СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пояснительная записка к рабочей программе по внеурочной деятельности "Я- курянин"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования нового поколения определены задачи, стоящие перед совре­менной школой, и одна из них - формирование целостной картины мира у обучающихся посредством включения их в разнообразные виды деятель­ности. В связи с этим большое внимание уделяется организации внеуроч­ной деятельности, способствующей дополнительному развитию каждого ученика. Эта деятельность должна организовываться с учетом запросов, интересов обучающихся, их родителей.

Программа внеурочной деятельности обучающихся по краеведению «Я - курянин» составлена с учётом интересов детей, мнений родителей и запросов общества в целом, так как позволяет удовлетворять разнообраз­ные познавательные интересы обучающихся.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования с учетом возрастных особенностей обучающихся 2-4-х классов, дает при­мерное распределение часов по крупным разделам курса и последователь­ность их изучения - отражает географические, биологические, историче­ские, культурные аспекты изучения Курского края.

Данная программа выполняет две основные функции:

- информационно-методическую- позволяет всем участникам образо­вательного процесса получить представление о целях, содержании, воспи­тании и развитии обучающихся средствами данного курса;

организационно-планирующую- предусматривает выделение этапов обучения, определение их количественных и качественных характеристик, структурирование учебного материала. Содержание программы достаточ­но универсально, что предоставляет широкие возможности для создания индивидуализированных учебно-тематических планов. При этом учителя могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, а также пу­тей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, раз­вития и социализации обучающихся. Тем самым программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творче­ской инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реа­лизации различных подходов к построению курса краеведения, формиро­ванию ключевых компетенций.

Программа «Я - курянин» составлена для работы с младшими школь­никами и направлена на его социокультурную адаптацию, на подготовку к гражданской и нравственной деятельности. Изучение родного края способ­ствует воспитанию патриотического чувства, дает возможность привлечь обучающихся к поисково-исследовательской работе. Обучение путем от­крытий - актуальная проблема нашего времени. Она имеет две черты: ис­следовательскую активность самих обучающихся и самостоятельное при­обретение знаний.

В основе программы - развитие личности ребенка посредством зна­комства с историей семьи, родного края, родной страны.

Изучение родного края необходимо, чтобы обучающийся:

- понимал свою связь с окружающим его микромиром, эффективно взаимодействовал с ним;

- осознавал значимость наследия родного края в своей жизни, в жизни близких людей, в общей судьбе народов России;

- интересовался жизнью края;

- умел самостоятельно находить нужную информацию о заинтересо­вавшем его объекте, деятельности людей, предприятий, учреждений, о перспективах трудоустройства;

- участвовал в решении проблем окружающего его социума.

Возможности данного курса позволяют объяснить обучающимся важ­нейшие нормы человеческой жизни - почему мы должны:

• беречь природу и окружающую среду в целом, сохранять и приум­ножать историческое и культурное наследие прошлых поколений;

• беречь памятники истории и культуры, относиться друг к другу гу­манно, стараться понять и принять каждого живущего рядом, быть толе­рантными друг к другу.

Цель программы: формирование основ этнического самосознании школьника, расширение собственного культурного опыта, интереса к истории в целом и истории Курска и Курской области, в частности, воспитание патриота своей родины, знающего и любящего свой край, город, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.

Задачи программы: образовательные: формирование представлении

различных сторонах жизни своего края, ознакомление с историей и современной жизнью Курского края;

• развивающие: развитие у детей наблюдательности, самостоятельно­сти, инициативы, умений проявлять свои теоретические, практические на­выки, развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о род­ном крае, развитие интереса обучающихся к краеведению через тематиче­ские акции научного общества обучающихся, детских библиотек, конкур­сы, олимпиады, конференции и другие специализированные акции, адап­тация обучающихся к реальной деятельности, к местной социально- экономической и социокультурной ситуации, формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повсе­дневной жизни; видение своего места в решении местных про­блем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в буду­щем;

• воспитательные: развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своей малой родине, формирование личностно­ценностного отношения к своему краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства, формирование толерантности и толерантного поведения в условиях полиэтничности, поликонфессиональности и поли­культурности региона, укрепление семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только обучающихся, но и родителей; наличие богатых возможностей для изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой лите­ратуры, книг местных писателей, семейные экскурсии; общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, городской среды, памятников истории и культуры; совместное решение задач, стоящих пе­ред местными жителями (все это объективно работает на укрепление от­ношений между представителями разных поколений в семье); формирова­ние экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уро­вень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности; позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально от­ветственного поведения в ней.

