СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Педагог – это не профессия, а состояние души
Сегодняшний мой доклад посвящен теме: « Формирование речевых компетенций через интерактивные методы обучения»
Основные цели и задачи, которые я ставлю перед собой и детьми:
Известно, что индивид становится личностью только в процессе взаимодействия, взаимоотношений с другими людьми. Мы не можем сказать о человеке, каков он – добрый или злой, целеустремленный или безалаберный и т.д. – до тех пор, пока не увидим его во взаимодействиях с окружающими людьми. Только процесс общения, взаимных действий способен стать индикатором успешной социализации личности. Мое педагогическое кредо – сотрудничество с учениками. Сотрудничество же на уроке, в процессе обучения – это самая высокая планка для учителя. Кто умеет брать её – тот имеет результаты, которыми можно гордиться. Каким же образом нужно построить обучение, чтобы процесс познания стал интересным, значимым и для педагога и для учащихся? Я предлагаю интерактивное обучение.
Интерактивное обучение – это обучение, погруженное в общение, оно сохраняет конечную цель и основное содержание предмета, но видоизменяет формы и приемы ведения урока.
Интерактивный метод обучения решает одновременно три основные задачи:
И позволяет:
Что же позволяет достигать активизации познавательной деятельности учащихся при интерактивном обучении? Конечно же, научно-методические основы, на которых базируется интерактив. Это:
В группе интерактивного обучения должны осуществляться две основные функции, необходимые для успешной деятельности:
Выбирая ту или иную форму проведения урока, учитель руководствуется какими-то своими профессиональными и личностными принципами. Например, для меня было важно найти такую форму урока, которая бы, кроме того, чтобы выполняла познавательную задачу, могла бы:
Этапы проведения интерактивных форм.
Первый путь предлагает школьникам объединяться в группы «по желанию». Плюсы такого подхода заключаются в учете межличностных связей школьников. Но существуют и минусы: формируются группы, неравные по силе, поэтому результаты совместной деятельности могут сильно различаться. Кроме того, внутри группы может сложиться атмосфера, когда интерес к общению вытесняет необходимость решения учебной задачи. И еще важный момент: упускается возможность общения с разными учащимися, искать компромиссы при неприятии их по каким-либо причинам, учиться строить отношения с разными людьми. Второй путь заключается в формировании групп самим учителем, принимая во внимание конкретные задачи урока, учитель предусматривает состав группы.
Третий путь – формирование малых групп путем случайного подбора.
Следующий этап интерактивного обучения – организация учебной деятельности учащихся в группе. Он включает несколько ступеней:
Участники малых групп работают, сидя в кругу. При этом стол в центре группы вовсе не обязателен: потребность в нем может возникнуть, только если задание включает настольную игру, выполнение письменных или графических работ. Важно, чтобы участники группы находились близко друг к другу – это способствует повышению эффективности работы. Функции в группе могут быть четко распределены на основе самоорганизации участников: учитель предлагает роли, а участники определяют, кто какую будет исполнять. Важно, что роль лидера отсутствует, а обязанности распределены так, что ни один участник в группе не доминирует. Невозможность доминирования обеспечивается и сменой ролей в ходе выполнения заданий, что также дает возможность каждому участнику освоить широкий спектр функций.
Организация групповой деятельности
Компоненты деятельности |
Функции группы, ведущие к успешной деятельности |
|
Решение задач |
Оказание поддержки |
|
Роли членов группы |
Инициатор, разработчик, координатор, контролер, оценщик, интерпретатор, секретарь, «гонец», докладчик, хранитель времени и др. |
Вдохновитель, гармонизатор, организатор общения, доброжелательный слушатель. |
Содержание деятельности |
Внесение, принятие предложений, сведений, мнений, их обработка. |
Поддержка начинаний, побуждение к высказываниям, принятие чужих идей. |
Результат |
Мобилизация всех членов на поиск и достижение поставленной перед группой цели. |
Укрепление взаимной приязни членов группы и их сплоченности, что облегчает достижение групповой цели. |
В процессе поиска решения задачи при интерактивном обучении происходит столкновение различных точек зрения учащихся. Поэтому педагог в зависимости от ситуации может:
Следует выделить следующие нормы поведения в процессе интерактивного обучения:
Учитель не вмешивается в работу малых групп, но ни на минуту не теряет контакта с учащимися, исподволь наблюдая за работой. Именно молчаливое ненавязчивое наблюдение – основная функция учителя, которая обеспечивает его соучастие, понимание состояния аудитории. Результатами наблюдений могут стать лучшее понимание особенностей учащихся, совершенствование заданий и методики обучения.
