СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Функциональная грамотность на уроках математики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Удк 37.016:51

ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ КАК РЕАЛИЗАЦИЯ ТРЕБОВАНИЙ К КАЧЕСТВУ ЛИЧНОСТИ ВЫПУСКНИКА СРЕДНЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

2022 О.Н.Петрова

МБОУ СОШ № 10 г.Лиски

Одним из основных отличительных особенностей реализации федерального государственного образовательного стандарта является практическая направленность знаний, накопление и использование жизненного опыта ученика, что формирует функциональную грамотность учеников. Процесс формирования включает в себя поэтапное овладение обучающимися системой ключевых компетенций, что является требованием к качеству личности выпускника основной и средней школы.

Ключевые слова: функциональная грамотность, ключевые компетенции, математическая функциональная грамотность.

Приоритетной целью ФГОС(федерального государственного образовательного стандарта) становится формирование функциональной грамотности в системе общего образования.Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA- тест, оценивающий функциональную грамотность школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике проходит раз в три года. В тесте участвуют подростки в возрасте 15 лет. Был разработан в 1997 году, впервые прошёл в 2000 году. Тест организует Организация экономического сотрудничества и развития в консорциуме с ведущими международными научными организациями, при участии национальных центров. Руководит работой консорциума Австралийский совет педагогических исследований (ACER) при активном содействии Нидерландского национального института педагогических измерений (CITO), Службы педагогического тестирования США (ETS), Национального института исследований в области образования (NIER) в Японии, Вестат США (WESTAT) и других авторитетных в мире образования организаций.

В исследовании принимают участие страны-участницы Организации экономического сотрудничества и развития, а также те страны, которые взаимодействуют с ОЭСР. Количество таких стран каждый раз существенно увеличивается.

Исследование PISA является мониторинговым, оно позволяет выявить и сравнить изменения, происходящие в системах образования в разных странах, и оценить эффективность стратегических решений в области образования. Мониторинг качества образования в школе PISA проводится по четырём основным направлениям: грамотность чтения, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность и компьютерная грамотность. Согласно итогам исследования PISA 2000—2015, лучшее среднее образование в странах Восточной Азии: Китае, Корее, Сингапуре, Японии, в Европе в десятке лидеров Финляндия, Эстония, Швейцария, Польша и Нидерланды.

По результатам исследования можно сделать вывод, что школа обеспечивает учащихся необходимыми знаниями, но не всегда формирует умения выходить за пределы учебных ситуаций. Учителя школы дают все необходимые предметные знания, но не учат применять их на практике, в жизненных ситуациях. В настоящее время период удвоения знаний составляет 11 лет, а период их «полураспада» не превышает 3-5 лет. Та как наука и техника стремительно развивается, а учебная литература быстро морально устаревает.

В системе образования хранение и передача знаний, навыков, норм и идеалов, образцов деятельности и поведения, социальных ценностей и ориентаций осуществляется через учителя, поэтому к уровню образованности учителя предъявляются высокие требования, одним из которых является функциональная грамотность.

В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования (10–11‑е классы) (утвержденном приказом Минобрнауки России от 17 апреля 2012 г. № 413) указывается, что в рамках обучения математике (базовый уровень) необходимо добиться у учащихся сформированности представлений о роли и месте математики в современной научной картине мира; понимания математической сущности; понимания роли математики в формировании кругозора и функциональной грамотности для решения практических задач.

Достижения российских школьников в обследовании PISA по математике, оценивающем способность применять полученные знания на практике, остаются скромными – 23 место из 70 стран.

Одним из основных отличительных особенностей реализации стандарта является практическая направленность знаний, накопление и использование жизненного опыта ученика, т.е. не «знания для знаний», а «знания для жизни». Требования стандарта таковы, что наряду с традиционным понятием «грамотность», появилось понятие «функциональная грамотность».

Функциональная грамотность – способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний.

Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.

Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.

