СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
«Музыкальное воспитание – не воспитание
музыканта, это прежде всего, воспитание человека»
В. Сухомлинский.
"Познание мира чувств невозможно без понимания
и переживания музыки, без глубокой духовной
надобности слушать музыку и получать наслаждение
он ее. Без музыки трудно убедить человека, который
вступает в мир, в том, что человек прекрасен, а это
убеждение, в сущности, является основой
эмоциональной, эстетичной, моральной культуры”.
В. Сухомлинский.
Современное образование предусматривает воспитание не только грамотного потребителя художественных ценностей, но и развитие возможности выступить инициатором художественного замысла, проекта, воплощать его в собственной творческой деятельности, быть оригинальным, выразительным. «Музыкальное искусство» как предмет - это одно из наиболее эффективных средств всестороннего развития ученика. Музыка решительно звучит во всех сферах воспитания и образования. Современный урок музыкального искусства предусматривает использование на нем разных видов творчества, которые направлены на интенсификацию музыкального мышления и творческое проявление ребенка во всех формах общения с музыкой в процессе целостного постижения произведений мировой и отечественной классики.
Актуальными задачами современного школьного музыкального образования являются:
- развитие сознания, музыкального мышления детей;
- развитие эмоциональной сферы учащихся;
- развитие волевой, активной стороны личности, связанной с освоением различных видов музыкальной деятельности.
Достичь цели возможно, используя:
- интерактивные методы («мозговая атака», незаконченные предложения, ассоциации, «аквариум»),
- разные формы работы: (парные, групповые),
- мнимые ситуации («помощник учителя», «дирижер», «хормейстер»),
- нестандартные уроки.
Урок-концерт. Это и повторение выученных песен и расширение музыкального мировоззрения учеников. Солисты, которые принимают участие в концерте, учатся вести себя на сцене. Особенно ценным является то, что в процессе таких уроков у школьников формируется просветительский интерес, то есть желание исполнить музыку и рассказать о ней своим одноклассникам. А этот интерес может стать стимулом к последующему музыкальному образованию ученика, развитию артистизма. Также стоит помнить о сложных психологических особенностях подросткового возраста и о том, что каждому ученику нужно дать возможность самоутвердиться. Урок-концерт поможет в этом.
Урок-интервью. Хорошо, чтобы участие в уроке принял кто-то из профессиональных музыкантов или учеников музыкальных заведений. В роли журналистов выступают сами ученики. Они не раз слушали интервью в разных телевизионных программах, потому могут сориентироваться и на уроке. Уроки-интервью полезны и для тех, кто ставит вопрос, кто отвечает, и для тех, кто слушает. Такие уроки способствуют развитию мышления, умения общаться, воспитанию культуры поведения.
Урок-конкурс. Он базируется на музыкально исполнительской деятельности учеников. Это может быть конкурс исполнительских ансамблей, солистов, певцов – инструменталистов, юных дирижеров, поэтов и композиторов. Из учеников класса избирается специальное жюри, которое оценивает и комментирует качество выполнения. Учитель объясняет критерии оценки. На этих уроках исполнители испытывают радость творчества, а их судьи должны возможность проявить самостоятельность, умение оценить услышанное, грамотно выражать свои суждения.
Урок-путешествие: рисование в воображении образов, навеянных волшебной музыкой и рассказом педагога, выполнение графических композиций, с импровизацией, трансформацией цвета, тона, графического ритма.
Уроки музыки, проведенные нетрадиционно, стимулируют творчество учителя и учеников, создают благоприятные условия для общего сотрудничества. Преисполненные ярких впечатлений, непринужденного общения, демократические по своей сути, такие уроки помогут заинтересовать учеников музыкой, внести определенные эмоции в межличностные отношения в классе.
Считаю, одним из лучших примеров формирования и развития личностных, и познавательных компетенций учеников, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками является проектная работа. Она содействует развитию инициативы, самостоятельности, организаторских способностей, стимулирует процесс саморазвития. Наиболее интересными были:
- исследовательский проект: « От стиля барокко к современному року», «Особенности культуры родного края», «Звезды современной эстрады».
