СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формы проведения классных часов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Переступая порог школы, ученик попадает на огромную, новую для него планету - Планету людей. Ему предстоит освоить азбуку общения с ними, узнать почему все они такие разные, по каким правилам они живут, что ценят друг в друге. Здесь главную роль сыграет учитель, который обязан продумать воспитательную работу в классе. Одна из форм воспитательной работы - это классный час.

Классный час - одна из наиболее распространенных форм организации фронтальной воспитательной работы, способствующих формированию у учащихся системы отношений к окружающему миру.

В ходе классных часов планируется коллективная жизнь класса или школы, внеурочные занятия, служащие для подготовки того или иного коллективного творческого дела, и само дело (воспитательное мероприятие).

Классный руководитель занимается основной воспитательной и организационной работой в классе. В его обязанности входит не только создание благоприятных условий для личностного развития школьника, но также эффективная помощь в решении психологических проблем, возникающих у ребенка в общении с другими учениками, родителями и учителями. Классный руководитель является как бы посредником между школьником и обществом, помогая выстраивать отношения в коллективе с помощью разнообразной деятельности, способствующей самовыражению каждого ученика и его развитию как индивидуума.

Участвуя в формировании первичного детского кол­лектива в классе, классный руководитель должен принимать на себя роль лидера, наставника, опекуна и друга своих подопечных. Он должен уметь вдохновлять ребят, понимать их нужды, быть помощником, а также не только организовывать, но и активно участвовать в коллективной творческой деятельности своего класса.

Внеурочное общение классного руководителя и учеников занимает очень важное место в воспитательной работе. При этом классный час является одним из самых распространенных способов организации такого общения. Несмотря на то, что для него отводится определенное время в школьном расписании, классный час не является по своей сути уроком. И общение на нем вполне можно отнести к внеурочному.

Цели кл. часа:

  • создание соответствующих условий, позволяющих школьникам проявить свою индивидуальность и творческие способности.
  • дать школьникам знания об окружающем мире, его проблемах, обществе, человеке, природе и т. п.; научить принимать участие в обсуждении общественно важных вопросов, решении конфликтных ситуаций, общественных и мировых проблем, понимать политические ситуации и т. д.
  • дать учащимся нравственно-этическое воспитание, сформировать правильное отношение к общечеловеческим ценностям, воспитать зрелую личность, эмоционально и нравственно стойкую к негативным жизненным проявлениям.
  • создание здорового классного коллектива, который мог бы стать благоприятной средой для социального, эмоционального и интеллектуального развития учеников.

Для выбора темы и содержания классного часа классному руководителю необходимо выявить возрастные особенности учеников, их нравственные представления, интересы и т.д.

Классный час выполняет функции:

  • просветительскую
  • ориентирующую
  • направляющую
  • формирующую.

Суть просветительской функции состоит в том, что классный час дает возможность расширить круг тех знаний учеников, которые не нашли отражения в учебных программах. Эти знания могут содержать в себе информацию о событиях, происходящих в городе, в стране и за рубежом. Объектом обсуждения классного часа может быть любое явление или событие.

Ориентирующая функция способствует формированию определенного отношения к окружающему миру и выработке иерархии материальных и духовных ценностей. Помогает оценивать явления, происходящие в окружающем мире.

Просветительская и ориентирующая функции тесно связаны между собой, т.к. нельзя научить учащихся оценивать явления, с которыми они не знакомы. Хотя иногда классный час выполняет исключительно ориентирующую функцию: при обсуждении широко известного события.

Направляющая функция призвана переводить обсуждение того или иного явления в рамки реального опыта учащихся.

Формирующая функция вырабатывает у учеников навыки обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, помогает в выработке умелого ведения диалога и высказывания, отстаивания собственного мнения.

Типы кл. часов:

  • Нравственный
  • Интеллектуально-познавательный
  • Тематический
  • Информационный

Формы классного часа разнообразны. Выбор форм классного часа зависит:

  • от уровня развития коллектива,
  • от особенностей класса,
  • от возрастных особенностей детей.

