СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Государственный литературный музей представляет выставку «Лермонтов. Места силы» в Москве

Нажмите, чтобы узнать подробности

К 210-летию со дня рождения великого русского поэта Михаила Лермонтова Государственный музей истории российской литературы им. В.И. Даля подготовил выставочный проект «Лермонтов. Места силы». До 23 марта 2025 года экспозиция проходит в Москве, в Доме И.С. Остроухова в Трубниках. Ранее проект был представлен в Государственном музее-заповеднике М.Ю. Лермонтова в Пятигорске и в Лермонтовском музее-заповеднике «Тарханы».

Петр Заболотский. Портрет поэта Михаила Лермонтова (фрагмент). 1837. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Выставка исследует процесс преобразования жизненного опыта, впечатлений и эмоций в источник энергии творчества, которая служила главным двигателем жизни Михаила Лермонтова.

В экспозиции представлены мемориальные вещи и рисунки Михаила Лермонтова, портреты современников, иллюстрации к произведениям и эскизы к театральным постановкам. Одним из центральных экспонатов стала «маскарадная книга» Михаила Лермонтова из собрания Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН. 31 декабря 1831 года 17-летний поэт явился на новогодний маскарад в Благородном собрании. Одетый в костюм астролога, Лермонтов держал под мышкой огромную Книгу судеб, которую, по-видимому, сделал сам. Полосатый картонный переплет был украшен зарисовками мужских и женских голов, а в центре располагался голубой овал со знаками зодиака. Под обложкой находились 14 картонных листов с вырезанными из черной глянцевой бумаги китайскими иероглифами, которые поэт тщательно скопировал с ящика из-под чая. Под иероглифами он написал стихи, посвященные тем, кого надеялся встретить на празднике, например мадригал, посвященный Наталье Ивановой:

Маскарадная книга Михаила Лермонтова. 1831. Институт русской литературы (Пушкинский Дом) Российской Академии наук, Санкт-Петербург

Дай бог, чтоб вечно вы не знали, Что значат толки дураков, И чтоб вам не было печали От шпор, мундира и усов; Дай бог, чтоб вас не огорчали Соперниц ложные красы, Чтобы у ног вы увидали Мундир, и шпоры, и усы!

Но уже летом 1832 года, разочарованный в любви, Михаил Лермонтов посвятил Наталье Ивановой стихотворение «К *» («Я не унижусь пред тобою…»). А стихи из маскарадной книги, адресованные светским львицам и львам, впервые были опубликованы в 1859 году, уже после смерти поэта, в журнале «Отечественные записки» как цикл «Новогодние мадригалы и эпиграммы».

Также на выставке представлено множество женских портретов, среди которых есть изображения тех дам, которым Лермонтов посвящал свои лирические произведения. Так, посетители увидят портрет графини Александры Воронцовой-Дашковой, знакомой поэта. В 1840 году она получила эту литографию Анри Греведона из Парижа. Лермонтов, который с симпатией относился к Воронцовой-Дашковой, тогда же создал ее стихотворный портрет.

Анри Граведон. Портрет Александры Кирилловны Воронцовой-Дашковой. С оригинала С. Дитца. 1840. Государственный музей истории российской литературы им. В.И. Даля, Москва

Как мальчик кудрявый, резва, Нарядна, как бабочка летом. Значенья пустого слова В устах ее полны приветом.

Ей нравиться долго нельзя: Как цепь ей несносна привычка, Она ускользнет, как змея, Порхнет и умчится, как птичка.

Таит молодое чело По воле — и радость и горе. В глазах — как на небе светло, В душе ее темно, как в море!

То истиной дышит в ней всё, То всё в ней притворно и ложно! Понять невозможно ее, Зато не любить невозможно.

9 февраля 1841 года в доме Воронцовых-Дашковых состоялся бал, на котором присутствовал Лермонтов, недавно вернувшийся с Кавказа в отпуск. Его непринужденное веселье и активное участие в танцах привлекли внимание великого князя Михаила Павловича.

Владимир Соллогуб вспоминал об этом вечере: «Я несколько удивился, застав его [Лермонтова] таким беззаботно веселым… вся его будущность поколебалась от этой ссылки, а он как ни в чем не бывало крутился в вальсе. Раздосадованный, я подошел к нему: «Да что ты тут делаешь! — закричал я на него. — Убирайся ты отсюда, Лермонтов, того и гляди тебя арестуют! Посмотри, как грозно глядит на тебя великий князь Михаил Павлович!»

Хозяйка бала, Александра Воронцова-Дашкова, энергично заступалась за Лермонтова, утверждая, что он не знал о бале и не был в курсе происходящих событий. Она взяла на себя ответственность за его присутствие и апеллировала к правам хозяйки, стоящей на страже неприкосновенности гостей. Благодаря ее усилиям, в тот вечер Лермонтов избежал замечаний, но вскоре был отослан обратно на Кавказ, откуда уже не вернулся.

Помимо самой экспозиции, сотрудники музея подготовили масштабную программу мероприятий: кураторские показы, лекции, тематические и обзорные экскурсии.

Источник: https://www.culture.ru/news/258596/gosudarstvennyi-literaturnyi-muzei-predstavlyaet-vystavku-lermontov-mesta-sily-v-moskve

Категория: Всем учителям
19.12.2024 16:12


Рекомендуем курсы ПК и ПП