СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Гений Пушкина в "Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пушкин написал её в 1833 году и, скорее всего, на её написание повлияла Сказка Жуковского "О спящей царевне", написанная на 2 года ранее. Возможно, сказка "О Белоснежке и 7 гномах" Братьев Гримм, изданная в 1812 г. или сказка "Спящая красавица" Шарля Перро (1697 г.). А может быть это была настоящая древняя русская народная Сказка, рассказанная ему няней в детстве! Но это и не важно, главное, что Пушкин "облагородил" эту Сказку своим слогом и придал ей истинный славяно-языческий смысл.

Если вы читали предыдущие разборы произведений Пушкина - "О попе и о работнике его Балде", "О царе Салтане", то вы заметили, что там действуют одни законы, одни принципы и сказочные символы наделены одними и теми же смыслами. "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях" ни в чём им не уступает.

Давайте ознакомимся с этой Сказкой и рассмотрим некоторые её моменты более внимательно.

Но прежде я расскажу о символах, которые используются в русских Сказках для обозначения определённых духовных понятий так как Сказки - это притчи, рассказывающие о том, как человеку достичь божественного состояния (для тех, кто имеет другое мнение, дальнейшее чтение моих статей бессмысленно).

Во всех русских народных Сказках сюжет развивается определённым образом.

Есть Царь, у которого есть Дочь, на которой, в конце концов, Кто-то должен жениться. Также есть Другой царь, король или какая-нибудь Старушка, у которой есть Сын (или три, или даже семь) и именно он является женихом Дочери. В начале каждой Сказки всё идёт очень даже хорошо, но вскоре появляется Злодей. Этот Злодей тайно крадёт и прячет куда-то Дочь. На поиски Дочери отправляется Сын. Для того, чтобы найти её, он должен преодолеть различные трудности, пройти испытания и, в конце концов, победить Злодея. После освобождения Дочери, Сын женится на ней и Сказка на этом заканчивается.

Практически все Сказки имеют такой сюжет, но. только в русских Сказках этот сюжет наполнен определёнными символами, говорящими о том, что эта Сказка не история про каких-то людей и их взаимоотношения, не какая-то бессмысленная выдумка для детского развлечения, а это описание Человека и Пути его развития. Именно этим все русские народные Сказки отличаются от иностранных, современных, авторских и прочих. И это качество позволяет обоснованно считать русские Сказки изначальными, а все остальные, лишь их подобием и слабой копией, без понимания глубинного смысла. Во всех этих сказках, не являющихся русскими народными, нет стройной системы и той морали, которую должны нести Сказки, как духовные притчи. А вот в Сказках Пушкина они есть и мы о них поговорим.

Давайте рассмотрим символы этой Сказки.

Символ - Семь богатырей.

Этот символ вынесен в название Сказки и он имеет очень важное значение. Богатырь (в отличие от гномов из сказки про Белоснежку) - это большой, сильный, развитый человек, а цифра семь указывает на энергетическую (тонкую или духовную) структуру человека. Совместив это, получаем, что Семь богатырей - это совершенный Человек, Просветлённый или некая матрица, цель и эталон для подражания, Цифра 7 находится чуть-ли не в каждой русской пословице и поговорке. Это число заложено в каждом объекте старинной архитектуры и народного творчества. Это число является основным, практически, во всех религиях и Учениях. Например, индуизм построен на Учении о 7 чакрах. В христианстве Учение строится вокруг 7 добродетелей и выражается в Семисвечнике, место которого на престоле церковного алтаря. В иудаизме, Менора (светильник из 7 свечей) является одним из древнейших символов самой религии и т.д.

Символ - Царь с Царицею.

Царь с царицею простился, В путь-дорогу снарядился, И царица у окна Села ждать его одна. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Девять месяцев проходит, С поля глаз она не сводит. Вот в сочельник в самый, в ночь Бог дает царице дочь. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Издалеча наконец Воротился царь-отец. На него она взглянула, Тяжелешенько вздохнула, Восхищенья не снесла И к обедне умерла. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Долго царь был неутешен, Но как быть? и он был грешен; Год прошел, как сон пустой, Царь женился на другой.

Во всех Сказках Царь (Отец Царевны) олицетворяет Бога. Царица - Божественная Любовь, которая даётся каждому человеку при его рождении и покидает его, когда начинает формироваться Эго. Эго олицетворяет новая жена Царя.

Символ - Новая царица.

Правду молвить, молодица Уж и впрямь была царица: Высока, стройна, бела, И умом и всем взяла; Но зато горда, ломлива, Своенравна и ревнива.

Эго (по-латински - я) - сформированное в процессе воспитания ложное восприятие своей Сущности.

Символ - Зеркальце.

