СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Фрагмент тренингового занятия для подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации
Программа тренинга предназначена для групповых занятий с подростками и молодежью в возрасте от 14 до 21 года, в том числе с несовершеннолетними в трудной жизненной ситуации, несовершеннолетними, находящимися в конфликте с законом и состоящими на учете в отделах полиции и уголовно-исполнительных инспекциях. Данная программа также может быть использована на базе учреждений системы образования с целью предупреждения совершения правонарушений несовершеннолетними.
Основной целью тренинга является профилактика социальной дезадаптации и правонарушений, а также формирование социально приемлемых форм поведения у подростков, юношей и девушек.
Основные задачи тренинга
Конечные результаты
Ожидается, что по завершению тренинга, его участники будут:
Тема: Эмоции и чувства
Цель - выработка у участников эффективных навыков самоконтроля и оценки собственного эмоционального состояния для принятия верных решений.
Задачи:
Материалы:
Ход занятия
Добрый день! Рады вас видеть сегодня. Сегодня у нас очень интересная тема, но сначала наше традиционное упражнение «Круг эмоций».
Упражнение «Круг эмоций»
У нас есть «круг эмоций». Он разделен на секторы, и каждый сектор соответствует определенной эмоции. Каждая эмоция может проявляться в разной степени, на нашем круге - от «0» до «5». Мы предлагаем вам по очереди выбрать те эмоции, которые вы сейчас чувствуете. Вы можете выбрать одну эмоцию или несколько, в зависимости от вашего настроения.
Замечательно! Спасибо за то, что поделились своими эмоциями!
Сегодня наше занятие как раз посвящено именно им: эмоциям и чувствам. Эмоции - это субъективные реакции человека на воздействия внешних и внутренних раздражителей. Они отражаются в форме переживаний человека, проявляются в виде удовольствия, неудовольствия и т. д. В узком значении слова, эмоции - это непосредственное, временное переживание, и этим оно отличается от чувств, которыми называют длительные, устойчивые во времени переживания. Так, если рассмотреть эмоции и чувства, испытываемые болельщиками на трибуне стадиона, то любовь к футболу (или, например, к хоккею, теннису) - это чувство, а состояние наслаждения, восхищения, которые испытывает болельщик, наблюдая хорошую игру, или разочарования от плохой игры - это эмоции.
Упражнение «Эмоции и чувства»
Итак, какие бывают эмоции и чувства? Как вы думаете?
Ответы участников записываем на флипчарте. Поощряйте выказывания. Если группа активная, можно провести упражнение-аукцион: участники по очереди называют эмоцию или чувство до тех пор, пока никто не сможет ничего придумать. Повторяться нельзя. Побеждает тот, кто последним назовет эмоцию или чувство. Такого участника можно поощрить небольшим призом: конфетой, брелоком или пр.
Молодцы! Как можно разделить этот список? По каким критериям?
(задача ведущих подвести группу к «положительным» и «отрицательным» эмоциям/чувствам и отметить их значками«+»и«-»на доске)
Разделение эмоций и чувств на «плохие» и «хорошие», «положительные» и «отрицательные» очень условно. У каждого человека все эти эмоции присутствуют, и все они нам нужны. Другое дело, что некоторые из них нам не всегда приятно испытывать. Радость испытывать приятнее, чем гнев, а счастье приятнее обиды. Зачем же нам нужны эмоции, и нужны ли нам вообще? Чтобы лучше разобраться в этом вопросе, давайте сделаем следующее упражнение.
Упражнение «Четыре угла»
Ведущий раскладывает таблички-указатели в разных углах помещения, на которых написано:
Задача участников: выбрать «угол» с указателем, который соответствует их мнению, и перейти туда. Далее в командах обсудить, почему они выбрали тот или иной «угол».
Задача ведущих: выслушать мнения, организовать дискуссию.
Если вся группа оказалась в одном углу, тогда сам ведущий выступает оппонентом для группы. Поспорьте, потом признайтесь в вашей настоящей позиции. Поощрите наиболее активных участников.
Давайте признаемся, что эмоции действительно играют важную роль в нашей жизни. Под влиянием эмоций человек может совершить как героический поступок, так и сделать какую-нибудь глупость. Давайте еще раз проговорим, в чем польза эмоций. Действительно, эмоции являются первым сигналом какого-либо дискомфорта, могут помочь нам предотвратить назревающую рискованную ситуацию, «позитивные» эмоции хорошо сказываются на повседневной жизни человека: здоровье, работе, сексе и пр. Но, несмотря на это, в принятии решений эмоции - плохой советчик.
Представьте себе, что судья, принимающий ответственное решение по уголовному делу, бурно веселился и «прикалывался» или, наоборот, находился в гневе, даже в ярости.
Как вы думаете, в каком эмоциональном состоянии должен находиться человек, чтобы принять адекватное решение? (выслушайте ответы)
Давайте посмотрим на наш круг эмоций. Для принятия решения цифры на круге должны стремиться к нулю.
Обсуждение в малых группах
А сейчас мы поделимся на 2 группы (поделить участников можно разными способами, применив какую-либо игру или просто рассчитавшись на первый-второй).
Итак, сейчас ваша задача в своих группах обсудить следующий вопрос: Как вы считаете, какие эмоции могут заставить человека совершить преступление (правонарушение)?
На обсуждение в группах дается 5-7 минут. После этого нужно выслушать мнения групп и обсудить.
А легко ли нам контролировать свои эмоции? Сейчас узнаем Игра «Отражение»
Нам нужен доброволец (желательно выбирать веселого, эмоционального участника).
Задача добровольца, держа перед собой зеркало и смотря в него, не проявлять никаких эмоций. Задача всей остальных - рассмешить его какими-нибудь забавными фразами, анекдотами, песнями и пр. Только трогать добровольца нельзя.
Если вам попался неэмоциональный участник, можно попробовать еще раз, выбрав другого добровольца. Вместо этого упражнения можно использовать любую другую игру на контроль эмоций.
Давайте спросим нашего добровольца, сложно ли ему было сдерживать эмоции?
Это действительно непростая задача! информационный блок
Будем объективны, сложно представить себе ситуацию, где бы мы принимали решение, ничего при этом не чувствуя. Как же принять нужное решение, если эмоции зашкаливают?
Наиболее часто встречаются три варианта:
Изменить одну эмоцию на другую либо снять эмоциональное напряжение, желательно не используя при этом других людей (например, порвать лист бумаги, смять газету, ударить подушку и пр.).
Отложить на время принятие решений и любые действия, пока эмоции не улягутся («утра вечера мудренее»).
Учитывая свое состояние, принимать решение, заранее предполагая, что оно ошибочное.
На сегодня наше занятие подошло к концу. У кого-нибудь остались вопросы?
Как и в начале нашей встречи, обратимся к «Кругу эмоций»
Упражнение «Круг эмоций»
У нас есть «круг эмоций». Он разделен на секторы, и каждый сектор соответствует определенной эмоции. Каждая эмоция может проявляться в разной степени, на нашем круге - от «0» до «5». Мы предлагаем вам по очереди выбрать те эмоции, которые вы сейчас чувствуете. Вы можете выбрать одну эмоцию, или несколько, в зависимости от того, что вы сейчас чувствуете.
Обратная связь. В заключении я хотел(а) бы вас спросить, что было интересно в нашем занятии, что полезно? Что понравилось?
(Участники высказываются по кругу)
Всем спасибо за работу! До следующей встречи.
© 2021, Ляшенко Татьяна Евгеньевна 128