Функциональная грамотность отражает общеучебную компетенцию, что на современном этапе обеспечивается за счет внедрения ФГОС на всех уровнях образования. Кроме того, функциональная грамотность упоминается в Концепции развития поликультурного образования в Российской Федерации. В нем подчеркивается, что только функциональная грамотность (владение современной техникой, языками и т.п.) позволяет современному человеку осваивать социальную и природную среду, активно работать в условиях интенсивной экономики и постиндустриальной цивилизации, стать гражданином мира в широком смысле.

Овладение ключевыми компетенциями - это требование государства к качеству личности выпускника основной и средней школы в виде результатов образования, заявленные в федеральном государственном стандарте и учебных программах.

Основные базовые компетенции успешной профессиональной деятельности:

-Креативность;

-Коммуникации;

-Критическое мышление;

-Командная работа.

Жизнь меняется быстро и ни учитель, ни родитель, ни сам ученик не в состоянии предугадать какие знания и умения ему понадобятся в будущем. Отсюда возникает необходимость в умении обучаться и развиваться в течение всей жизни.

На рынке труда по отношению к работнику складываются определенные требования. Многие идеи компетентностного подхода появились в результате изучения этих требований. Поэтому школа должна готовить своих учеников к переменам, развивая у них такие качества, как «мобильность, динамизм, конструктивность, инициативность, умение самостоятельно принимать решения»

«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше, без помощи учителя».

Элберт Хаббарт

Результатом развития функциональной грамотности является овладение обучающимися системой ключевых компетенций, позволяющих молодым людям эффективно применять усвоенные знания в практической ситуации и успешно использовать в процессе социальной адаптации. Одним из видов функциональной грамотности является математическая функциональная грамотность.

Математическая функциональная грамотность – это уметь использовать приобретенные математические знания для решения практических задач в различных сферах.

На уроках математики дети учатся:

-выполнять математические расчеты для решения повседневных задач; -рассуждать, делать выводы на основе информации, представленной в различных формах (в таблицах, диаграммах, на графиках), широко используемых в средствах массовой информации.

Образование является особой формой мышления, которая, подчиняясь диалектическим законам, поэтапно проводит обучающегося от незнания – к знанию, от владения знаниями – к их применению, а затем – к созданию новых знаний.

Именно поэтому, задания, призванные исследовать состояние математической грамотности учеников, имеют четко выраженную прикладную направленность, и их решение предусматривает владение учащимися приемами деятельности прикладного характера. Состояние математической грамотности учеников оценивается развитием “математической компетентности”.

Pisa выделяет 6 уровней математической функциональной грамотности:

Уровень 6 (нижняя граница в баллах – 669,30) -осмыслить, обобщить и использовать информацию, полученную на основе исследования и моделирования сложных проблемных ситуаций в нетипичных контекстах. Учащиеся могут гибко связывать различные источники информации и представления.

Уровень 5 (границы в баллах: 606,99 – 669,30) создавать и работать с моделями сложных проблемных ситуаций, выбирать, сравнивать и оценивать соответствующие стратегии решения комплексных проблем, умение размышлять и рассуждать, связывать между собой формы представления информации

Уровень 2 (границы в баллах: 420,07 – 482,38) - интерпретировать и распознавать в контекстах ситуации, где требуется применять стандартные алгоритмы, формулы, процедуры, соглашения или правила для решения проблем, способны грамотно интерпретировать полученные результаты. Уровень 2 – пороговый, при достижении которого учащиеся начинают демонстрировать применение знаний и умений в простейших неучебных ситуациях.

Примерно 20% выпускников основной школы не достигают порогового уровня функциональной грамотности по трем областям: читательской, математической, естественнонаучной. Примерно 33% - по одной из областей.

Уровень 1 (границы в баллах: 357,77 – 420,07) – Учащиеся способны распознать нужную информацию и выполнить стандартные процедуры в соответствии с прямыми указаниями в четко определенных ситуациях. Они могут выполнить действия, которые почти всегда очевидны и явно следуют из описания предложенной ситуации.