Основные принципы, положенные в основу программы:

1. Принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития.

2. Принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учи­теля и ученика.

3. Принцип научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой.

4. Принцип систематичности и последовательности - знания в про­грамме даются в определенной системе. Накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.

5. Принцип интеграции.

Программа определяет взаимосвязь разных областей знаний, объе­диненных краеведческим подходом.

6. Принцип вариативности.

В программе предусмотрено право учителя вносить изменения в рас­пределение часов на изучение отдельных тем. При этом должны учиты­ваться особенности конкретного района, сложившиеся традиции.

7. Принцип дифференциации и индивидуализации.

Процесс знакомства с краеведческим материалом в разных областях знаний глубоко личностный и индивидуальный. Это позволяет развивать творческий потенциал ученика в соответствии с общим уровнем его подго­товки.

8. Принцип поликультурной толерантности.

Сведения из местной истории ещё раз подчеркивают, что мы живём в обществе, где много различных наций, что каждый народ имеет свой язык, веру, обычаи, менталитет, но при этом необходимо помнить: все люди равны и интересны, и мы должны уметь жить в мире с окружающими.

9. Антропологический принцип.

Человек является центром изучения краеведения, истории его духов­но-практического опыта, а политическая и экономическая история рас­сматриваются лишь как условия развития человека.

10 Принцип практической направленности курса.

Методы работы:

• словесные методы, рассказ, беседа, сообщения - эти методы спо­собствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации;

• наглядные методы, демонстрация рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций, использование мультимедийных презента­ций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышле­ния детей;

• практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, проектов, практические работы. Практические методы позволяют вопло­тить теоретические знания на практике, способствуют развитию практических навыков и умений детей.

Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса, необходимо использовать такие формы проведения занятии как экскурсии, занятия-встречи с информантами, занятия-размышления, занятия-открытия, практические, проектные, проектно-исследовательские, творческие работы. Такие формы работы позволяют детям почувствоватьt свою причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Особенностью организации занятий по краеведению является динамичность

их форм. Занятие из школьного кабинета можно переносить в ту среду, ко­торая изучается (парк, лес, музей, улица, дом, учреждения, предприятия и т. п.). Предусматривается большое количество экскурсий, целевых прогу­лок, походов, тематических актов, игр и праздников на воздухе, то есть не­обходимо расширение образовательного пространства. Наряду с традици­онными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, краеведче­ские и туристические технологии, проектные технологии.

Воспитательный эффект: формирование у обучающихся уважения к историческим фактам, стремление к самостоятельному поиску.

Воспитательный результат: развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю. Через знания истории и культуры родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны.

Таким образом, в программе реализуются требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образо­вания по обеспечению «духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, становления их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества».

Новизна данной программы заключается в следующем:

- она рассчитана для обучающихся общеобразовательных школ горо­да и области первой ступени обучения;

- основной упор в этой программе делается на более глубокое изуче­ние краеведения города Курска, изучение истории, культуры, обычаев, традиций своего народа;

- данную программу можно легко модифицировать для любого друго­го города и села нашей Курской области, а также других регионов России;

изучение краеведческого материала связано с проектно­исследовательской деятельностью школьников, которая ценна тем, что создает условия для успешной реализации задач ФГОС НОО и помогает ребенку в освоении различных видов универсальных учебных действий. Задачи, метапредметные связи и ожидаемые результаты изучения курса «Я - курянин»

Образовательные задачи

Метапредметные связи

Желаемые

результаты

Дать обучающимся пред­ставление о ценности (зна­чимости) объектов жизнен­ного пространства

Со всеми учебными дисциплинами и, пре­жде всего, с природо­ведением, окружаю­щим миром, ОБЖ, ис­кусством

Осознание обучающи­мися своей взаимосвя­зи с окружающим микромиром, его зна­чимости для ребенка и других жителей

Формировать знания:

об этапах развития насле­дия на примере конкретных объектов;

о жизнедеятельности жи­телей края на конкретных примерах;

об уникальности наследия Курского края и его связи с отечественным и мировым наследием на примере кон­кретных объектов;

о проблемах Курского края;

о значимости объектов культурного наследия края для его жителей, для Рос­сии.

