СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Переступая порог школы, ученик попадает на огромную, новую для него планету - Планету людей. Ему предстоит освоить азбуку общения с ними, узнать почему все они такие разные, по каким правилам они живут, что ценят друг в друге. Здесь главную роль сыграет учитель, который обязан продумать воспитательную работу в классе. Одна из форм воспитательной работы - это классный час.
Классный час - одна из наиболее распространенных форм организации фронтальной воспитательной работы, способствующих формированию у учащихся системы отношений к окружающему миру.
В ходе классных часов планируется коллективная жизнь класса или школы, внеурочные занятия, служащие для подготовки того или иного коллективного творческого дела, и само дело (воспитательное мероприятие).
Классный руководитель занимается основной воспитательной и организационной работой в классе. В его обязанности входит не только создание благоприятных условий для личностного развития школьника, но также эффективная помощь в решении психологических проблем, возникающих у ребенка в общении с другими учениками, родителями и учителями. Классный руководитель является как бы посредником между школьником и обществом, помогая выстраивать отношения в коллективе с помощью разнообразной деятельности, способствующей самовыражению каждого ученика и его развитию как индивидуума.
Участвуя в формировании первичного детского коллектива в классе, классный руководитель должен принимать на себя роль лидера, наставника, опекуна и друга своих подопечных. Он должен уметь вдохновлять ребят, понимать их нужды, быть помощником, а также не только организовывать, но и активно участвовать в коллективной творческой деятельности своего класса.
Внеурочное общение классного руководителя и учеников занимает очень важное место в воспитательной работе. При этом классный час является одним из самых распространенных способов организации такого общения. Несмотря на то, что для него отводится определенное время в школьном расписании, классный час не является по своей сути уроком. И общение на нем вполне можно отнести к внеурочному.
Цели кл. часа:
Для выбора темы и содержания классного часа классному руководителю необходимо выявить возрастные особенности учеников, их нравственные представления, интересы и т.д.
Классный час выполняет функции:
Суть просветительской функции состоит в том, что классный час дает возможность расширить круг тех знаний учеников, которые не нашли отражения в учебных программах. Эти знания могут содержать в себе информацию о событиях, происходящих в городе, в стране и за рубежом. Объектом обсуждения классного часа может быть любое явление или событие.
Ориентирующая функция способствует формированию определенного отношения к окружающему миру и выработке иерархии материальных и духовных ценностей. Помогает оценивать явления, происходящие в окружающем мире.
Просветительская и ориентирующая функции тесно связаны между собой, т.к. нельзя научить учащихся оценивать явления, с которыми они не знакомы. Хотя иногда классный час выполняет исключительно ориентирующую функцию: при обсуждении широко известного события.
Направляющая функция призвана переводить обсуждение того или иного явления в рамки реального опыта учащихся.
Формирующая функция вырабатывает у учеников навыки обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, помогает в выработке умелого ведения диалога и высказывания, отстаивания собственного мнения.
Типы кл. часов:
Формы классного часа разнообразны. Выбор форм классного часа зависит:
Формы проведения классных часов
Наиболее распространены следующие формы проведения тематических классных часов: Дискуссионные формы: - дистпут; - дискуссия; Метод проведения: группа делится на группы, представители которых высказываются в защиту противоположных позиций по данному вопросу; Результат: уч-ся вовлекаются в обсуждение различных проблем, учатся выслушивать и понимать мнение других, отстаивать свою точку зрения; - беседа;
Метод проведения: рассуждают на заданную тему; Результат: учится формировать и высказывать свое мнение; - конференция; Результат: Учат серьезно относиться к определенным вопросам, самостоятельно работать с информационным материалом, подготавливать тему, выступать перед аудиторией; - круглый стол; Метод проведения: нескольким ребятам предлагается материал для выступления по различным аспектам разбираемой темы, после можно провести неформальное обсуждение темы всей группой; Результат: формирование личностной зрелости; - вечер вопросов и ответов; Метод проведения: Преподаватель и уч-ся задают друг другу любые интересующие их вопросы; Результат: Развитие отношений между уч-ся, открытость, что помогает решать возникающие проблемы; - встреча с приглашенными людьми; - лекция; - лекторий Метод проведения: лекцию читает классный руководитель, после лекции ученики обсуждают лекцию; Результат: Лекция и её обсуждение стимулируют уч-ся проявлять интерес к подаваемой информации; - аукцион. Формы состязательного характера: - конкурс, викторина, путешествие, КВН, эстафета полезных дел, смотр, парад, презентация, турнир, олимпиада.
Творческие формы: - фестиваль, выставка, устный журнал, живая газета, творческий труд Метод проведения: группа делится на небольшие группы, каждая из которых в течение короткого отрезка времени обсуждает данную тему или проблему, затем представитель группы сообщает выводы, сделанные его командой; Результат: Происходит общение внутри группы, развивается мышление, умение работать в команде, делать самостоятельные открытия при изучении материала; - представление (проектов) - юморина - спектакль - концерт - ярмарка. Игровые формы: - ролевые игры, сюжетные игры, Метод проведения: коротко проигрывается проблемная ситуация, после чего студенты её обсуждают, анализируют и делают выводы; Результат: Студенты лучше понимают проблему, чувствуют ее через обыгрывание той или иной роли.
Интеллектуальны: казино, морской бой, игры – катастрофы. Формы психологического просвещения: - тренинг Тренинг — метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков и социальных установок. Результат: Обучают студентов правильному поведению в тех или иных ситуациях, закрепляя это на практике через проигрывание определенных сценариев; - исследование; Подвижные формы: - веселые старты, олимпиада, день.(атлетики, здоровья и т.д.) Формы работы вне школы: - экскурсия Виды экскурсий: автобусные; пешеходные; автобусно-пешеходные; музейные; посещение предприятий Результат: Позволяет полезно организовать досуг студентов; формируются сознание, эстетическая культура, наблюдательность, любознательность, убеждённость в правильности выбора специальности, - поход - выход (концерт, цирковое, театральное представление)
Подготовка классного часа
Классный руководитель в ходе подготовки и проведения классного часа следует алгоритму, позволяющему наиболее рационально и грамотно организовать воспитательный процесс:
© 2017, Редькина Анна Валерьевна 908