СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Представление опыта работы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представление  педагогического опыта

«Формирование коммуникативной компетенции  учащихся на уроках калмыцкого языка и литературы  - реализация идей ФГОС ».

учителя  калмыцкого языка и литературы

 МБОУ « Яшкульская МГ имени Хаглышевой Е К » -

             Санчировой Л С

 

Не на словах, а по вещей традиции,

которая  завтрашней жизни под стать,

Учителем надо будет родиться.

И только после этого стать!

Р.Рождественский.

 

Слайд 1  

Тема моего методического семинара

  «Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках калмыцкого языка и литературы- реализация идей ФГОС ».

Слайд 2

Любовь к родному языку помогла мне определиться  в выборе профессии- стать учителем  калмыцкого языка и литературы .

Язык - зеркало всего народа и каждой личности , драгоценное достояние и хранилище тысячелетнего опыта народа, его культуры.

  Инновационные изменения, происходящие  за последнее время в образовании: )поколения, требуют  ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. 

 Слайд 2 ( фгос) Приоритетом  становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов.

  Преподавание калмыцкого  языка  также переживает пору радикальных изменений, иннноваций.   Учитель родного языка   озадачен  проблемой  сохранения языка , культуры  этноса. Сложившаяся  в настоящее время языковая ситуация ,   ставит перед нами большие задачи, толкает на  внедрение   новых методов   ,  педагогических  технологий , отвечающих современным требованиям .

Слайд 2  Системно-деятельностный подход, лежащий в основе разработки стандартов нового поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создание условий для формирования  универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся.

С этой точки зрения моя задача состоит в том, чтобы помочь учащимся развивать возможности   осознанного и ответственного учения, объяснение стратегии и методов учения, процессов оценки собственной деятельности.

В связи с этим появилась проблема, какие технологии могут стать наиболее успешными?   Каким образом  я, учитель , могу научить ребенка быть не единицей общества, а его активной составляющей, умеющей жить и работать в социуме? Как в этом огромном  трясущемся  мире   помочь   детям  не потерять свое « я» , не потерять свой родной язык?

 

 

 

 

Возрождение, сохранение и развитие родного языка, формирование личности  школьника как представителя этноса, приобщение его общественным ценностям через родной язык и самобытную национальную культуру является основой  моей педагогической  деятельности.

 А основу  моей педагогической концепции  составляет  обязательное создание условий для развития и саморазвития  ученика . 

    Задача современного учителя -  не преподносить знания школьникам, а более практичная и приземленная- создать мотивацию и сформировать комплекс умений учить самого себя.

    Учитывая реалии сегодняшней языковой ситуации    мне кажется верным  внедрение  в свою практику  технологий , которые способствуют формированию у детей коммуникативных компетенций, способствующих успешности учеников в современном обществе.

 Таким образом ,  целью преподавания калмыцкого языка является – овладение речевыми навыками и умениями во всех видах речевой деятельности, которые обеспечивают успешное общение в образовательной, бытовой, социальной, семейной, культурной, общественной сферах деятельности, в сфере игр, развлечений. Имеются в виду умения в четырех основных видах речевой деятельности: говорении, письме, аудировании, чтении

   Коммуникативная  компетенция предполагает овладение прежде всего устной формой речи и её видами , которые обеспечивают реализацию функции языка как средства общения. Развитие речи – составная часть содержания уроков калмыцкого языка и литературы. Эта работа может быть успешной при использовании эффективных технологий обучения, создания коммуникативных ситуаций . Принцип коммуникативности и коммуникативной направленности упражненийведущий  методический принцип в коммуникативно- ориентированном обучении языкам. В соответствии с ним обучение организуется в  максимально  приближенных к естественным для общения условиях и  функциях. На занятиях решаю  практико- ориентированные задачи общения с целью включения обучающихся в коммуникативный процесс на  калмыцком языке.

Слайд  6  Коммуникативное обучение  в начальных классах мною реализуются через использование заданий  игрового, имитационного  характера ,   свободного общения.