Формы проведения классных часов

Наиболее распространены следующие формы проведения тематических классных часов: Дискуссионные формы: - дистпут; - дискуссия; Метод проведения: группа делится на группы, представители которых высказываются в защиту противоположных позиций по данному вопросу; Результат: уч-ся вовлекаются в обсуждение различных проблем, учатся выслушивать и понимать мнение других, отстаивать свою точку зрения; - беседа;

Метод проведения: рассуждают на заданную тему; Результат: учится формировать и высказывать свое мнение; - конференция; Результат: Учат серьезно относиться к определенным вопросам, самостоятельно рабо­тать с информационным материалом, подготавливать тему, выступать перед аудиторией; - круглый стол; Метод проведения: нескольким ребятам предлагается материал для выступления по различ­ным аспектам разбираемой темы, после можно провести неформальное обсуждение темы всей группой; Результат: формирование личностной зрелости; - вечер вопросов и ответов; Метод проведения: Преподаватель и уч-ся задают друг другу любые интересующие их вопросы; Результат: Развитие отношений между уч-ся, открытость, что помогает решать возникающие проблемы; - встреча с приглашенными людьми; - лекция; - лекторий Метод проведения: лекцию читает классный руководитель, после лекции ученики обсуждают лекцию; Результат: Лекция и её обсуждение стимулируют уч-ся проявлять интерес к подаваемой информации; - аукцион. Формы состязательного характера: - конкурс, викторина, путешествие, КВН, эстафета полезных дел, смотр, парад, презентация, турнир, олимпиада.

Творческие формы: - фестиваль, выставка, устный журнал, живая газета, творческий труд Метод проведения: группа делится на небольшие группы, каждая из которых в течение короткого отрезка времени обсуждает данную тему или проблему, затем представитель группы сообщает выводы, сделанные его командой; Результат: Происходит общение внутри группы, развивается мышление, умение работать в команде, делать самостоятельные открытия при изучении материала; - представление (проектов) - юморина - спектакль - концерт - ярмарка. Игровые формы: - ролевые игры, сюжетные игры, Метод проведения: коротко проигрывается проблемная ситуация, после чего студенты её обсуждают, анализируют и делают выводы; Результат: Студенты лучше понимают проблему, чувствуют ее через обыгрывание той или иной роли.

Интеллектуальны: казино, морской бой, игры – катастрофы. Формы психологического просвещения: - тренинг Тренинг — метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков и социальных установок. Результат: Обучают студентов правильному поведению в тех или иных ситуациях, закрепляя это на практике через проигрывание определенных сценариев; - исследование; Подвижные формы: - веселые старты, олимпиада, день.(атлетики, здоровья и т.д.) Формы работы вне школы: - экскурсия Виды экскурсий: автобусные; пешеходные; автобусно-пешеходные; музейные; посещение предприятий Результат: Позволяет полезно организовать досуг студентов; формируются сознание, эстетическая культура, наблюдательность, любознательность, убеждённость в правильности выбора специальности, - поход - выход (концерт, цирковое, театральное представление)

Подготовка классного часа

Классный руководитель в ходе подготовки и проведения классного часа следует алгоритму, позволяющему наиболее рационально и грамотно организовать воспитательный процесс:

  1. Определение целей и задач.
  2. Выбор формы воспитательной работы, определение жанра и название мероприятия.
  3. Создание психологического настроя.
  4. Предварительная подготовка.
  5. Проведение самого мероприятия.
  6. Педагогический анализ, совершаемый на двух уровнях:
  • обсуждение вместе с учащимися успешности (неуспешности) предметного результата, проектирование более продуктивной деятельности в будущем;
  • собственно педагогический анализ, осуществляемый взрослыми участниками, - анализ воспитательного результата.
06.06.2017 04:59


Рекомендуем курсы ПК и ПП