СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Гобой – удивительный музыкальный инструмент, выделяющийся среди других деревянных духовых выразительностью и проникновенностью звука. Именно поэтому его считают скорее «поющим», нежели виртуозным инструментом. По техническим возможностям он во многом уступает флейте, однако по красоте и глубине звучания ему нет равных.
Тембр гобоя обладает особой и легко узнаваемой индивидуальностью за счет теплого и насыщенного звучания и необычного «гнусавого» оттенка, напоминающего звук пастушьей дудочки. Именно за эти тембровые особенности композиторы в своих партитурах доверяют ему озвучивание идиллических, пасторальных сцен или картин природы. Диапазон инструмента от си бемоль малой октавы, до ля 3-й октавы.
Интересные факты:
Гобой считается одним из самых сложных духовых инструментов, поскольку игра на нем требует особого мастерства. А все дело в наличии маленькой двухлепестковой трости (двойного язычка), благодаря которой на инструменте и извлекается звук. От качества трости очень сильно зависит звук и удобство игры на инструменте. Большинство профессиональных гобоистов изготавливают трости себе сами, и подчас это занимает больше времени, чем музицирование. Трость для гобоя изготавливается из тростника, и этот процесс имеет множество тонкостей и хитростей.
От качества трости очень сильно зависит звук и удобство игры на инструменте. В 1989 году гобой попал в книгу рекордов Гиннеса, как самый сложный инструмент.
Джек Козен Хэрель играл "Полет шмеля" из оперы "Сказка о царе Салтане" за 26.1 секунду, и попал в книгу рекордов Гиннеса как самый быстрый гобоист.
Применение и репертуар:
С эпохи барокко гобой стал довольно популярным сольным инструментом у композиторов, которые ценили его за выразительный звук, достаточно сильно похожий на человеческий голос. А. Вивальди, А.Марчелло, Г. Гендель, И.С.Бах посвятили множество произведений инструменту. Но особый вклад в репертуар внес Г.Ф. Телеман в 18-м веке, сочинив 9 концертов для гобоя с оркестром и 4 для гобоя д'амур. Сольные произведения для гобоя писали и композиторы более поздних эпох. Только от Моцарта инструмент получил великолепный концерт и квартет для гобоя со струнным трио. Также известны произведения Гайдна, Штрауса, Бетховена, Беллини, Сен-Санса, Пуленка и других композиторов.
Лишь в период романтизма композиторы уделяли мало внимания сольному гобою, из-за популярности виртуозных возможностей скрипки и фортепиано. Тем не менее, в оркестровых партитурах гобой во все времена занимал одно из центральных мест.
Гобой часто используют и в современной музыке. Французский гобоист Жан-Люк Фийон является известным исполнителем импровизаций в джазе и открывает новые горизонты звука инструмента. Юсеф Латиф и Пол Маккандлесс также представляют гобой в джазе.
В рок - музыке, поп и металле гобой встречается у Питера Гэбриелла и др. В кинофильмах наиболее известная музыка в лентах «Миссия» и «Звёздные войны. Эпизод II: Атака клонов»
Авторы этих концертов может не так известны, как например, Бах, Бетховен, но музыка прекрасная.
Ernst Eichner - Oboe Concerto No.3 in C-major
Bernhard Molique - Oboe Concertino in G-minor
Julius Rietz - Konzertstück in F-minor for oboe, Op.33
Гобоист Алексей Уткин: о себе, о гобое, о музыке, о своем оркестре "Эрмитаж"
© 2017, Анпилогова Наталия Васильевна 705