  Считаю, что через игру, имитацию и поиск нового формируются личностные и познавательные УУД учащихся.

Слайд 7 По изречению А.С Выготского «Игра является естественной формой труда ребенка, присущей ему формой деятельности, приготовлением к будущей жизни».

Так  , например ,  часто разыгрываем ролевые игры  по разным ситуациям .  Например « Элст   бал?сар зуульчл?н» , « Делг?рт» « Дегтрин са?д » , « Шатрин тускар куундий», « ??рлдг дасий» ,   « Эмчл?рт   »   , где ученикам предлагается выступить в  различных ролях , ( роли  заболевшего  человека   и в роли  врача. ) .

 В ходе совместного диалога у обучающихся формируются навыки речевого общения, закрепляется речевые клише на заданную тему.

При подготовке к урокам подбираю такие задания, которые невозможно выполнить без партнёра или партнёров..

Слайды 8 -  Работа в парах и группах помогает организации общения, т.к. каждый ребёнок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником.

Одно из главных организаций диалога – это создание атмосферы доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, сотворчества равных и разных. Участие детей в играх и упражнениях обеспечивает возникновение между детьми доброжелательных отношений, а групповая поддержка вызывает чувство защищённости, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.Опыт показывает,  что самостоятельная работа в группах дает неплохие результаты  . В парах  также ведутся диалоги  по различным темам ,  письменные задания ,  разноуровневые тесты, задания по картинам.

Выстраивая отношения, знакомлю своих учеников с правилами  ведения диалога:

- Любое  слово  ценно.

- Обращение начинается с имени.

- Повернись так, чтобы видеть лицо говорящего.

- Хочешь говорить – подними руку.

-  Будь тактичен с собеседником.

- Дай возможность другому высказать свое мнение, а себе – понять его.

- Отсутствие результата – тоже результат.

- Голос – твой божественный дар, умей им владеть.

Помогают в формировании диалогового общения друг с другом следующие упражнения: ролевое чтение, ролевые диалоги, работа в парах (инсценирование отрывка, разговор двух героев произведения), придумать разговор героев произведения по телефону.

Слайд 8

Основным  критерием формирования коммуникативной личности является умение понимать, ставить и решать различные по характеру коммуникативные задачи, т.е. умение правильно и оптимально использовать свою речемыслительную деятельность в общении с другими людьми, средствами информации  и с самим собой. Часто на уроках использую прием рассказывания правила с разной эмоциональной нагрузкой: весело или грустно, оформленное в виде вопроса,  рассказывание правила так, словно содержание его является строжайшей тайной для всех. Можно предложить и такую ситуацию: расскажи правило так, как рассказал бы первокласснику (или бабушке, или своей собаке, или любимой игрушке). Рассказчик должен подготовить предполагаемого собеседника к восприятию правила, т.е. предугадать какие сведения ему неизвестны, растолковать непонятные места.  Главное, чтобы  выбранная ситуация была актуальна для детей, близка к сфере интересов ребят.

Большое внимание уделяю  практической направленности обучения калмыцкому языку, сотрудничеству с  детьми, организации учебного диалога, созданию проблемных ситуаций, использованию творческих заданий. Все это помогает активизировать и формировать основные компоненты учебной  деятельности

  Слайд  9  В своей работе использую элементы ТРКМ (технологии развития критического мышления). В ТРКМ есть очень много различных приемов, но на мой взгляд,  для развития коммуникативных компетенций наиболее приемлемым является – кластер. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, соединяя это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее  и далее.  Благодаря составлению рисунков, схем, кластеров я  развиваю творчество ученика, ведь каждый кластер индивидуален и неповторим.  У учеников формируются такие умения, как умения выделять ключевые слова, умение найти ошибку и исправить. Развиваются умения сравнивать, выделять главное, умение прогнозировать, умение обобщать и систематизировать, умение работать в группе. И самое главное – учащиеся практически осваивают способ самостоятельного приобретения нового знания, самостоятельного обучения на основе текстов, который могут применять в дальнейшем, и с удовольствием учиться в течение всей жизни. У них формируется функциональная грамотность, информационно-коммуникативная компетенция.

