СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ФОРМЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В РАМКАХ ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

ФОРМЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В РАМКАХ ФГОС

М.Ю. Шпакова, МБОУ СОШ № 73 им. А.Ф. Чернонога

Одним из направлений ФГОС начального общего образования является обеспечение специальных условий для индивидуального развития одаренных детей. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей - это особо важная задача обучения одарённых детей. Педагогический коллектив МБОУ «СОШ № 73 проводит сис­темную работу с одаренными детьми. Задача школы - поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. В школе создана про­грамма «Одаренные дети».

Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие - одно из важнейших аспектов деятельности начальной школы.

Одаренные дети имеют более высокие по сравнению с боль­шинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; обладают доми­нирующей активной познавательной потребностью; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

Уже в на­чальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний, читают словари и специальную литературу. По­этому именно в начальной школе важно выявить всех, кто интересуется раз­личными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей - это особо значимая задача обучения одаренных де­тей. Этой задаче уделяется большое внимание в МБОУ СОШ №73.

Наиболее характерной чертой одаренных детей, отмечаемой всеми исследователями и педагогами, является их ярко выражен­ная познавательная потребность, проявляющаяся в любознатель­ности и жажде новых впечатлений, в умственных усилиях.

При воспитании одаренного ребенка необходимо, чтобы лю­бопытство вовремя переросло в любовь к знаниям - «любозна­тельность», а последняя - в устойчивое психическое образование - «познавательную потребность».

Детская любознательность многогранна. Учащиеся посетили картинную галерею. И одна из учениц, четверо­классница Настя Мартынова, заинтересовалась картиной А. Небольсина «Золотая пора».

Мы подобрали с ней комплект учебных справочников, обра­тились за помощью к создателям картинной галереи, и Настя стала проводить собственное исследование. В итоге был собран интересный и очень поучительный материал, который был оформлен в виде реферата о картине «Золотая пора» А. Небольси­на. Завершив исследование, Настя участвовала в научно-практической конференции учащихся. На кон­ференции она рассказывала о результатах своих исследований. Оказалось, что любознательный ребенок способен заметить мно­гое из того, на что у простого посетителя галереи не хватает ни сил, ни времени, ни желания. В картинной галерее толь­ко одна картина А. Небольсина, но исследования Насти не остано­вилась только на ней. Через Интернет она нашла еще несколько его картин, и учащиеся смогли познакомиться и полюбоваться другими произведениями этого автора.

Для одаренного ребенка решение задачи не является заверше­нием работы. Это начало будущей новой работы. «В этой способ­ности не «гаснуть» в полученном ответе, - пишет Д.Б. Богоявлен­ская, - а «возгораться» в новом вопросе кроется тайна высших форм творчества, способность видеть в предмете нечто новое, та­кое, что не видят другие».

Способность видеть проблему там, где другие не видят ника­ких сложностей, где все представляется как будто ясным, - одно из важнейших качеств, отличающих истинного творца от посред­ственного человека.

В какой области одаренный ребенок проявит себя? Это неиз­вестно! Но не стоит навязывать ему результаты своих наблюдений или испытаний. Лучше предоставьте условия для широкого прояв­ления его возможностей

Занятия исследовательской деятельностью, выполнение твор­ческих проектов развивают аналитические способности, форми­руют способность принимать решения, повышают конкурентоспо­собность. Ведь ни для кого не секрет, что в современном мире без подобных умений просто не обойтись!

Конкурсы и конференции различного уровня для учащихся называют «стартом в науку, в жизнь», и подготовку к этому самому старту нужно начинать именно в начальной школе

Если систему подготовки к проектированию, олимпиадам, конференциям представить в виде домика, то видно, что большая роль отводится не только личности учащегося, но и личности его учителя. Движение вперед (вверх) опирается на фундамент, и чем он прочнее и выше, тем выше планка достижений.

Учащиеся нашей школы принимают участие и интеллектуальных олимпиадах, и в конкурсах различного уровня:

- в ученических научно-практических конференциях;

- в международных конкурсах-играх по русскому языку и математике;

- во всероссийской интеллектуальной игре «Эрудит»;

- в районной и областной олимпиадах по русскому языку, ма­тематике, окружающему миру для учащихся 4-х классов.

Это и есть результат работы с одаренными детьми.

Список литературы

1. Винокурова Н. К. Развиваем способности детей.- М: РОСМЭН- Пресс, 2004

2. Корбакова И. Н. Деятельностный метод обучения.- Волгоград: Учитель, 2007

3. Монина Г. Б. Ох уж эти одарённые дети.- С-П: Творческий центр, 2010

4. Соловьёва И. В., Джумагулова Т. Н. Одарённый ребёнок. Дар или наказание.- С-П: Творческий центр-, 2009

28.11.2015 17:57


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!