СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Конспект урока
Составила - учитель биологии МБОУ СОШ №31 Акульшина Е.А.
Название УМК: Программа основного общего образования по биологии 6-9 класс В.В.Пасечника, В.В.Латюшина, В.М.Пакуловой
Предмет: Биология. Класс: 7
Тема урока: Герои басен – реальные животные?!.
Имя урока: Прыгающие стрекозы дедушки Крылова
Место и роль урока в изучаемой теме: Данный урок может быть последним в теме «Многообразие животных», последним в четверти или в конце учебного года (из резервного времени). Представляется возможным и начало учебного года с этого урока, чтобы была мотивация учащихся на изучение поведения и биологических особенностей животных.
Тип урока: Урок изучения нового материала
Цели урока: 1.Способствовать формированию единой многообразной картины мира. 2. Способствовать формированию личностных (умений выделять нравственную ценность морали басен) и познавательных универсальных учебных действий (умений выделять в литературном тексте информацию, противоречащую имеющимся знаниям по биологии, умений устанавливать причинно-следственные связи, анализировать информацию, делать выводы).
Задачи урока:
Образовательные: 1.Прочитать текст басни, проанализировать её.
2.Определить биологические особенности организмов – героев басни.
3.Найти соответствие или несоответствие художественных черт героев или морали басни биологическим особенностям животных.
Воспитательные:
1.Выделить мораль басни.
2. Найти связь морали басни с биологическими особенностями животных.
3.Определить личностную значимость морали басни.
Развивающие:
1.Установить причины (биологические особенности питания, поведения животных) и их следствия (особенности художественного образа героев, смысла басни).
2. Выделять противоречивую информацию в тексте басни.
3.Найти информацию о том, почему в басне появляется несоответствие между героем и его прототипом – реальным животным.
4.Уметь анализировать информацию, делать обобщения и выводы.
Этап урока |
Содержа ние учебного материала |
Методы, приёмы работы |
Формы организации учебной деятельности |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Моти вация Слайд 1, 2. |
Вопросы для рефлексии |
Формулировка учителем |
Фронтальная |
В названии урока стоит три знака препинания: вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие. Какой знак препинания поставили бы Вы? |
Осмысление вопросов в течение урока |
Актуализация знаний Слайд 3, 4. Слайд 5, 6. |
Понятия «басня» |
Беседа |
Фронтальная |
Что такое басня? Каких баснописцев Вы можете назвать? Какие басни Вам известны? Кто является героем басни? Басня – краткий, чаще всего стихотворный, нравоучительный рассказ. Героями басен могут быть люди и животные, растения, предметы, наделяемые человеческими качествами. Басенное повествование иносказательно. В начале или в конце басни формулируется мораль – поучение, ради которого басня и писалась. Сегодня мы знакомимся с баснями, героями которых являются животные. Представьте себя в роли баснописца, которому поручено написать несколько нравоучительных рассказов, героями которых должны быть животные. Что Вам необходимо знать о животных? Осень. Почему ласточки, стрижи, трясогузки, дрозды, соловьи улетают на юг? Почему осенью редко увидишь насекомых? Если поздней осенью произошла бы «встреча» двух насекомых, о чем они могли бы говорить? Почему одни насекомые делают запасы корма на зиму, а другие нет? |
Озвучивание ответов учащихся: - Басня – краткое художественное произведение; - Баснописец Крылов; - Басни: «Лиса и виноград», - Герои басни - животные, растения; - В басне есть поучение. Озвучивание ответов учащихся: - Повадки животных; - Поведение животных в разных ситуациях; - «Друзей и врагов» данного животного; - Особенности питания, ловли добычи. - Мало насекомых. -Температура тела зависит от температуры среды, обмен веществ снижается, членистоногие готовятся к анабиозу. - Подготовка к зиме; запасы продовольствия; на какой стадии развития легче переносить зиму… - Пчелы запасают мед, муравьи берут с собой в муравейник тлей, делают запасы семян – это общественные насекомые. Одиночные насекомые впадают в анабиоз (крапивница) или погибают, запасов не делают. |
Изучение нового материала |
Литературно-биологический (сопоставительный) анализ басен Леонардо да Винчи, Эзопа и др. |
Работа с текстами. «Заметки на полях» (анализ информации, обобщение) |
Индивидуальная |
Прочитайте предложенные Вам басни, сделайте в текстах карандашом пометки для себя, выделяя мораль, и биологические особенности животных. Найдите соответствие (несоответствие) биологических особенностей характеристике героя или морали басни. (В тексте подчеркните мораль басни) Заполните шаблон таблицы (Таблица в заполненном виде представлена в Приложении для учащихся № 2) |
Учащиеся знакомятся с баснями и притчами (Приложение для учащихся № 1. Басни.) Учащиеся заполняют таблицу (Приложение для учащихся № 2. Животные – герои басен). Озвучивание ответов учащихся: - Мораль басни Эзопа «Лягушки» не соответствует их биологическим особенностям. - В этих басня в основном характеристика «героя» совпадает с реальным поведением, привычками животного. |
Басни, героями которых являются Муравей и Стрекоза (Цикада) |
Текст- раскраска: выделение признаков сходства одним цветом и различия – другими цветами. |
Индивидуальная |
