СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Готовимся к публичному выступлению - советы из опыта

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вы когда-нибудь задумывались, из чего складывается впечатление от нашего выступления? Открою секрет: визуальное восприятие - то, что видит публика, это 60% всего впечатления. То, как Вы говорите, - это 30%. И, наконец, что Вы говорите, имеет значение всего на 10%. Ужасающие цифры, правда? Ведь мы столько времени уделяем содержанию нашего выступления, что порой забываем обо всём остальном.

Человек мыслит образами, а не словами. Поэтому так важна Ваша поза, жестикуляция, зрительный контакт. Совсем недавно я была участником V научно-методической конференции «Развитие географического образования в условиях изменения походов к преподаванию и итоговому оцениванию». И вот именно там во время пленарного заседания с его докладами меня посетила мысль о том, как же мало внимания мы уделяем внешнему впечатлению от выступления. Предлагаю рассмотреть примеры и составить несколько правил, которые помогут сделать наши выступления чуточку лучше, я бы даже сказала,качественнее. Пример 1. Перед залом выступает очень хорошо подготовленный педагог. Его речь размеренна и грамотна, он практически не заглядывает в текст выступления, который лежит перед ним на трибуне. Но перед тем, как нужно сменить слайд, на 90 градусов поворачивается к одному из модераторов встречи, управляющему презентацией, и подмигивает, тем самым сигнализируя, что пора менять слайд. Как вариант, часто встречающийся в практике, - подмигивание заменяется поворотом головы и кивком, или уж совсем вопиющий случай - словами "Следующий слайд, пожалуйста".И обязательно во время выступления несколько "проверок" - соответствует ли слайд на экране произносимому тексту. Узнали себя или коллег - очень жаль. А ведь эти маленькие (но так видные из зала) "шероховатости" можно изначально не допустить даже двумя способами: - взяв беспроводную мышку/Presenter и управляя презентацией самостоятельно, - если нет такой возможности или расстояние слишком большое, то можно распечатать второй вариант своего выступления и перед началом мероприятия отдать его человеку, который будет следить за сменой слайдов. Я поступаю по-разному, всё зависит от мероприятия, но в последнее время чаще всего склоняюсь ко второму варианту. После конференции, о которой написано выше, я даже подошла к модератору мероприятия и спросила, кто кроме меня дал второй вариант выступления? Оказалось, что никто. Беспроводной мышкой также никто не запасся. Итак, предлагаю ПРАВИЛО №1: Распечатывать два экземпляра выступления и отдавать один их них помощнику за компьютером, и/или брать с собой беспроводную мышку/Presenter. Пример 2. Уже из другого мероприятия. Выступающий очень хорошо говорит, всем интересно, но презентация не читается - на сером фоне белые буквы или на красном - синие, обилие мелкого текста на каждом слайде, отсутствие титульного листа, слайды сменяются с огромной скоростью, на каждом слайде разное оформление (цвета, шрифты). Я перечислила самые типичные ошибки, которые можно часто встретить. Презентация должна быть читаемой, картинки и текст должны быть крупными. Не делайте черный текст на темном фоне - на экране монитора может быть видно, но когда изображение будет переноситься через проектор, то цвет будет искажаться, а если в аудитории будет еще и светло, то вообще ничего видно не будет. Пусть Вы вставили самые простые черно-белые графики и диаграммы и у Вас самое простое оформление, но зато Вашу презентацию можно прочитать. Не делайте презентацию слишком объёмной - 15 слайдов на 10 минут выступления - более чем достаточно. Дайте аудитории время ознакомится с информацией, которая представлена на Вашем слайде. И, конечно же, не читайте всё, что аудитория видит на экране - Вы ведь выступаете перед умеющими читать, или нет?! ))))) ПРАВИЛО №2: Сделайте качественную презентацию к своему выступлению. Если Вы проводили мастер-класс перед большой аудиторией, то знаете, что для выступления Вам может понадобиться (маркеры, листики, ручки, указка и пр.) Не думайте, что кто-то возьмет какие-нибудь маркеры-лазерную указку-ручки или что-то еще, что необходимо Вам для выступления. Всегда смотрится хорошо, когда Вы полностью готовы. Это - Уровень, а не уровЕнь (как любит говорить моя хорошая знакомая))))) ) Итак, ПРАВИЛО №3: Все, что Вам потребуется для выступления, берите с собой. Внешний вид также имеет немаловажное значение. ПРАВИЛО №4:Постарайтесь одеваться соответственно месту, где Вам необходимо выступать. Многие вообще не смотрят на одежду, им кажется, что самое главное - это их слова и картинки на экране. Но это не так (помним про 10%!). Как Вы думаете, понравится ли всем, если Вы явитесь на какую-нибудь конференцию в повседневной одежде, без макияжа и с растрёпанными волосами? К сожалению, и такое тоже бывает, а люди могут подумать, что и к работе Вы относитесь так же небрежно. При желании в интернете Вы найдёте много статей по ораторскому искусству, много советов о том, как завладеть вниманием аудитории, но моя искренняя убеждённость в том, что во время выступления педагога не может быть шума и разговоров в зале! Вы же педагог! Шум может быть только в тех случаях, когда Вы сами это позволяете - совсем не интересно рассказываете, если тема безразлична Вам и слушающим (в таком случае зачем вообще выступать-то?), если Вы не соблюдаете регламент. Помните выражение: "Точность - вежливость королей"? Это и есть ПРАВИЛО №5:Неукоснительно соблюдать регламент выступления! А ПРАВИЛО №6 будет гласить: Чувствуйте аудиторию, перед которой выступаете, не допускайте шума. Как? Мой совет очень прост, он выверен годами))))) Скажите несколько слов, а потом замолчите, потом ещё несколько слов, снова замолчите, хорошо при этом ещё и немного менять громкость своей речи. Но для этого очень нужны выдержка и самообладание. Речь должна быть четкой, не монотонной, громкой, с паузами и акцентами на самом важном. Хорошо помогает жестикуляция. Обязательно заучите произношение самых сложных слов, поставьте в своём тексте ударения. Думаю, Вы согласитесь, что успешное публичное выступление начинается с подготовки речи. Необходимо узнать заранее, где и перед кем Вам предстоит выступить: взгляды и интересы, численность, ожидания от Вас. Только после этого можно готовиться к публичному выступлению. ПРАВИЛО №7:Выступление должно соответствовать аудитории, быть понятным. Приведу пример про моё выступление на последнем мероприятии. Тема: "Использование блога учителя во внеклассной и внеурочной деятельности". Аудитория: учителя географии города Краснодара, подавляющая часть которых не отличит блог от сайта, у которых нет собственного интернет-ресурса. Поэтому я не стала употреблять слова, которые большинство и не слышало (гаджет-виджет, модерация и пр.), не заостряла внимание на технической стороне. Но, думаю, моё выступление было понятным всем. А ведь это-то и главное! ПРАВИЛО №8 совсем простое, но может кому-то показаться спорным: Во время выступления нужно стоять, а не сидеть (только если это не оговорено правилами заранее). Видите трибуну для выступлений, но удобненько усаживаетесь на стульчик перед ПК, чтобы опять-таки удобненько было листать слайды? ))))) Вспоминаем заранее о правиле №1 и становимся за трибуну. Во-первых, таким образом вы дисциплинируете себя. Во-вторых, стоя и сидя у Вас совсем разный тембр речи, скорость говорения, мимика. В-третьих, так легче следить за реакцией зала на Ваши слова (ведь для Вас это важно, правда?). А в-четвёртых, сугубо моё личное мнение, таким образом Вы не ставите себя выше окружающих, но даёте им возможность рассмотреть себя, а также срабатывает на подсознательном уровне (все мы родом из школы) ассоциирование аудитории с классом, а Вас - с учителем, которого нужно слушать. СЕКРЕТНОЕ ПРАВИЛО от Географочки: Раздатка обязательна! Да, для себя я сделала это правилом! Стараюсь обязательно оставить что-то "на память" аудитории, чтобы всё сказанное мною запомнилось, чтобы даже по прошествии времени и желании, могли вернуться к моим словам. Но раздатка у меня всегда компактная (форматом не больше А5), информативная и с контактной информацией - адресом блога, телефоном, электронной почтой. На этом и остановлюсь. Очень рекомендую тем, кто боится выступать перед публикой, прочитать статью "Публичные выступления" на сайте "Страхи и фобии". Надеюсь, что моя сегодняшняя статья будет Вам полезна. Для меня это действительно правила успешного выступления.

Очень хочется услышать Ваше мнение об этих правилах.

Разделяете ли Вы их, может, захотите добавить что-то от себя.