Процесс подведения итогов показывает, насколько удалось группе выполнить поставленную задачу. Существует несколько «подводных камней», к которым должен быть готов учитель. Например, на представлении решения группы вдруг выясняется, что «рупор группы» («спикер», «ритор», «говорун» и пр.) высказывает свое мнение, а не мнение группы. Или, наоборот, в процессе защиты оказывается, что далеко не каждый член группы в состоянии объяснить и доказать решение. Следовательно, функция группового сплочения не была реализована в достаточной мере. Педагог не должен бояться заострить на этом внимание класса с тем, чтобы в будущем мнение группы действительно отражало совокупное мнение всех членов. Это значит, что в процессе обсуждения нужно учиться слушать друг друга, принимать чужую точку зрения, уступать или , напротив, находить такие аргументы, которые, не обижая, доказывают правильность позиции или мнения.
От внутригруппового общения обсуждение переходит к межгрупповому. Организация презентации групповых решений зависит от задуманного построения всего занятия и может реализоваться в различных формах.
Организация межгруппового общения
Формы межгруппового общения |
Варианты презентации групповых решений |
Совместно – индивидуальная |
Каждая группа представляет итог своей деятельности; решения обсуждаются, из них выбирается лучшее («ярмарка») |
Совместно – последовательная |
Продукт деятельности каждой группы становится определенной ступенью к решению общей проблемы («лесенка», «эстафета») |
Совместно – взаимодействующая |
Из предложений выбираются определенные аспекты групповых решений, на основании которых затем вырабатывается общий для всего коллектива итог («мозаичная картинка») |
Следующий этап интерактивного обучения – рефлексия прошедшего занятия. Эффективность этого этапа зависит от многих факторов:
Интерактивное обучение определенным образом изменяет требования к работе педагога. Педагог с учетом актуальных запросов развития системы образования должен обладать следующими умениями:
Таким образом, основы методики организации интерактивного обучения включают следующие положения:
В таком понимании интерактивное обучение как форма образовательного процесса действительно способно стать тем фактором, который оптимизирует сущность и структуру педагогических взаимодействий. Из опыта работы могу точно сказать: не верьте, если Вам скажут, что играть легко. Игра – трудная и непредсказуемая форма проведения урока. Во время учебной игры учителю приходится быть и взрослым и ребенком, незаметным и мудрым, всегда готовым к импровизации, творчеству и … ошибке.
Да, именно к ошибке, так как иногда не все получается, как задумывается, всегда есть элемент риска, что что-то пойдет не так. Поэтому учитель, зная класс в котором будет проходить игра, должен составлять риск-анализ и продумывать заранее пути выхода из возможных незапланированных ситуаций:
Уход от темы. Переход учебной игры в развлекательную.
Нет навыков игровой деятельности
Затягивание дискуссии, обсуждения
Ученик бездельничает или вызывающе ведет себя
Нет активности
Повышенная физическая активность (например, после уроков физической культуры или активной большой перемены)
Боязнь публичного выступления может иметь несколько причин:
Нарушение речи (заикание, дефекты)
Речь не развита
Барьером к применению может стать системность интерактивного обучения. Хороших результатов не будет, если проводить интерактив от случая к случаю. А постоянство требует максимальных усилий от учителя. Быть самому активным на каждом уроке и физически и морально тяжело. А еще и подготовка к урокам занимает массу времени и сил. Трудной задачей для учителя становиться необходимость уйти в сторону, быть только участником, наблюдателем, а не ментором. И все же, интерактивное обучение – несомненно, интересное, творческое направление нашей педагогики. Интерактивные формы и приемы можно применять на всех этапах урока. Многие из них универсальны, хорошо подходят для многих тем биологии, меняется лишь содержание.
© 2015, Эдильгириева Светлана Евгеньевна 868