СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Голгофа «Леди Макбет». (О спектакле «Леди Макбет Мценского уезда»)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Несколько лет на сцене орловского театра «Свободное пространство» идёт трагическая хроника «Леди Макбет Мценского уезда» по повести Н. С. Лескова. Инсценировка Ярославы Пулинович. Режиссёр – Владимир Ветрогонов. Художник – Александр Храмцов.

Сцена из спектакля

Очерки русских характеров

В девятнадцатом веке наш великий земляк создал ряд литературных шедевров, названных им «очерками». На самом деле это настоящие повести, через которые автор донёс до читателей свои мысли и своё понимание истинно русского характера, со всеми его достоинствами и недостатками.

В этом ряду у Катерины Измайловой особое место. Она не может смириться с гнётом и тоской домостроя купеческой жизни и во имя огромной любви к ничтожному и подлому приказчику убивает свёкра, а затем (с участием своего возлюбленного) и малолетнего наследника измайловских капиталов. Любить и совершить во имя страсти преступление. Жить, не оглядываясь на последствия страшных поступков.

Слово драматурга

Автор инсценировки Ярослава Пулинович, по сути дела, написала свою собственную пьесу. В ней присутствуют персонажи, которых нет у Лескова. Это следователь Терентий Павлович (Сергей Пузырёв). Он после окончания суда пишет повесть об Измайловой и её роковой любви. Затем мы знакомимся с прокурором (Андрей Бухмиллер), который активно участвует в следствии и выступает в суде. Появилась и горничная Терентия Павловича Катя (Наталья Билык).

В первом акте, названном «По материалам следствия», на сцену поочерёдно выходит группа свидетелей из купеческих работников – с конкретными именами, фамилиями, характерами – и рассказывает следствию о трагических событиях в доме Измайловых. Во второй части пьесы – «Каторжный этап» – разворачивается история Катерины, увиденная глазами следователя и литератора (Лесков, кстати, некоторое время служил в судебной палате). Узнаётся почти брехтовский «метод отчуждения». На следствии свидетели, как бы «отстранившись» от главного сценического действия, не отыгрывают сюжетные перипетии, а рассказывают о них. Этот приём, естественно, слегка тормозит действие, но у него свои функции – того «увеличительного стекла», через которое глубже постигается лесковский замысел.

Художник. Режиссёр. Актёры

На сцене – пять тяжёлых дверей «арестантской темницы». Большой круглый и канцелярский столы, покрытые зелёным сукном. Грубые казённые скамейки. Всё это сценографические знаки гнетущей атмосферы, в которой живёт и борется за свою любовь Катерина. Двери «превращаются» на наших глазах в «стены» купеческого дома: стоит набросить на них светлые занавесочки – и «метаморфоза» налицо. Условности? Да. Но сквозь них должны прорваться на сцену подлинные страсти героев трагедии. И эта задача успешно решена режиссёром.

В центре внимания – исполнители главных ролей – супруги Мария и Сергей Козловы (Катерина Измайлова и приказчик Сергей). Красивая, стройная брюнетка со страстным взглядом больших карих глаз, она выглядит человеком, способным сильно и беззаветно любить. Неторопливые движения. Глубокий голос. Сдержанные, эмоционально наполненные интонации. Она прекрасна и в праздничных сценах веселья в доме купца, и в моменты неистовой любви к Сергею, и в страданиях на каторге.

Её полноценным партнёром по сцене стал и Сергей Козлов (приказчик Серёжа Калинин). Все оттенки характера этого персонажа (любовное увлечение Катериной, зависть к её богатству и социальному положению, корысть и откровенная подлость души) отыграны артистом со свойственными ему глубиной, тонкостью и драматизмом. В этом спектакле Козловы вышли на сцену не просто партнёрами. Их взаимное чувство, возникшее в реальной жизни, перетекло в жизнь сценическую. В своем дуэте они искренне любят друг друга, существуют свободно, на лету подхватывая реплики. В режиссуре Владимира Ветрогонова – набор выразительных средств, который даёт возможность исполнителям создавать художественно полноценные образы. Например, весенний, праздничный танец, куда вовлекается расцветшая душою Катерина (первый акт), и бесшабашно отчаянный танец на каторжном этапе, где она, очертя голову, бросается в реку, увлекая за собой Сонетку (Елена Симонова). Или сцена домогательств Сергея к Сонетке на каторге: Серёжа обнимает новую зазнобу, а на другом конце площадки (в параллель) Катерина со счастливой улыбкой на лице обнимает… сама себя, думая о своём ненаглядном изменщике. Трагедия несчастной женщины ощутима.

Приёмы «танцевально-пластической стихии» помогают и Елене Симоновой. Сонетка у неё – симпатичная певунья и плясунья, может «завести» кого угодно, но она расчётлива и цинична. Непростая она у Е. Симоновой и потому интересная.

Тактично решены в спектакле сцены убийств. Без смакования кровавых подробностей. Сцена удушения маленького Лямина показана, например, как следственный эксперимент с куклой. Убийство Зиновия (Н. Рожков) через затемнение. В любовных эпизодах, не теряя эмоционального настроя, также соблюдена мера условности, исключающая пошлость.

Постановочная культура режиссёра помогает и персонажам второго плана проявиться полноценно – например, заслуженному артисту России Валерию Лагоше в образе папаши Измайлова и каторжанке Фионе (заслуженная артистка РФ Нонна Исаева). Её незаурядный актёрский талант сделал Фиону одним из самых запоминающихся действующих лиц.

Сюрпризом для зрителей стал неожиданный финал. После гибели Катерины и Сонетки – затемнение. На авансцене – Терентий Павлович (Сергей Пузырёв) и горничная Катя (Наталья Билык). Взволнованная девушка, покорённая литературным талантом своего господина и рассказанной им страшной историей, смотрит на начинающего литератора и со страстным криком «Я люблю вас!» бросается на шею следователю. Сила чувств и искренность их проявления захватывают и невольно заставляют думать: а вдруг на наших глазах зреет ещё одна будущая трагедия женской души? Чем чёрт не шутит! Сумела драматург Я. Пулинович придумать в инсценировке психологически выверенную и неожиданную концовку, а режиссёр В. Ветрогонов благодаря этому поставил в конце спектакля сценическое многоточие. Лесковская проза обрела ещё один смысловой и эмоциональный акцент.

Источник: http://www.vestnik57.ru/page/golgofa-ledi-makbet

Категория: Всем учителям
27.05.2017 22:24


© 2017 603

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!