Вы когда-нибудь задумывались, из чего складывается впечатление от нашего выступления? Открою секрет: визуальное восприятие - то, что видит публика, это 60% всего впечатления. То, как Вы говорите, - это 30%. И, наконец, что Вы говорите, имеет значение всего на 10%. Ужасающие цифры, правда? Ведь мы столько времени уделяем содержанию нашего выступления, что порой забываем обо всём остальном.

Человек мыслит образами, а не словами. Поэтому так важна Ваша поза, жестикуляция, зрительный контакт. Совсем недавно я была участником V научно-методической конференции «Развитие географического образования в условиях изменения походов к преподаванию и итоговому оцениванию». И вот именно там во время пленарного заседания с его докладами меня посетила мысль о том, как же мало внимания мы уделяем внешнему впечатлению от выступления. Предлагаю рассмотреть примеры и составить несколько правил, которые помогут сделать наши выступления чуточку лучше, я бы даже сказала,качественнее. Пример 1. Перед залом выступает очень хорошо подготовленный педагог. Его речь размеренна и грамотна, он практически не заглядывает в текст выступления, который лежит перед ним на трибуне. Но перед тем, как нужно сменить слайд, на 90 градусов поворачивается к одному из модераторов встречи, управляющему презентацией, и подмигивает, тем самым сигнализируя, что пора менять слайд. Как вариант, часто встречающийся в практике, - подмигивание заменяется поворотом головы и кивком, или уж совсем вопиющий случай - словами "Следующий слайд, пожалуйста".И обязательно во время выступления несколько "проверок" - соответствует ли слайд на экране произносимому тексту. Узнали себя или коллег - очень жаль. А ведь эти маленькие (но так видные из зала) "шероховатости" можно изначально не допустить даже двумя способами: - взяв беспроводную мышку/Presenter и управляя презентацией самостоятельно, - если нет такой возможности или расстояние слишком большое, то можно распечатать второй вариант своего выступления и перед началом мероприятия отдать его человеку, который будет следить за сменой слайдов. Я поступаю по-разному, всё зависит от мероприятия, но в последнее время чаще всего склоняюсь ко второму варианту. После конференции, о которой написано выше, я даже подошла к модератору мероприятия и спросила, кто кроме меня дал второй вариант выступления? Оказалось, что никто. Беспроводной мышкой также никто не запасся. Итак, предлагаю ПРАВИЛО №1: Распечатывать два экземпляра выступления и отдавать один их них помощнику за компьютером, и/или брать с собой беспроводную мышку/Presenter. Пример 2. Уже из другого мероприятия. Выступающий очень хорошо говорит, всем интересно, но презентация не читается - на сером фоне белые буквы или на красном - синие, обилие мелкого текста на каждом слайде, отсутствие титульного листа, слайды сменяются с огромной скоростью, на каждом слайде разное оформление (цвета, шрифты). Я перечислила самые типичные ошибки, которые можно часто встретить. Презентация должна быть читаемой, картинки и текст должны быть крупными. Не делайте черный текст на темном фоне - на экране монитора может быть видно, но когда изображение будет переноситься через проектор, то цвет будет искажаться, а если в аудитории будет еще и светло, то вообще ничего видно не будет. Пусть Вы вставили самые простые черно-белые графики и диаграммы и у Вас самое простое оформление, но зато Вашу презентацию можно прочитать. Не делайте презентацию слишком объёмной - 15 слайдов на 10 минут выступления - более чем достаточно. Дайте аудитории время ознакомится с информацией, которая представлена на Вашем слайде. И, конечно же, не читайте всё, что аудитория видит на экране - Вы ведь выступаете перед умеющими читать, или нет?! ))))) ПРАВИЛО №2: Сделайте качественную презентацию к своему выступлению. Если Вы проводили мастер-класс перед большой аудиторией, то знаете, что для выступления Вам может понадобиться (маркеры, листики, ручки, указка и пр.) Не думайте, что кто-то возьмет какие-нибудь маркеры-лазерную указку-ручки или что-то еще, что необходимо Вам для выступления. Всегда смотрится хорошо, когда Вы полностью готовы. Это - Уровень, а не уровЕнь (как любит говорить моя хорошая знакомая))))) ) Итак, ПРАВИЛО №3: Все, что Вам потребуется для выступления, берите с собой. Внешний