СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
ФОРМЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В РАМКАХ ФГОС
М.Ю. Шпакова, МБОУ СОШ № 73 им. А.Ф. Чернонога
Одним из направлений ФГОС начального общего образования является обеспечение специальных условий для индивидуального развития одаренных детей. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей - это особо важная задача обучения одарённых детей. Педагогический коллектив МБОУ «СОШ № 73 проводит системную работу с одаренными детьми. Задача школы - поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. В школе создана программа «Одаренные дети».
Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие - одно из важнейших аспектов деятельности начальной школы.
Одаренные дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; обладают доминирующей активной познавательной потребностью; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний, читают словари и специальную литературу. Поэтому именно в начальной школе важно выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей - это особо значимая задача обучения одаренных детей. Этой задаче уделяется большое внимание в МБОУ СОШ №73.
Наиболее характерной чертой одаренных детей, отмечаемой всеми исследователями и педагогами, является их ярко выраженная познавательная потребность, проявляющаяся в любознательности и жажде новых впечатлений, в умственных усилиях.
При воспитании одаренного ребенка необходимо, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям - «любознательность», а последняя - в устойчивое психическое образование - «познавательную потребность».
Детская любознательность многогранна. Учащиеся посетили картинную галерею. И одна из учениц, четвероклассница Настя Мартынова, заинтересовалась картиной А. Небольсина «Золотая пора».
Мы подобрали с ней комплект учебных справочников, обратились за помощью к создателям картинной галереи, и Настя стала проводить собственное исследование. В итоге был собран интересный и очень поучительный материал, который был оформлен в виде реферата о картине «Золотая пора» А. Небольсина. Завершив исследование, Настя участвовала в научно-практической конференции учащихся. На конференции она рассказывала о результатах своих исследований. Оказалось, что любознательный ребенок способен заметить многое из того, на что у простого посетителя галереи не хватает ни сил, ни времени, ни желания. В картинной галерее только одна картина А. Небольсина, но исследования Насти не остановилась только на ней. Через Интернет она нашла еще несколько его картин, и учащиеся смогли познакомиться и полюбоваться другими произведениями этого автора.
Для одаренного ребенка решение задачи не является завершением работы. Это начало будущей новой работы. «В этой способности не «гаснуть» в полученном ответе, - пишет Д.Б. Богоявленская, - а «возгораться» в новом вопросе кроется тайна высших форм творчества, способность видеть в предмете нечто новое, такое, что не видят другие».
Способность видеть проблему там, где другие не видят никаких сложностей, где все представляется как будто ясным, - одно из важнейших качеств, отличающих истинного творца от посредственного человека.
В какой области одаренный ребенок проявит себя? Это неизвестно! Но не стоит навязывать ему результаты своих наблюдений или испытаний. Лучше предоставьте условия для широкого проявления его возможностей
Занятия исследовательской деятельностью, выполнение творческих проектов развивают аналитические способности, формируют способность принимать решения, повышают конкурентоспособность. Ведь ни для кого не секрет, что в современном мире без подобных умений просто не обойтись!
Конкурсы и конференции различного уровня для учащихся называют «стартом в науку, в жизнь», и подготовку к этому самому старту нужно начинать именно в начальной школе
Если систему подготовки к проектированию, олимпиадам, конференциям представить в виде домика, то видно, что большая роль отводится не только личности учащегося, но и личности его учителя. Движение вперед (вверх) опирается на фундамент, и чем он прочнее и выше, тем выше планка достижений.
Учащиеся нашей школы принимают участие и интеллектуальных олимпиадах, и в конкурсах различного уровня:
- в ученических научно-практических конференциях;
- в международных конкурсах-играх по русскому языку и математике;
- во всероссийской интеллектуальной игре «Эрудит»;
- в районной и областной олимпиадах по русскому языку, математике, окружающему миру для учащихся 4-х классов.
Это и есть результат работы с одаренными детьми.
Список литературы
1. Винокурова Н. К. Развиваем способности детей.- М: РОСМЭН- Пресс, 2004
2. Корбакова И. Н. Деятельностный метод обучения.- Волгоград: Учитель, 2007
3. Монина Г. Б. Ох уж эти одарённые дети.- С-П: Творческий центр, 2010
4. Соловьёва И. В., Джумагулова Т. Н. Одарённый ребёнок. Дар или наказание.- С-П: Творческий центр-, 2009
© 2015, Шпакова Марина Юрьевна 833