- литературно – творческий проект: создание сказки « Как музыка подружила детей мира», «Письмо Л. Бетховену от современников», сочинение, исполнение и эстетичное оформление частушки, веснянки, и т.д.
- прикладной проект: создание программы концерта (выбор темы, названия, подбор музыкального, литературного, художественного материалов). Выполнение презентаций на заданную тему.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учеников (индивидуальную, парную, групповую).
Также использую задания творческого характера, при выполнении которых учащиеся должны опираться на накопленный опыт предыдущих лет, пробуют сами рассуждать, анализировать, сопоставлять. Это сочинения – размышления на темы: «Звучит нестареющий Моцарт!», «Поют барды», «Великие наши «современники», «Чудесное воздействие музыки», «Современна ли музыка Баха?»
Для формирования умений подытожить информацию, обобщить её несколькими словами, предлагаю детям составить синквейн. В нём синтезируется информация и факты в сжатом высказывании. Эта работа требует от ученика тщательного осмысления на основе глубокого понимания темы.
В учебе неизвестное иногда пугает учеников. Они инстинктивно от него отдаляются, теряя веру в свои силы. В игре человек с огромным желанием идет навстречу неизвестному. Выполняя любую роль в ней, даже невнимательный ребенок становится активным, заинтересованным. К урокам подбираю разные игры- дидактичные, интеллектуальные, познавательные, хороводные, сюжетно-ролевые, народные.
Игра на элементарных музыкальных инструментах. Этот вид деятельности развивает музыкальные способности учеников, приносит радость творчества, дает возможность ученикам с «изъянами голоса» поверить в свои музыкальные способности. Все ученики могут музицировать с помощью звучных жестов: хлопанья, топанья, щелканья, или самодельных инструментов (почти все, что нас окружает, может звучать) потом для композиции можно придумать название «Бумажная симфония», «Осенняя фантазия», «Ночной лес» и тому подобное.
Василий Сухомлинский писал: «Человек, который не знает родную музыку, родного слова не может быть настоящим патриотом своей родины». Формирование общекультурной компетентности связано с возрождением духовности. А это невозможно без изучения культуры своего народа. Особенное место в этой культуре занимает фольклор. Это опыт и мудрость предков, его философия. Музыкальный фольклор позволяет ввести детей в мир традиционной национальной культуры. Интерес у школьников вызывают уроки по темам: «Календарная песня - зеркало жизни», «Детский музыкальный фольклор», «Сказка и музыка». Большой интерес у детей вызывают сюжетные песни. Например, И. Кирилиной. «Опечалился котенок» высмеивает лень, хитрость, а песня Л. Книппера «Почему медведь зимой спит» призывает быть внимательным. Во время инсценировки песен дети показывают характеры героев, передают их черты, учатся оценивать работы других, стремятся исполнять лучше.
Духовный мир ребенка формируется в младшем школьном возрасте. Именно в этот период жизни ребенка закладываются основы ее характера, воли, мировоззрения, идеалов, моральных взглядов, убеждений. С первых уроков важно донести, что песня – это душа народа, ценность, которую оставили нам предки. Младшие школьники отмечаются повышенной эмоциональностью, потребностью в движении. Поэтому использую народные песни – игры, которые развивают музыкальные способности, воспитывают чувство ритма, формируют правильную осанку. А еще в фольклоре заложена большая мудрая народная педагогика.
Искусство – вечная ценность. Его позитивная энергетика направлена на формирование творческой личности. Художественные шедевры дают возможность погрузиться в эмоционально – чувственный мир другого человека, понять его. Это побуждает к выявлению добра и зла, направляет на совершенствование окружающего мира и себя в нем. Такие попытки самовыражения и раскрытия своего отношения к жизни через искусство призваны направлять учеников на развитие универсальных качеств творческой личности с высокими духовными потребностями. Слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, музыкально-пластические движения, драматизация музыкальных произведений, творческие проекты, информационно-коммуникативные технологии являются важным шагом в воспитании гармоничной личности XXI века.
© 2016, Грабовая Татьяна Александровна 1576