Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья. Эта главная ценность жизни. Его не купишь ни за какие деньги, его надо сохранять, оберегать и улучшать смолоду, с первых дней жизни ребенка. Здоровый образ жизни школьника является основой хорошего самочувствия и успешной учебы каждого ребенка и подростка.
Современного школьника подстерегает большое количество соблазнов, которые мешают вести правильный образ жизни, обеспечивающий хорошее здоровье и успеваемость на уроках. Чрезмерное увлечение компьютерными играми и телепередачами, предпочтение чипсов домашнему обеду –это является негативными факторами, постепенно разрушающими здоровье наших детей.
Как помочь детям устоять, не поддаться соблазнам, не испортить свое будущее? Выход только один: вниматель¬но и терпеливо воспитывать у ребенка понимание того, что здоровье - это величайшая ценность, и научить его беречь.
Задачи школы при подготовке ученика к са¬мостоятельной жизни предполагают формирование у школьника культуры здоровья, воспитание потребности вести здоровый образ жизни. При этом нужно помнить, что это сложный многоэтапный процесс, и каждый из эта¬пов имеет свои цели, а также формы и методы, позволя¬ющие эффективно реализовать поставленные задачи.
Здоровый образ жизни школьника включает:
1. правильное питание,
2. занятие физическими упражнениями, закаливание,
3. соблюдение режима дня,
4. соблюдение норм гигиены,
5. отказ от вредных привычек.
1. Народная мудрость гласит «Каковы еда и питье – таково и житье» или «Ешь правильно – и лекарство ненадобно».
Правильное питание школьника должно быть:
? соответствующим возрасту;
? желательно четырехразовым;
? сбалансированным по составу питательных веществ;
? полностью обеспечивать энергетические затраты организма.
2. Важно заниматься физкультурой и спортом, закаливать свой организм, делать зарядку, больше двигаться. Если в семье родители понимают значение физкультуры и спорта для здоровья ребенка, то они с самого раннего детства формируют у ребенка культуру физических занятий, демонстрируя это на своем собственном примере.
3. Суть режима - это рациональное чередование работы и отдыха. Режим дня школьников включает следующие компоненты:
? учебные занятия в школе;
? учебные занятия дома (выполнение домашних заданий);
? сон;
? питание;
? занятия физическими упражнениями;
? отдых;
? занятия в свободное время.
Выполнение режима дня позволяет ребенку сохранять физическое и психическое равновесие, что дает возможность соблюдения эмоционального равновесия.
4. Соблюдение простых правил личной гигиены: правильный уход за телом (полостью рта, руками, кожей, ногтями, волосами); выбор одежды, соответствующей погодным условиям; содержание в чистоте жилища и рабочего места; использование только индивидуальных предметов быта - способствуют сохранению, укреплению здоровья, профилактике многих заболеваний. Гораздо проще предупредить болезнь, чем потом ее лечить.
5. Великое дело — привычка. В наше время компьютеры так глубоко проникли во все сферы нашей жизни. Однако в последнее время встает волнующий всех вопрос о влияние компьютера на здоровье человека, а ребенка в особенности. Кем будет компьютер в жизни ребёнка, добрым помощником или монстром, который разрушает вашу жизнь и здоровье, зависит от нас взрослых.
Многие подростки сутками болтают по телефону, часами слушают плееры. Мобильные телефоны уже давно поселились в детских комнатах и школьных портфелях. Это беспокоит и психологов, и врачей.
Курение является главной причиной неврозов у подростков. Мотивы, побуждающие к курению: подражание, стремление к взрослости, самоутверждение, стремление всё в жизни испробовать.
Алкоголизм. Где ребёнок пробует свою первую рюмку? Отнюдь, не в школе. Все случаи употребления спиртного детьми лежат на совести родителей. Но именно родители должны воспитывать в детях нетерпимое отношение к алкоголю.
Дети и наркотики.… Это одно из самых страшных явлений в современном обществе. Принимать наркотики чаще всего начинают именно подростки, поэтому любой родитель должен быть хорошо осведомлен о том, каковы же признаки наркомании у подростков.
У школьников может быть уже сформировано отноше¬ние к той или иной проблеме, нередко расходящееся с оцен¬ками и взглядами педагога. Для учащихся большое значе¬ние имеет общение со сверстниками и более значимым является мнение товарищей.
Учитывая возрастные особенности подростков и юно¬шей, педагогу при обучении ЗОЖ можно рекомендовать следующее:
- избегать «навязывания» учащимся готовых оценок и нормативов. Основное внимание следует уделять созданию условий, стимулирующих активный обмен мнениями меж¬ду подростками, обсуждению и анализу различных пози¬ций;
- использовать формы и методы, обеспечивающие са¬мим учащимся роль ведущих, организаторов работы. На¬пример, антинаркогенная информация, представленная сверстниками, будет иметь более действенный эффект, чем сведения, полученные от педагога;
- основной акцент следует делать на наиболее значи¬мых для школьника факторах. Например, следует показать, что ухудшение здоровья может негативно отразиться на внешности подростка, его спортивных достижениях, при¬вести к ограничениям при выборе профессии, затрудне¬ниям во взаимоотношениях с окружающими и т.д.
При обучении подростков основам ЗОЖ ре¬комендуется использовать такие формы работы, кото¬рые носят преимущественно интерактивный характер и ос¬новываются на самостоятельной, творческой де¬ятельности самих учащихся.
Успешность формирования пред¬ставлений о ценности здоровья и здорового образа жизни учащихся зависит как от педагогов, так и от родителей. При этом воспитательная работа по фор¬мированию понятий ценности здоровья и здорового образа жизни может быть эффективной лишь в тех формах, которые интересны и привлекательны для школьников.