СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Потапова Н.А.,
учитель начальных классов
МБОУ лицей №5 г. Воронеж
На сегодняшний день одной из основных задач образования по стандартам второго поколения является развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий, в том числе и регулятивных, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
Для выполнения данной задачи в своём классе я использую программу внеурочной деятельности «Развитие пространственных представлений у младших школьников через практическую работу с конструктором для объёмного моделирования ТИКО», которая имеет научно-познавательную направленность и реализуется во внеурочной деятельности на кружке моделирования «Геометрика». Педагогическая целесообразность данной образовательной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у младших школьников навыков пространственного мышления, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка. Предлагаемая система практических заданий и занимательных упражнений позволит педагогам и родителям формировать, развивать, корректировать у младших школьников пространственные и зрительные представления, наличие которых является показателем школьной зрелости, а также помочь детям легко и радостно включиться в процесс обучения. Девизом данной программы стали такие слова: «Играю – Думаю – Учусь действовать самостоятельно». Конструирование в рамках программы – процесс творческий, осуществляемый через совместную деятельность педагога и детей, детей друг с другом.
Цель данной программы: создание условий для интеллектуального развития ребенка через формирование пространственного и логического мышления. Для достижения данной цели решаются следующие задачи: ознакомление учащихся с геометрическими фигурами и объемными телами; формирование навыков конструирования по образцу, по схеме и по собственному замыслу; развитие мотивационной сферы учащихся – интереса к исследовательской деятельности и моделированию; овладение навыками пространственного ориентирования; вовлечение учащихся в активную творческую деятельностью; развитие воображения, умения фантазировать. Ведущей формой организации занятий является групповая. Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
Способами определения результативности программы являются: диагностика, проводимая в конце каждого года обучения в виде естественно-педагогического наблюдения. Выставка работ детей, выполненных по окончанию изучения темы.
КОНСПЕКТ МАСТЕР-КЛАССА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРУЖКА МОДЕЛИРОВАНИЯ «ГЕОМЕТРИКА»
(в качестве креативного оформления работы использованы скриншоты из презентации для интерактивной доски Smart) .
Ход занятия.
Учитель (У): - Здравствуйте, ребята! Сегодня на нашем занятии мы снова встречаемся с медвежонком Тико.
Формирование личностных УУД: умение связывать обучение с реальными жизненными целями и ситуациями. |
У: - Рассмотрите слайд 1, угадайте, куда медвежонок Тико захотел отправиться? Что там будет происходить? А вы знаете символы зимней олимпиады? Они сегодня все у нас в гостях.
Ученики (у): отвечают на поставленные вопросы. (Демонстрируются Белый мишка, Леопард и Зайка).
У: - Медвежонок Тико очень
Хочет на олимпиаду в Сочи!
И мы тоже с вами, дети,
Полетаем на …(ракете). (Слайд 2)
Формирование личностных и регулятивных УУД: умение осознать, исследовать жизненную проблему, предложить пути её решения путём постановки целей. |
У: - А как вы думаете, почему медвежонок Тико выбрал ракету? Сколько дней осталось до начала олимпиады? Да, ребята, надо спешить! Но медвежонок со своим другом уже заняли ракету, а как же быть нашим друзьям? Как нам помочь им побыстрее добраться в Сочи до начала олимпиады? У нас с вами есть замечательные конструкторы, давайте построим им ракеты для быстрого путешествия!
Формирование познавательных УУД: изучение разных геометрических фигур, их свойств. |
У: - Рассмотрите ракету и предложите, из каких деталей нашего конструктора мы могли бы собрать ракету?
у: - Из треугольников, квадратов, прямоугольников. (Слайд 3).
У: - Все ли фигуры, которые вы назвали, есть на этом слайде? Что вы можете рассказать про квадрат, про прямоугольник; чем квадрат отличается от прямоугольника? Что ещё заметили необычного?
у: - Треугольники бывают разные: равносторонние, прямоугольные, остроугольные.
У: - Выберите и покажите разные виды треугольников. Положите их перед собой. Можно ли из треугольников составить другие фигуры? Какие? Поработайте в парах и составьте эти фигуры. (Слайд 3)
у: работают в парах, составляют из треугольников другие фигуры.
У: - Проверьте, есть ли такие фигуры у вас? Отлично, молодцы!
у: сверяют свои работы с фигурами на слайде, оценивают правильность выполнения.
2. Практическая часть занятия (моделирование плоских фигур с опорой на схему).
Формирование регулятивных, коммуникативных УУД: умение планировать, корректировать, оценивать свою деятельность; умение договариваться со своими товарищами при возможной нехватке деталей к модели №2 . |
У: - Фигуры мы отобрали, теперь мы можем приступить к строительству ракет? Сколько ракет нам необходимо построить? (Слайд 4)
У: - Посмотрите, медвежонок Тико предлагает нам попробовать собрать такие модели. А выбрать, кто какую модель будет собирать, нам поможет «звёздное небо» (на доске на магнитах развешаны звёздочки, на обратной стороне которых написан номер модели ракеты).
у: учащиеся выходят к доске, выбирают звёздочку, смотрят, номер какой модели там написан, и индивидуально самостоятельно выполняют работу: собирают ту модель ракеты, которая им досталась с опорой на схему на слайде.
У: - Скажите, пожалуйста, модель под каким номером вы соберёте быстрее всего? Почему? А на какую модель уйдёт больше всего времени? Почему? Какой способ сборки самый рациональный?
у: учащиеся отвечают на вопросы, анализируют, сравнивают, из каких деталей собраны модели ракет, определяют самый рациональный способ сборки модели ракеты.
У: - Ребята, у нас получилось много ракет, а нам нужно всего три, подумайте и предложите следующее задание.
у: - Объединить плоские модели и сделать одну объёмную модель ракеты. ( Учащиеся объединяются в группы по номеру той модели, которую они собирали индивидуально, получается три группы. Начинается работа в группах по сборке объёмных моделей ракет).
У: - Получились у нас теперь модели настоящей ракеты? Можем мы отправиться в путешествие? (Слайд 5).
Формирование регулятивных УУД: умение управлять познавательной и учебной деятельностью посредством прогнозирования. |
у: выходят три группы учащихся, каждая со своей моделью ракеты, внутрь которых помещаются фигурки животных – символов олимпиады, начинается «запуск» ракет!
У: - Начинаем обратный отсчёт: пять, четыре, три, два, один, пуск!!!
Физ. минутка. (под музыку):
У: - А сейчас мы с вами, дети,
Полетаем на ракете!
На носочки поднимись,
Руки вверх, руки вниз,
Раз, два, три, четыре
Пусть летит ракета ввысь!!!
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Выткалова Л.А., Краюшкин П.В. Развитие пространственных представлений у младших школьников: практические задания и упражнения, издательство, Волгоград: «Учитель», 2009.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:
© 2015, Потапова Наталья Александровна 1118