Уровень ниже 1 (верхняя граница в баллах 357,77) - Учащиеся способны выполнить очень прямые и простые математические задания, например, найти единственное значение на четко оформленной диаграмме или в таблице, где надписи на диаграммах или столбцах и строках таблицы полностью соответствуют словам, приведенным в описании ситуации и в вопросах к ней. Таким образом, критерии выбора должны быть ясны учащимся, а зависимость между диаграммой или таблицей и аспектами контекста очевидна, а для выполнения арифметических вычислений с натуральными числами даны четкие указания.

Поэтапное развитие различных умений, составляющих основу математической грамотности, распределенное по годам обучения:

Метапредметные результаты

Математическая грамотность

5 класс Уровень узнавания и понимания

находит и извлекает математическую информацию в различном контексте

6 класс Уровень понимания и применения

применяет математические знания для решения разного рода проблем

7 класс Уровень анализа и синтеза

формулирует математическую проблему на основе анализа ситуации

8 класс Уровень оценки (рефлексии) в рамках предметного содержания

интерпретирует и оценивает математические данные в контексте лично значимой ситуации

9 класс Уровень оценки (рефлексии) в рамках метапредметного содержания

интерпретирует и оценивает математические результаты в контексте национальной или глобальной ситуации

Формирование определенной системы математических знаний всегда было в центре внимания в математическом образовании. Объем этой системы является слишком большим с общеобразовательных позиций, а качество владения ими – недостаточно высоким. А главное, формирование этой системы знаний и умений не связана органически с формированием умений применять математику и стратегией решения задач.

Успешное выполнение контекстных заданий может быть обеспечено только при ориентации учебного процесса на решение подобных задач.

Примеры математических заданий для формирования математической функциональной грамотности:

для учеников 5-го класса - Маша купила две булочки, полтора килограмма яблок и 1 килограмм слив. Одна булочка стоит 65 рублей, килограмм яблок 320 рублей, а килограмм слив 510 рублей. Сколько рублей Маша заплатила за покупку?

для учеников 6-го класса - Рыбак поймал 45 рыб. Известно, что 60 % из них – карась. Сколько карасей поймал рыбак?

для учеников 8-го класса - Ярослав Александрович решил построить на дачном участке теплицу длиной 5 м. Для этого он сделал прямоугольный фундамент. Для каркаса теплицы Ярослав Александрович заказал металлические дуги в форме полуокружностей длиной 5,1 м каждая и покрытие для обтяжки. Какое наименьшее количество дуг нужно заказать, чтобы расстояние между соседними дугами было не более 70 см?

Чтобы повысить математическую грамотность учащихся, можно предложить учащимся самим составить задачи и уравнения, ребусы, кроссворды, разноуровневые задания.

Таким образом можно вывести формулу цели образования:

Овладение функциональной грамотностью = Усвоение предметных знаний + Применение знаний на практике.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Акушева, Н. Г. Развитие функциональной грамотности чтения / Н. Г.Акушева, М. Б. Лойк, Л. А. Скороделова // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития : сборник материалов XVII Международной научно-практической конференции. - 2020. - с. 49-51.
  2. Абдулаева О. А. Педагогический потенциал учебно-познавательны задач: учебно-методическое пособие. СПб.: СПб АППО, 2020.

THE FORMATION OF MATHEMATICAL FUNCTIONAL LITERACY AS THE IMPLEMENTATION OF THE REQUIREMENTS FOR THE QUALITY OF PERSONALITY OF A GRADUATE OF SECONDARY SCHOOL

2022 O.N.Petrova

Secondary School No. 10 of Liski

One of the main distinctive features of the implementation of the federal state educational standard is the practical orientation of knowledge, accumulation and use of the student's life experience, which forms the functional literacy of students. The process of formation includes the gradual mastering by students of the system of key competencies, which is a requirement for the quality of personality of a graduate of primary and secondary schools.

Keywords: functional literacy, key competencies, mathematical functional literacy.

Категория: Математика
03.02.2023 09:18


© 2023 325

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!