Прочтите внимательно текст басни «Стрекоза». Знакома ли она Вам? Это басня русского поэта XVIII века И.И.Хемницера «Стрекоза». Ребята! Прочтите басни Эзопа «Муравей и жук», «Муравей и кузнечик (цикада)». Чем похожи Муравьи из этих басен? Чем похожи Кузнечик и Жук? |
Работа с Приложением для учащихся № 3. Басни о стрекозах, муравьях, цикадах, кузнечиках, кобылках… Озвучивание ответов учащихся: - Басня напоминает басню И.Крылова «Стрекоза и муравей»; - Может быть, это первый вариант басни И.Крылова «Стрекоза и муравей»; - У этой басни другой автор, т.к. конец басни – другой: «А сам на прокормленье Из жалости ей хлеба дал». - Муравьи – «трудяги», а Кузнечик и Жук – «бездельники». |
|
Поиск противоречивой информации –«Прыгающие стрекозы дедушки Крылова» Слайд 7- 23. Слайд 24 -30. |
Просмотр слайдов презентации. Работа с текстами: подчеркивание слов – несоответствий Рассказ учителя |
Индивидуальная Фронтальная |
Найдите биологические неточности басни И.А. Крылова «Стрекоза и муравей», подчеркните их в тексте, раскройте подробно эти несоответствия, используя имеющиеся знания по биологии. Вспомнить некоторые биологические особенности героев Вам помогут слайды презентации. Учитель может помочь некоторым учащимся в поиске: - Попрыгунья Стрекоза; - Голову вскружило; -Лето красное пропела; Песни, резвость всякий час; - Оглянуться не успела, как зима катит в глаза (т.е. прожила целое лето); С зимой холодной нужда, голод настаёт; И до вешних только дней прокорми и обогрей; - Как под каждым ей листком был готов и стол, и дом; - К муравью ползет она; - Да работала ль ты в лето? Попытаемся выяснить, почему баснописец описал стрекозу совершенно неправильно. Почему И.А.Крылов выбрал именно это насекомое, а не какое-то другое? - Трансформация при переводе: жук (кузнечик) у Эзопа → цикада у Лафонтена → стрекоза у Крылова. - «Игра» слов: в русском языке нет слова «муравьиха» (обратите внимание на перевод басни Лафонтена А. Марчук: мамаша Муравей, в переводе Н. Табатчиковой – муравьиха). - В разговорном языке XVIII - начала XIX века слово "стрекоза" служило обобщенным названием для разных насекомых: так звали и кузнечика, и стрекозу. (Приложение для учителя № 1. Почему И.А.Крылов выбрал стрекозу?) Какое же насекомое на самом деле больше всего подходит под тот образ, который был описан Крыловым? Стрекоза и муравей – животные разных отрядов. Основные признаки различия связаны с крыльями, конечностями, ротовыми аппаратами, типом развития и пр. Вспомните признаки отрядов Стрекозы и Перепончатокрылые (муравей), заполните таблицу. |
Озвучивание ответов учащихся: - Стрекоза не прыгает, может только летать или сидеть на чем-либо. - Головокружение, потеря равновесия, ориентации не присущи летающим животным. Стрекоза – замечательный «летчик», использует 9 типов полетов. - Стрекозы не издают звуков, они могут только шуршать крыльями во время полета (совершают 100-150 взмахов в секунду при скорости до 90 км/ч). - Взрослые особи (стрекозы) живут всего несколько недель, пока их не съедят хищники; В.О. не зимуют (2-3 года личинки живут в воде). - Членистоногие зимой не питаются, ещё в теплое время впадают в анабиоз на различных стадиях развития, поэтому осенью и не передвигаются. - Стрекозы не живут под листьями, ночуют, уцепившись за травинки. Кормятся на лету, ловят свою добычу в воздухе с помощью 3 пар крепких ног с очень острыми и цепкими коготками. - Муравьи ведут общественный образ жизни. - Понятия «работа», «отдых» - человеческие понятия. Любое животное, чтобы прокормиться, затрачивает энергию на поиск, добычу пищи. Вывод: Литературное описание стрекозы не соответствует её биологическим особенностям. - Таких видов нет, ведь любое насекомое в природе имеет определенное значение, в отличие от мира людей в природе нет бесполезных, ненужных видов организмов. Заполнение таблицы «Сравнительная экологическая характеристика стрекозы и муравья» (в заполненном виде таблица представлена в Приложении для учащихся № 5.) |
|
Рефлексия Слайд 31. |
Достижение цели урока (результат) |
Беседа |
Фронтальная |
Как басня И.Крылова «Стрекоза и муравей» способствовала созданию образа легкомысленного человека и человека – труженика? Вернёмся к вопросам, которые были обозначены в начале урока: Какой знак препинания в названии урока «Герои басен – реальные животные?!.» поставили бы Вы? Мир басни и мир природы - различны. Художественный мир - мир искусства, созданный фантазией автора. И Крылову совсем не обязательно было быть биологом, чтобы его произведение осталось в веках, рассказывая о нравственных ценностях. Мы любим его басни, и их нравоучительный смысл понятен каждому. Стрекозы в басне И.А.Крылова и в мире живой природы – совсем разные. При различных подходах литературы и биологии к познанию действительности они способствуют формированию единой многообразной картины мира. Захотелось ли Вам читать басни «под новым углом зрения»? Желаю вам дальнейших открытий в удивительном Мире Басен и Притч! |
Озвучивание ответов учащихся: |
Домашнее задание Слайд 32. |
Предло жения учителя, выбор учащихся |
Фронтальная |
Выбери домашнее задание для себя: 1. Веер эпитетов «Человек – животное». Сравнение человека с другими животными, например, «храбрый как лев», трусливый как заяц» и пр., обоснование этого сравнения. 2. Животные в баснях и притчах. Продолжить материал урока. |
Учащиеся записывают домашнее задание по своему выбору. |
Источники информации:
12.
© 2015, Акульшина Евгения Анатольевна 841