СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Разрабатывая программу внеурочной деятельности в данном смысловом ключе, необходимо определить ведущее место воспитанию толерантности.
Изложенные выше принципы находят отражение в содержании, формах, методах и приемах воспитания толерантности личности.
Если предстоит создание узкопрофильной программы внеурочной деятельности, основой которой послужит музыкальное искусство, то нелишним будет включить в неё следующие темы:
Возможные темы |
Характеристика видов деятельности |
Доброта начинается с детства |
Становление позиции по формированию важнейших нравственных ценностей: добро, уважение, любовь; планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; определение сходств и различий музыки разных народов; сопоставление разных точек зрения и обоснование своей позиции. |
Устное народное творчество. Истоки возникновения музыкального фольклора. Старинные попевки. |
Слушание музыкальных лирических сцен. Разучивание попевок. Звукоимитация. внеаудиторное занятие, предусматривающее посещение выставок, музеев, концертов ДШИ. |
Отечественные народные музыкальные традиции, праздники и обряды. |
Беседа, разучивание попевок, закличек, постановка мини-сцен. |
Музыкальные традиции, праздники, обряды других народов. |
Беседа, разучивание попевок, закличек, постановка мини-сцен, возможно внеаудиторное занятие, предусматривающее посещение выставок, музеев, концертов ДШИ. Моделирование костюмов разных народов с привлечением родителей |
Народная песня. Её разновидности |
Слушание, разучивание, исполнение в движении. |
Народный танец. Разновидности танцев отдельно взятого народа. |
Просмотр, разучивание простейших движений, возможно внеаудиторное занятие, предусматривающее посещение выставок, музеев, концертов ДШИ. |
Русские народные инструменты. |
Слушание. Приобретение первых навыков игры на шумовых народных инструментах, танцы, игры, подпевание, импровизация, возможно внеаудиторное занятие, предусматривающее посещение выставок, музеев, концертов ДШИ. |
Музыкальные инструменты различных народов. |
Слушание. Приобретение первых навыков игры на шумовых народных инструментах, танцы, игры, подпевание, импровизация, возможно внеаудиторное занятие, предусматривающее посещение выставок, музеев, концертов ДШИ. |
Вместе сочиняем частушки. |
Игры, танцы, сочинение «современных» частушек. |
Семейные праздники, игры и забавы детей. Семейные обряды. |
Разучить несколько наиболее известных игр народов, населяющих нашу страну. |
Связь поколений |
Тематические беседы, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами–интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам. |
Мой край родной |
Тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, встречи с интересными людьми, знакомство с музыкой композиторов нашего края, нашей страны. |
Народные сказки о музыке и музыкальных инструментах. |
Пение песен народов мира, чтение или просмотр сказок народов мира, инсценировка. |
Религии народов, населяющих нашу страну. |
Работа в группах и коллективные учебные проекты – навыки сотрудничества. Приобщение к законам музыкального искусства; опыт творческой деятельности. |
Композиторы-песенники нашего времени. |
И.О.Дунаевский – основоположник отечественной эстрадной музыки. М.Дунаевский – легенда в современной музыке. А. Пахмутова – композитор- патриот. Творчество Е. Крылатова в кинематографе. Марк Минков и «детские мульфильмы». Образ России, природы в песнях Ю. Чичкова. Прекрасный творческий союз А. Зацепина, Л. Дербенева и Ю. Энтина. Просмотр презентаций и видеофильмов о композиторах - песенниках. |
Песни военных лет. |
Просмотр видеофильмов о Великой Отечественной войне. Фронтовые песни. Песни послевоенных лет (Д. Тухманов, М.Таривердиев, Д. Шостакович, С. Прокофьев и др). Песни о героях наших дней. Просмотр презентаций о творчестве композиторов и исполнителей (В.Высоцкого, О. Газманова, Я. Френкеля, А. Новикова и др.) |
Что такое «народная культура”? |
Речевая деятельность: слушание (осознание цели и ситуации устного общения), говорение (практическое овладение диалогической формой речи). Развитие восприятия, произвольного внимания, речи, мышления. |
Кем я хочу стать или на кого хочу быть похожим? |
Дифференциация добрых поступков ; мотивировка добрых поступков; тренировка в употреблении слов, выражающих доброе отношение к людям, природе; планирование группового сотрудничества. Пение песен о разных профессиях. |
Учи свое сердце доброте. |
Осознание собственных нравственных позиций; управление произвольностью внимания; целенаправленное слушание музыки ; общение с выполнением этических норм. |
Игры разных народов мира. |
Мотивировка добрых поступков; тренировка в употреблении слов, выражающих доброе отношение к людям, природе; планирование группового сотрудничества; разучивание игр. |
Компетентность педагога в данном вопросе позволит не только развивать толерантное сознание у учащихся, но также будут содействовать ему в решении собственных личностных и профессиональных проблем.
Толерантность - ценность, необходимая для достижения мира, это минимальное требование к общественным отношениям не допускать насилия и принуждения. Развитие толерантности и правовой культуры - важнейшая точка пересечения интересов общества и школы. Такое партнерство стратегически работает на развитие гражданского общества. В заключении хотелось бы подчеркнуть, что работа по формированию толерантности в современном обществе должна быть связана не только с обучением детей конкретным навыкам толерантного поведения, но и с формированием у них определенных личностных качеств. Речь идет о чувстве собственного достоинства и умении уважать достоинство других; осознании того, что каждый человек многообразен в своих проявлениях и не похож на других; позитивном отношении к самому себе и представителям других народов и иных культур.
© 2015, Кульбицкая Олеся Олеговна 620