СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Готовность педагога к реализации ФГОС в средней школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательные стандарты в Росси существуют уже более 12 лет. И это словосочетание для учителей стало уже привычным. Ведь мы оцениваем на соответствие образовательным стандартам программы учебных курсов, пособия и учебники.

На сегодняшний день самой главной задачей остается задача повышения качества образования. Ведь качество российского образования в последние годы сильно упало.

Можно ли определить качество образования качеством сдачи ЕГЭ?

Мы считаем, что сдача или несдача ЕГЭ говорит лишь об одном: умении или, соответственно, неумении выпускников сдавать ЕГЭ, с изрядной долей везения, потому что слишком многое в сдаче ЕГЭ зависит от случайных обстоятельств: Неужели при всех этих обстоятельствах можно связывать напрямую качество образования и ЕГЭ? Конечно, нет.

Тогда, может быть, качество образования – это соответствие его некому набору требований? Вот тут то и появляется понятие образовательного стандарта. Один из важных смыслов этого понятия связан с тем, что образовательный стандарт фиксирует систему требований, которые обеспечивают качество образования в случае соответствия этим требованиям.

Многие так и понимают качество образования, как соответствие образовательным стандартам. Соответствует – значит качественное, не соответствует – значит, некачественное. Но не все так просто.

Многое зависит от состояния здоровья ученика, его человеческих качеств, наконец, от генетической предрасположенности учащегося. Например, ученик, обладающий ярким поэтическим или музыкальным даром, еле-еле справляется с математикой и физикой. Значит, его образование некачественное? А как дело обстоит с правосознанием и экономической подготовкой выпускников, наконец, их здоровым образом жизни? Неужели здесь достаточно существующих стандартов, и образование в этих направлениях можно признать качественным?

Образовательные стандарты, по крайней мере, известные в настоящее время, имеют акцент на предметном содержании и ничего не говорят о ценностной ориентации выпускника, его коммуникативных, организационных и познавательных компетенциях, о таких важных свойствах личности, как ее активность, социализация. Значит, стандарты не отражают важнейших с точки зрения общества требований к выпускнику.

Качество образования определяется его функциональностью, способностью выпускников применять свои знания при решении практических проблем. Качественное образование – это когда выпускник может решать на основе полученных ими знаний практические проблемы, возникающие в общественно значимых, распространенных видах деятельности. Если выпускник имеет знания, но не может их применять, не может решать проблемы практической деятельности, это то же самое, как если бы выпускник не имел никаких знаний. Его образование некачественное.

Значит, если мы хотим иметь образовательные стандарты, работающие на качество образования, нам нужно выстроить процедуры и разработки и коррекции, положив в основу компоненты решения практических задач в базовых для общества сферах деятельности…

В основном стандарты первых поколений имели акцент на содержании образования. Они достаточно жестко фиксировали его. И если в 1990-е это имело смысл, то теперь нет. Действительно, в условиях, когда содержание образования жестко прописано в стандарте, имеющем силу закона, не могут происходить изменения предметной системы и содержания обучения по предметам. Например, общество требует формировать у выпускников школы функциональную грамотность, высокое правосознание, готовность заниматься предпринимательской деятельностью, ценностное отношение к здоровому образу жизни. Для этого необходимо ввести новые предметы и увеличить объем некоторых существующих предметов и их отдельных тем. При этом потребуется разгрузить учащихся, сократить объем многих традиционных предметов и тем, не слишком востребованных в практической деятельности и повседневной жизни, но относящихся к сфере фундаментальной подготовки.

В наши дни сложилась такая учебная система, когда преподаватель вынужден, что называется, «гнать» учебный материал без оглядки не то что на отстающих, но и вообще на познавательные возможности обучающихся и логику их познавательной деятельности. Обучение свелось к примитивной передаче знаний, к вычитыванию учебного материала.

Обучение, ориентированное на передачу знаний, влечет за собой целый шлейф негативных последствий. Одно из них - деградация педагогического труда. Из творческого процесса, основанного на личностном общении, он превращается в рутинную работу.

Категория: Всем учителям
20.05.2015 14:37


Рекомендуем курсы ПК и ПП