Ей в приданое дано Было зеркальце одно; Свойство зеркальце имело: Говорить оно умело.

Зеркало, всегда говорящее правду и отвечающее на вопрос:

"Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее?»

Заметьте, этот вопрос может задать как женщина, так и мужчина, глядя на себя в зеркало. Зеркало всегда отражает действительность. Зеркало не врёт никогда и это главное его качество было заложено в этом символе.

Что человеку всегда важно знать? Насколько он хорош. Любят ли его окружающие люди. Насколько он красив, добр и успешен в жизни. Это желания нашего Эго. Только оно сравнивает себя с окружающими людьми и всегда хочет быть лучше других.

По каким критериям мы сравниваем себя? Это три уровня - физический, душевный и умственный. И Пушкин ярко показывает это в вопросе:

"Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?»

"Белее" - под этим подразумевается белый цвет кожи. То есть, это качество тела, физического уровня.

"Румяней" - румянец на щеках появляется от смущения и вообще от сильных эмоций. Это душевные проявления.

"Милее" - быть милым, добрым, понимающим,. -зависит от отношения к миру и мировоззрения человека. Это его умственные качества.

"Зеркало" - символ четвёртого уровня и проявляется в Любви к себе. Если человек по настоящему любит себя, а не в сравнении с кем-то, то три нижних уровня, отражаясь в "Зеркале" Любви, превращаются в три Высших, где заключительным или седьмым уровнем является.

Символ - Царевна.

Царевна - это Частица Бога, божественное состояние и конечная цель человека. Она есть всегда и уже принадлежит человеку (она его Невеста), но он должен найти её в себе, освободить её от порабощения своим собственным Эго, обрести её.

"Белолица, черноброва, Нраву кроткого такого. И жених сыскался ей, Королевич Елисей. Сват приехал, царь дал слово, А приданое готово: Семь торговых городов Да сто сорок теремов."

В каждой цифре царёва приданого сакральные семёрки!

Символ - Королевич Елисей.

Во всех Сказках очень мало персонажей с личными именами. Имена есть лишь у некоторых главных героев. В этой Сказке, Пушкин дал имя только одному герою. Тому, кто является женихом Царевны, а женившись на ней, он становится зятем Царя или Сыном Божиим.

Если имя Елисей написать наоборот, получится Йе Силе. Довольно похоже на фразу «Всей силой», которая встречается в тексте Сказки.

«И о гроб невесты милой Он ударился всей силой. Гроб разбился. Дева вдруг Ожила. …»

Сравните с именами других персонажей пушкинских Сказок:

Князь Гвидон (Подвиг), но надо Н заменить на П и поменять местами В и И

Царь Салтан (Н Атлас)

Царь Дадон (Нода Д – Надо | До дна)

Символ - Чернавка (служанка, выполняющая грязную работу)

Когда царица в очередной раз задала Зеркалу свой вопрос, то услышала совсем другой ответ:

"… Зеркальце в ответ: «А царевна всё ж милее, Всё ж румяней и белее». Делать нечего. Она, "Черной зависти полна, Бросив зеркальце под лавку, Позвала к себе Чернавку И наказывает ей, Сенной девушке своей, Весть царевну в глушь лесную И, связав ее, живую Под сосной оставить там На съедение волкам."

Кто такая Чернавка? Пушкин прямо говорит об этом:

"Вот Чернавка в лес пошла И в такую даль свела, Что царевна догадалась, И до смерти испугалась, И взмолилась: «Жизнь моя! В чем, скажи, виновна я?"

Это Жизнь! Когда человек живёт под руководством своих эгоистических желаний, жизненные ситуации могут сложиться таким образом, что его Цель теряется, исчезает в чаще событий и может даже погибнуть, если человек не будет помнить о ней.

Но Чернавка отпускает Царевну.

"Та, в душе ее любя, Не убила, не связала, Отпустила и сказала: «Не кручинься, бог с тобой». А сама пришла домой."

Весть о пропаже Царевны доходит до Королевича Елисея и он отправляется на поиски своей невесты.

Символ - Терем в лесу, в котором живут 7 богатырей.

Но невеста молодая, До зари в лесу блуждая, Между тем всё шла да шла И на терем набрела.

Древние архитектурные строения на Руси - храмы, избы и терема, строились по определённым законам и олицетворяли тело человека. Они делились на три части и содержали в своих конструкциях семиступенчатый принцип. А древние русские слова часто имели тайный смысл и являлись словами-перевёртышами. Жить - в ТЕРЕМУ. Выйти из него - УМЕРЕТ(ь)

Семь богатырей в тереме, а терем в лесу, возможно олицетворяет Совершенного Человека, отшельника, просветлённого, который уже достиг того, к чему стремился и в общем-то, не нуждается в дополнительной Любви. Царевна становится сестрицей братьям и как Частица Бога просто пребывает в Совершенном Человеке.