  Слайд 10   Организация учебно- исследовательской   деятельности учащихся

стала неотъемлемой частью моей педагогической деятельности . И считаю подобная деятельность  является  одним из условий   формирования коммуникативных, регулятивных и познавательных УУД детей  среднего и старшего звена.  Я стараюсь сделать учебно-исследовательскую деятельность учеников постоянной практикой. В этом направлении  мне удалось  накопить определенный опыт.  

    Проектная методика при обучении  калмыцкому  языку в рамках программного материала может использоваться практически по любой теме . Например, в качестве проектной работы учащиеся получают задание разработать презентации по определенным темам. Для этого им необходимо эту тему изучить, собрать материал, отобрать его, систематизировать, обобщить, найти иллюстративный материал. Работая над проектом, учащийся имеет максимальную возможность для самореализации. Но работа над проектом презентации на калмыцком языке  для детей имеет свои  определенные трудности.

Слайд 11. За время работы в этом направлении   конечно собраны комплекты презентаций учащихся по  калмыцкому   языку на основе программы Power Point. Например,     дети представили проекты по  теме народные праздники , жизни и деятельности  калмыцких писателей , «Мой дом»  « Мои родственники» и т. д.  

В процессе защиты формируются также личностные УУД. В обучении   языку метод проектов предоставляет возможность учащимся использовать язык в ситуациях реальной повседневной жизни, что, несомненно, способствует формированию коммуникативных навыков учащихся.  

Слайд 12

 Сегодня умение использовать в своей предметной области ИКТ следует рассматривать как критерий общей грамотности,   как умения читать, писать  .

  Использование компьютерных технологий на  уроках позволяет формировать и развивать у учащихся такие ключевые компетенции, как учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, общекультурные.        Наиболее часто используемыми мною элементами ИКТ в учебном процессе являются электронные учебники  в национальных классах ,  пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора, тренажеры   тестирования, образовательные  ресурсы Интернета, DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями, видео и аудиотехника.

   Реализации задач формирования коммуникативной компетенции обучающихся осуществляются в моей педагогической практике на уроках интерактивного обучения.. Изучая теорию, понимаешь, что они предлагают выгодные варианты представления творческих идей, и, конечно же, добавляют новые. Тексты и диалоги можно набрать и обработать в электронном виде, добавить к ним упражнения, сэкономив время на их создание, аудиокассеты удобно заменить электронными видеофильмами, а красочные иллюстрации несложно превратить в презентации в авторской обработке. Такие элементы новизны не остаются не замеченными. Учащиеся по-другому начинают относиться к учителю, ищущему новые формы и методы работы, повышается познавательный интерес к изучению предмета. Конечно, используемые ранее формы и методы обучения учащихся остаются актуальными, но теперь разбавляются наиболее современными ИКT технологиями.

Слайд 13 Среди методических приемов и интерактивных форм обучения школьников калмыцкому  языку в системе моей работы важное место занимают здоровьесберегающие технологии.

  Поскольку предусматривает чёткое чередование видов деятельности: смена видов речевой деятельности и активности. Обязательным элементом здоровьесберегающей организации любого урока калмыцкого  языка в соответствии с современными требованиями являются физкультминутки, офтальмотренинг для глаз, двигательно-речевые упражнения, упражнения на релаксацию.

 Слайды 14   Переходя к рефлексивной части,  хочется сказать , что безусловным показателем эффективности используемых мною технологий формирования коммуникативной компетенции является положительная динамика обученности детей  , оценка коллег моего  участия в школьном   педагогическом сообществе,  а также участие и победы моих воспитанников в различных конкурсах и олимпиадах.

Слайд  15    Еще я поняла, чтобы понять ребёнка, надо не опуститься, а подняться до его уровня, нужно расти вместе с ним, научиться открывать этот мир каждый раз  заново.

В этом заключается секрет работы учителя – секрет  молодости в нашей профессии .    

Категория: Всем учителям
10.02.2015 22:32


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!