Со всеми учебными дисциплинами и, пре­жде всего, искусством, литературным чтени­ем.

Осознание обучающи­мися связи с наследи­ем Курского края; зна­чимое! и этого насле­дия для предыдущих поколений, для совре­менных жителей, для России и для него лич­но.

Требования к уровню подготовки обучающихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами

В результате обучения по программе «Я - курянин» у младших школьников будут сформированы личностные, регулятивные, Познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

Предполагается, что в результате формирования личностных УУД к окончанию начальной школы у ребенка будут сформированы:

Личностные действия:

Выпускник научится:

- ориентироваться в важнейших для региона событиях и ф« прошлого и настоящего;

- оценивать их возможное влияние на будущее;

- ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей.

Выпускник приобретет:

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

- способность развить в себе этические чувства - стыда, вины, совес­ти - как регулятора морального поведения.

Выпускник получит возможность для формирования:

- основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свой край;

- мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные, внешние и внутренние мотивы;

- эстетических чувств на основе знакомства с культурой Курской об­ласти;

- чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земля­ков;

-эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.

Регулятивные действия:

Выпускник научится:

- планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;

- выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыс­лительной форме;

- проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;

- самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;

- использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, пла­нирования и регуляции своей деятельности.

Выпускник получит возможность:

-уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения дей­ствия при работе над проектом, исследованием, сообщением для выступ­ления на школьных научно-практических конференциях;

- вносить необходимые изменения в исполнение как по ходу реализа­ции проекта (исследования), так и в конце действия.

Познавательные действия:

Выпускник научится:

- используя дополнительные источники информации, находить фак­ты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;

- на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические фак­ты от вымыслов;

-узнавать символику Курской области, города Курска;

- описывать достопримечательности родного края;

- использовать различные справочные издания (словари, энциклопе­дии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;

- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы при работе с различного рода географическими картами;

- работать с картой;

- находить на карте свой регион и его главный город;

-устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

-устанавливать аналогии.

Выпускник получит возможность:

- самостоятельно подбирать литературу по теме;

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета;

- работать в семейных архивах.

Коммуникативные действия:

Выпускник научится:

- понимать различные позиции других людей, отличные от собствен­ной;

- ориентироваться на позицию партнера в общении;

- учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

Выпускник получит возможность:

- готовить сообщения и выступать с ними;

- формировать навыки коллективной и организаторской деятельно­сти;

- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира че­ловека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах шко­лы, профессионального сообщества края;

- аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.

Результатами изучения первого года обучения являются умения:

- объяснять, что такое краеведение, что оно изучает;

- называть государственные символы России, Курска и Курской об ласти, изучать историю их возникновения;

- ориентироваться по карте Курской области, называть 2-3 соседей нашей области;

- называть 2-3 достопримечательности Курского края, города, микро­района;

- рассказывать о своей семье, друзьях, классе, школе, домашних жи­вотных;

- знакомиться с Красной книгой Курской области, с животными и растениями, которые нужно беречь и охранять;

- наблюдать и выделять характерные особенности природных объек­тов области;

- соблюдать общепринятые правила поведения в обществе, правила дорожного движения;

- выбирать способ поведения в соответствии с этими правилами;

- добросовестно выполнять обязанности обучающихся школы;

- ставить перед собой цель и достигать ее самостоятельно или с по­мощью учителя;

- анализировать свою работу, исправлять ошибки, восполнять про­белы в знаниях из различных источников информации;

- создавать творческие работы, поделки, рисунки, сообщения для вы­ступлений, фотоколлажи с помощью взрослых или самостоятельно.

Предполагаемые результаты программы «Я - курянин» включают следующие формы контроля: текущий контроль (беседы с обучающимися по изучаемым темам, проблемам, аспектам исторического развития города Курска и Курской области);

- тематический контроль (тестовые задания, тематические зачеты);

- обобщающий (итоговый) контроль в форме презентаций личных достижений, полученных в результате краеведческо-исследовательской деятельности (самостоятельно подготовленных энциклопедических спра­вок, устных и письменных сообщений, проектных работ).

Занятия по краеведению проходят в каждом классе 1 раз в неделю (34 часа в год). Продолжительность занятий 45 минут.

Срок реализации программы - 3 года.

- Содержание программы ориентировано как на добровольные одно­возрастные группы детей, так и отдельно взятый класс.

12.01.2017 18:59


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!