СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формы и методы работы с одаренными детьми

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа с одарёнными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. Её основная цель – способствовать развитию природного таланта, самореализации и самопознанию способных и явно одарённых детей. Работа с группой одарённых учащихся: повышает познавательный интерес школьников к предмету; развивает творческую инициативу, исследовательскую активность и интеллектуальные способности учеников; учит принимать нестандартные решения и прогнозировать результат; развивает коммуникативные возможности учащихся для формирования их речевой компетентности. Главная цель занятий – подготовка к олимпиадам различного уровня, а также поступлению и обучению в вузах. Занятия планируются в соответствии с разделами языкознания: занятия по фонетике и орфоэпии, по лексикологии и этимологии, фразеологии, словообразованию, морфологии, синтаксису. Кроме того, выделен особый цикл занятий - это обучение различным видам анализа текста, а также комплексному анализу текста, работа над которым актуализирует знания учащихся по всем лингвистическим разделам. На занятиях школьникам дается как теоретический, так и практический материал. Причем, в каждой теме акцентируется внимание на тех аспектах, которые слабо освещены или совсем отсутствуют в школьном курсе русского языка. Так в разделе «Фонетика и орфоэпия» рассматриваются фонетические процессы, лежащие в основе стихосложения, определяются фонетические средства, используемые для создания художественного образа, т. е. обслуживаются вопросы, лежащие за пределами чисто лингвистических знаний. В разделе «Лексикология и этимология» - обширный материал по таким понятиям, как омонимия и её виды, синонимия, антонимия, архаизмы и историзмы, неологизмы, иноязычная лексика, а также стилистические приемы, основанные на их применении. На занятиях по морфологии уделяет внимание словам категории состояния, лишь недавно введённым в школьную программу, историческую морфологию. В разделе «Синтаксис» большое внимание уделяет разбору сложных синтаксических конструкций. На занятиях по комплексному анализу текста наиболее активно осуществляется самостоятельная поисково-исследовательская деятельность учащихся. В работе с одаренными детьми используются разнообразные формы и методы работы, для практических занятий подбирается материал повышенного уровня сложности и эвристического характера, способствующий развитию интеллектуальных и творческих способностей учеников. Практически на каждом занятии даются задания поисково – исследовательского характера, требующие работы с дополнительной литературой, словарями различного типа (толковыми, этимологическими, иностранных слов, фразеологическими и т.д.) и справочниками. Например, для выполнения задания: объяснить значение и происхождение слова олимпиада – учащимся, безусловно, требуется толковый и этимологический словари. Для того, что бы доказать. что слова трясти- трус, нос – заноза, завтрак – утро, горло – ожерелье, дуть - надменный являются этимологическими родственниками, необходимо использовать этимологический словарь. -Какие признаки указывают на то, что данные ниже слова заимствованные? Из какого языка они заимствованы? Штаб, шахта, синтаксис, олимпиада, дезинфекция, энциклопедия, этикет, цирк. Раздел «Словообразование» -Распределите слова на 2 группы – оканчивающиеся на о, имеющие окончание о нужно, можно, оно, ясно, кимоно, известно, рядно, полено, кино Раздел «Морфология» -Подберите прилагательные к данным существительным, запишите словосочетания в творительном падеже. Мозоль, тополь, шампунь, марабу, тюль, какаду, аэрозоль, ралли, родео, шасси -Одно из слов дверь, горсть, тень в ходе истории изменило род. Какое это слово? Обоснуйте свой ответ. Раздел «Синтаксис» -Определить синтаксическую функцию прилагательного в предложениях Теплая осень. Осень теплая. Помимо серьезных, стараюсь давать задания занимательного и шутливого характера. Умение шутливо перетолковать значение всем хорошо известных слов - признак хорошего владения родным языком, потому что, играя со словами, мы можем метко и остроумно подметить в них связи с совсем иными значениями. Например; ряженка - «модница», «нарядно одетая женщина», ельник «рот». -Попытайтесь найти шутливые значения у следующих слов и записать их по приведенному выше обращу: лайнер,.застенчивый, хрусталь, свинец, сметана. селезенка, всадник, лодырь В качестве материала для занятий используются олимпиадные задания прошлых лет, теоретический и практический материал, собранный из самых различных источников: словарей, учебников, учебных пособий, журнальных публикаций, текстов художественной литературы. Важнейшим элементом своих занятий считаю непосредственное, живое общение со школьниками, способствующее самореализации каждого ученика, проявлению его как личности. Наряду с этим особое место в моей работе занимает проектная и исследовательская деятельность учащихся. Это самостоятельная работа под руководством учителя, требующая не только знаний в области литературоведения и лингвистики, но и умения работать с дополнительной литературой, проводить языковой и литературоведческий анализ текста. Метод исследования: научно-поисковый, сбор информации происходит из различных источников, включая интернет. Результатом этой работы является готовый образовательный продукт – исследовательская работа, защита которой происходит на научно- практической конференции в школе, лучшие работы представляются на городскую научно-практическую конференцию.

03.04.2015 20:32


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей