1. Программа: содержание и структура.
Пояснительная записка.
Методическая наука закрепила в терминах чтение осмысленное и чтение беглое две стороны деятельности по восприятию письменного текста: интеллектуальную и техническую. Обучение ребёнка осмысленному чтению, анализу и пониманию высказываний осуществляется в течение всех школьных лет на различных уроках. Есть прямая зависимость между скоростью чтения и успешностью учебной деятельности. Пятиклассники – отличники читают со скоростью 150 слов в минуту, «хорошисты» – 120 слов в минуту, а у «троечников» она составляет 90 слов в минуту.
Техника чтения – это озвучивание текста внешней (при чтении вслух) или внутренней речи. Хорошая техника чтения предполагает правильное и быстрое осуществление этого процесса. Традиционное формирование техники чтения считается задачей начальной школы. Программа средней школы декларирует данную цель, однако отсутствие критериев беглости применительно к 5 и 6 классам и, главное, перспектив данной работы в 8 – 9 классах не способствует решению этой методической проблемы.
Целью совершенствования и техники чтения в средней школе должно стать обучение зрелому чтению, существенными чертами которого являются высокая скорость в зависимости от речевой ситуации. Текст – это особый, специфический вид общения, цель которого понять автора. В процессе, ведущем к пониманию, как бы взаимодействуют две силы: сам текст и то, что происходит в психике человека во время восприятия читаемого. Читатель воспринимает текст через сигналы, его составляющие. Это и слова и словосочетания, и предложения. Заголовок, шрифт, деление текста на абзацы. Источник текста, фаты, библиографические данные. Поэтому понимание текста зависит, во-первых, от умения читателя воспринимать обращенные к нему сигналы, во-вторых, от умения на них реагировать. За текстом всегда стоит автор, поэтому ученика надо учить вести диалог с ним.
Основная образовательная программа для основной школы предлагает междисциплинарные программы, одна из которых «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом». В ней определены и планируемые результаты освоения (Приложение №2).
Для достижения данных результатов для обучающихся в 5-ом классе предлагается надпредметная программа «Техника осмысленного чтения».
Цель курса: овладение чтением как средством формирования способности и готовности к освоению систематических знаний, их интеграции в другие учебные предметы.
Задачи курса:
• обучению чтению как способу общения с автором текста;
• определение параметров чтения: скорость, коэффициент усвоения содержания, продуктивность;
• обучение видам чтения, предполагающим высокую скорость;
• ознакомление с правилами скоростного чтения;
• усвоение приёмов улучшающих понимание текстов научного, художественного стилей;
• совершенствование умственной переработки прочитанного;
• выбор стратегии чтения в зависимости от конкретных задач.
Формы организации занятий.
Каждое занятие проходит в практической работе. Для повышения интереса к курсу часть тем планируется проводить в виде игры. На каждом занятии проводится зарядка для глаз. Курс заканчивается разработкой комплекта опорных схем по работе с текстом.
Оценка успешности освоения курса.
Проводится тестирование и анализ умений работы с текстом диагностический, промежуточный и итоговый.
Учебная программа курса.
Тематическое планирование по курсу «Техника осмысленного чтения».
№ Тема занятия Содержание занятия
1 Определение целей и задач курса.
«Что» и «зачем» я буду изучать. Как мы читаем? Чтение текста.
Определение начальной скорости чтения текста и понимания его содержания после первого прочтения.
2 Особенности традиционных методов чтения.
Пять способов чтения
Изучение объема читаемого текста и бюджета времени, коэффициента понимания.
1) углубленное;
2) быстрое;
3) панорамное быстрое;
4) выборочное;
5) чтение-просмотр и чтение-сканирование
3 На пороге текста. Внимание к слову, слова в контексте, знакомство с заголовком, что такое эпиграф. Виды заголовков.
Практическая работа по подбору эпиграфа к тексту.
4 Что значит прочитать текст? Погружение в текст.
5 Алгоритм чтения. Практическая работа. Способы запоминания информации о тексте.
6 Ключевые слова и смысловые ряды. Исследовательская работа.
7 Процесс перекодировки текста.
Определение основной мысли текста. Практическая работа по перекодировки текста в план, кластерный план, схему, график.
8 Диалог с автором. Работа с вопросами.
9 Как читать учебную статью? Составление алгоритма.
10 Анализ текстов заданий в учебниках разных дисциплин. Работа с вопросами.
11 Внимание — катализатор чтения. Основные причины невнимательности.
Как управлять своим вниманием?
Упражнения для тренировки внимания. Три вида внимания: произвольное, непроизвольное и послепроизвольное внимание.
12 Что такое память? Произвольная, непроизвольная память; механическое, осмысленное запоминание. Тренировка памяти при чтении. Урок-игра.
13 Зрительное восприятие текста. Развитие периферического зрения. Зарядка для глаз.
14 Что такое артикуляция?
Речь внешняя и внутренняя Эксперимент.
15 Как читать художественную литературу? Выразительное чтение
16 Включите воображение! Пути развития эмоционального воображения.
17 Когда текст прочитан. Завершающие шаги понимания текста