантазии при проведении различных игр. В изготовлении пособий участвуют педагоги, дети и их родители.

Увлекательные занятия и занимательные игры.

В разработанный мною цикл игровых занятий, я постаралась включить как можно больше занимательного материала: задачи-шутки, задачи-смекалки, сказки, ребусы, кроссворды они развивают гибкость ума, дают возможность детям упражняться в применении своих знаний. Все это позволяет разнообразить занятия, снять утомление, а самое главное – дети узнают что-то новое, задумываются, учатся сравнивать, обобщать, делать умозаключения.

Формирование мыслительных операций также происходит на математических праздниках и развлечениях. Где широко используются игровые приемы, сюрпризные моменты, дидактические игры, что позволяет легче и глубже усвоить необходимые знания.

Результаты работы.

Как показала работа по данной теме в течение ряда лет, результативность полученных данных высока. Она позволяет сформировать планируемые коррекционной работой мыслительные операции обобщения, сравнения, абстрагирования, и классификации, развить гибкость мыслительных процессов, сформировать умение устанавливать причинно-следственные связи, повысить уровень речевого развития, умение связно высказываться, обосновывать свои суждения, делать умозаключения. Знания, полученные в результате систематических занятий, в занимательной форме, с использованием яркой, красочной наглядности усваиваются детьми достаточно прочно и позволяют в дальнейшем успешно использовать их в повседневной жизни, перенося из игровых ситуаций в жизнь.

Категория: Логопедия
06.03.2015 18:43


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!