вид также имеет немаловажное значение. ПРАВИЛО №4:Постарайтесь одеваться соответственно месту, где Вам необходимо выступать. Многие вообще не смотрят на одежду, им кажется, что самое главное - это их слова и картинки на экране. Но это не так (помним про 10%!). Как Вы думаете, понравится ли всем, если Вы явитесь на какую-нибудь конференцию в повседневной одежде, без макияжа и с растрёпанными волосами? К сожалению, и такое тоже бывает, а люди могут подумать, что и к работе Вы относитесь так же небрежно. При желании в интернете Вы найдёте много статей по ораторскому искусству, много советов о том, как завладеть вниманием аудитории, но моя искренняя убеждённость в том, что во время выступления педагога не может быть шума и разговоров в зале! Вы же педагог! Шум может быть только в тех случаях, когда Вы сами это позволяете - совсем не интересно рассказываете, если тема безразлична Вам и слушающим (в таком случае зачем вообще выступать-то?), если Вы не соблюдаете регламент. Помните выражение: "Точность - вежливость королей"? Это и есть ПРАВИЛО №5:Неукоснительно соблюдать регламент выступления! А ПРАВИЛО №6 будет гласить: Чувствуйте аудиторию, перед которой выступаете, не допускайте шума. Как? Мой совет очень прост, он выверен годами))))) Скажите несколько слов, а потом замолчите, потом ещё несколько слов, снова замолчите, хорошо при этом ещё и немного менять громкость своей речи. Но для этого очень нужны выдержка и самообладание. Речь должна быть четкой, не монотонной, громкой, с паузами и акцентами на самом важном. Хорошо помогает жестикуляция. Обязательно заучите произношение самых сложных слов, поставьте в своём тексте ударения. Думаю, Вы согласитесь, что успешное публичное выступление начинается с подготовки речи. Необходимо узнать заранее, где и перед кем Вам предстоит выступить: взгляды и интересы, численность, ожидания от Вас. Только после этого можно готовиться к публичному выступлению. ПРАВИЛО №7:Выступление должно соответствовать аудитории, быть понятным. Приведу пример про моё выступление на последнем мероприятии. Тема: "Использование блога учителя во внеклассной и внеурочной деятельности". Аудитория: учителя географии города Краснодара, подавляющая часть которых не отличит блог от сайта, у которых нет собственного интернет-ресурса. Поэтому я не стала употреблять слова, которые большинство и не слышало (гаджет-виджет, модерация и пр.), не заостряла внимание на технической стороне. Но, думаю, моё выступление было понятным всем. А ведь это-то и главное! ПРАВИЛО №8 совсем простое, но может кому-то показаться спорным: Во время выступления нужно стоять, а не сидеть (только если это не оговорено правилами заранее). Видите трибуну для выступлений, но удобненько усаживаетесь на стульчик перед ПК, чтобы опять-таки удобненько было листать слайды? ))))) Вспоминаем заранее о правиле №1 и становимся за трибуну. Во-первых, таким образом вы дисциплинируете себя. Во-вторых, стоя и сидя у Вас совсем разный тембр речи, скорость говорения, мимика. В-третьих, так легче следить за реакцией зала на Ваши слова (ведь для Вас это важно, правда?). А в-четвёртых, сугубо моё личное мнение, таким образом Вы не ставите себя выше окружающих, но даёте им возможность рассмотреть себя, а также срабатывает на подсознательном уровне (все мы родом из школы) ассоциирование аудитории с классом, а Вас - с учителем, которого нужно слушать. СЕКРЕТНОЕ ПРАВИЛО от Географочки: Раздатка обязательна! Да, для себя я сделала это правилом! Стараюсь обязательно оставить что-то "на память" аудитории, чтобы всё сказанное мною запомнилось, чтобы даже по прошествии времени и желании, могли вернуться к моим словам. Но раздатка у меня всегда компактная (форматом не больше А5), информативная и с контактной информацией - адресом блога, телефоном, электронной почтой. На этом и остановлюсь. Очень рекомендую тем, кто боится выступать перед публикой, прочитать статью "Публичные выступления" на сайте "Страхи и фобии". Надеюсь, что моя сегодняшняя статья будет Вам полезна. Для меня это действительно правила успешного выступления.

Очень хочется услышать Ваше мнение об этих правилах.

Разделяете ли Вы их, может, захотите добавить что-то от себя.

Категория: Всем учителям
25.01.2019 20:12


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!