СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В произведении Николая Дубова "На краю земли" рассказывается история четырех друзей - Коли, Геньки, Пашки и Катеринки, чьё детство и отрочество проходит в маленькой алтайской деревне Тыжи. Здесь мы видим, как ребята ходят в школу, собирают хлеб на поле рядом со взрослыми, идут в свою первую научную экспедицию, играют в театре и даже спасаются от бурана. Всё произведение – и радостные, и тревожные случаи из жизни юных исследователей.
Повесть написана в 1950 г. и поэтому несёт на себе отпечаток, присущий советской литературе. Но сколько же здесь золотых и жемчужных мыслей!
Помирать, —говорит, — никому не хочется. И мне не хочется. Жизнь я люблю и жить люблю. Ну, что поделаешь. Одно мне горько: рано я умираю. Жизнь отдать нетрудно, а прожить так, чтобы жизнь твоя людям послужила, — это вот и есть самая настоящая радость. А я еще мало успел, мало сделал — потому мне умирать и обидно.Можно разное говорить о советском периоде в литературе – и критиковать авторов за менее изящный слог, чем у коллег из 19 века, и за идеологическую программу, но где, в какой современной русской прозе вы что-то подобное читали в последнее время?
Или вот ещё:
- Дядя Федя, можно мне сказать?. Нельзя ли, чтобы сделать памятник старым большевикам? И настоящий, каменный? Генькино предложение всем нравится, в избе одобрительно гудят голоса, но Федор Елизарович поднимает руку;- Памятник сделать, конечно, можно. Дело это хорошее, чтобы всегда перед глазами напоминание было людям. Однако тот человек не о памятнике мечту имел, а о жизни, чтобы она человеку не в тягость была, а в радость. И должны мы, дорогие товарищи, подумать про то, как достигнуть такой жизни, о которой они мечтали для нас и за которую, то есть за эту нашу жизнь, сложили свои головы.В книге интересно наблюдать не только за главными героями, но и, как кажется, второстепенными. Далее цитата о них:
Они были совсем разные и непохожие и вместе с тем в чем-то одинаковые. Может быть, тем, что и тому и другому все было очень интересно и важно и обоим решительно до всего было дело?.Их сюжетные линии – учителя, геолога, кузнеца и других могут дать положительный пример не только юным читателям.
В повести вновь и вновь поднимается этот вопрос – возможно, жить надо так, чтобы действительно до всего было дело. И читая про таких людей, проживая их историю, чувствуя искреннюю смелость и стремление – уже в собственном сердце разгорается желание становиться лучше себя прежнего.
Повесть прочитана в рамках проекта
"Горный Алтай, братцы мои, — это сундук. У которого мы еще только крышку приподнимаем. А что будет, когда внутрь заберемся!."
И как точно эти слова подходят под весь проект "Читаем Россию"! Сколько авторов раскрывают красоты своих родных земель, и всё это наша страна!
© 2022, Воронков Дмитрий Павлович 140