Символ - Пёс.

Некая "нищая черница" подошла к терему и попыталась проникнуть к Царевне.

"Пес залаял, и девица Видит: нищая черница Ходит по двору, клюкой Отгоняя пса. …" _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

"Но с крылечка лишь сошла, Пес ей под ноги — и лает, И к старухе не пускает;"

Пёс пытался помешать этому и защитить Царевну, а чтобы показать Богатырям причину её "смерти" пошёл на самопожертвование и съел отравленное яблоко. Собака в русских Сказках - символ служения.

Символ - Яблоко.

Царевна откусила яблоко и упала бездыханной.

"В руки яблочко взяла, К алым губкам поднесла, Потихоньку прокусила И кусочек проглотила. Вдруг она, моя душа, Пошатнулась не дыша, Белы руки опустила, Плод румяный уронила, Закатилися глаза, И она под образа Головой на лавку пала И тиха, недвижна стала."

Латинско слово malum имеет несколько значений: Яблоко и Зло (беда, вред, преступление, недуг,.). Вывод: совершая злодеяния и потакая своим порокам, человек отдаляется от своей Цели и "убивает" Любовь.

Символ - Хрустальный гроб, висящий на чугунных цепях, привинчен к шести столбам в горной пещере и огорожен решёткой.

"Понесли в пустую гору, И в полуночную пору Гроб ее к шести столбам На цепях чугунных там Осторожно привинтили, И решеткой оградили;"

На первый взгляд, это художественное определение, эпитет указывающий на то, как далеко и надёжно бывает спрятана Любовь. В других Сказках, Любовь "улетает за тридевять земель в тридесятое царство Кощея и живёт там в белокаменных палатах." Но не только об этом говорится в этом сюжете. Этот образ является ещё и символом шестого уровня.

Пустая гора - Пирамида (гробница). Хрустальный гроб - "Третий глаз" (в глазу находится хрусталик). Шесть столбов - шестой уровень. Решётка - могильная оградка.

Всё говорит о том, что это четверостишье Пушкина пронизано символами загробного мира,

Символ - Поиск.

Всё это время, Королевич Елисей безуспешно искал свою Невесту. Люди не понимали его, смеялись над ним, отворачивались от него.

За невестою своей Королевич Елисей Между тем по свету скачет. Нет как нет! Он горько плачет, И кого ни спросит он, Всем вопрос его мудрен; Кто в глаза ему смеется, Кто скорее отвернется;

В этом сюжете описываются страдания героя на Пути к своей Цели. Он встречает людское непонимание, осмеивание и отвержение. Это обычно то, с чем сталкивается человек идущий по пути самосовершенствования.

Символ - Солнце, Месяц, Ветер.

. и тогда наш герой обратился за помощью к Солнцу, Месяцу и Ветру.

Солнце, Месяц и Ветер - это символы Стихий, управляющих миром или Высших сил. По аналогии с человеком, это его Высшие уровни. Обратившись к Солнцу и Месяцу, он не получил от них ответа, так как по Закону нельзя "перепрыгивать" через уровни (Сказка "Теремок"). И лишь Ветер, олицетворяющий пятый уровень (Служение) подсказал герою его дальнейшие действия.

Символ - разбивание хрустального гроба.

«И о гроб невесты милой Он ударился всей силой. Гроб разбился. Дева вдруг Ожила. …»

Елисей всей силой (Йе Силе) ударился об хрустальный гроб,и разбил его. Пройти через этот уровень возможно лишь приложив все свои силы. Именно это и обозначил Пушкин, дав имя своему герою. И Царевна ожила!

Символ - смерть Царицы.

Королевич Елисей и Царевна возвращаются домой.

«Злая мачеха, вскочив, Об пол зеркальце разбив, В двери прямо побежала И царевну повстречала. Тут ее тоска взяла, И царица умерла.»

Когда человек достигает седьмого уровня, его Эго исчезает само по себе.

Символ - Свадьба.

«Лишь ее похоронили, Свадьбу тотчас учинили, И с невестою своей Обвенчался Елисей;»

Человек обрёл Просветление.

«И никто с начала мира Не видал такого пира; Я там был, мед, пиво пил, Да усы лишь обмочил.»

Как видно из этого четверостишья, эта Свадьба не настоящий пир с пивом и мёдом. Никто такого "пира" никогда не видел. На нём невозможно что-то выпить. Этот "пир" олицетворяет внутреннее состояние человека. Это символ праздника Тела, Души и Духа!

21.02.2022 21:06


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!