СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Предложение– это одна из основных единиц синтаксиса, которая отражает фрагмент окружающей действительности, имеет смысловую и интонационную законченность.
Основным признаком предложения является наличие грамматической (предикативной основы).
Грамматическая основа – это основная часть предложения, которая состоит из главных членов (подлежащего и сказуемого или только из одного главного члена).
В соответствии с этим предложения делятся на двусоставные и односоставные.
Например:
В городе наступает ночь.
Грамматической основой данного двусоставного предложения является сочетание сказуемого и подлежащего «наступает ночь».
Или
«Ночь…» Главным членом данного односоставного предложения служит слово «ночь».
Подлежащее - главный член предложения, называющий то, о чем говорится в предложении. Подлежащее отвечает на вопросы именительного падежа КТО? ЧТО?
При этом подлежащее может выражаться разными частями речи.
Например:
Кедр белеет под снегом.
Что? кедр – это подлежащее, способ выражения – имя существительное.
Он уехал в столицу.
Кто? он – это подлежащее, способ выражения – местоимение.
Сытый голодного не разумеет.
Кто? сытый - это подлежащее, способ выражения – субстантивированное имя прилагательное.
Семеро одного не ждут.
Кто? семеро -
это подлежащее, способ выражения – имя числительное.
Готовиться к экзамену непросто.
Что? готовиться - это подлежащее, способ выражения – инфинитив (неопределенная форма глагола).
Побеждают только верящие.
Кто? верящие - это подлежащее, способ выражения – причастие.
Наконец наступило завтра.
Что? завтра - это подлежащее, способ выражения – наречие.
Таким образом, подлежащее может быть выражено и служебными частями речи: предлогом, союзом частицей.
В воздухе прокатилось «ура».
Что? ура - это подлежащее, способ выражения – междометие.
Мать с дочерью гуляли в парке. Кто? мать с дочерью.
Несколько учеников стояли около класса. Кто? несколько учеников.
В данных предложениях подлежащее выражено синтаксически неделимым словосочетанием.
Грамматическая основа является предикативным ядром предложения
Предикативность – это отношение высказывания к действительности.
|
Предикативность базируется на следующих понятиях: синтаксическое время и модальность.
То, что сообщается в предложении, предстаёт в определённом времени: прошедшем, настоящем или будущем).
Например:
В предложении «Ночь наступила.» синтаксическое время прошедшее.
В предложениях «Ночь наступает. Ночь…» синтаксическое время настоящее.
В предложении «Ночь наступит.» синтаксическое время прошедшее.
Не всегда синтаксическое время совпадает с временной формой глагола. Например, в предложении «Завтра мы идем в кино.» синтаксическое время будущее, не смотря на форму настоящего времени глагола «идти».
Второй категорией предикативности является модальность, которая выражает отношение сообщаемого к действительности.
В предложении сообщается о реально осуществляемом факте действительности или ирреальном - требуемом или желаемом и возможном.
Например:
На дворе осень. – реальная модальность, т. к. сообщается о реально осуществляемом.
Пусть наступит осень! – ирреальная модальность, т.к. сообщается о требуемом.
Давайте рассмотрим алгоритм работы с грамматической основой предложения
1. Внимательно рассмотрите предложение и определите его основную мысль
2.Найдите подлежащее
3. Определите сказуемое в предложении
4. Отметьте в предложении найденную основу
5.Если подлежащих и сказуемых несколько, уточните грамматическую структуру предложения
Если все подлежащие и сказуемые согласованы друг с другом грамматически и по смыслу, то это указывает на простое предложение.
Если подлежащие и сказуемые независимы и имеют самостоятельное значение, то перед вами предложения с двумя или более основами, между которыми есть сочинительная или подчинительная связь. Это сложное предложение
Теперь в качестве повторения материала на конкретных примерах потренируйтесь в определении грамматической основы предложения.
1) Упражнение. Выразительно прочитайте предложения, взятые из сказок А.С. Пушкина. Определите вид предложений по цели высказывания и по интонации.
1. Смилуйся, государыня рыбка! 2. Воротился он ко старухе. Что ж он видит? 3. Чего тебе надобно, старче? 4. Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет. 5. Вы ж, голубушки сестрицы, выбирайтесь из светлицы, поезжайте вслед за мной. 6. Выплесни ты нас на сушу! 7. Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее? 8. Не видал ли где на свете ты царевны молодой? 9. Три девицы под окном пряли поздно вечерком.
Упражнение . Спишите предложения, подчеркните грамматические основы. Надпишите, чем выражены главные члены. Дайте характеристику предложений по наличию в них главных и второстепенных членов.
а) 1. Буря усилилась. Высокие сосны со скрипом раскачивались. Осины трепетали всеми своими листьями. Дождь лил непрерывно. Костры погасли. (В.Ян) 2. Начался листопад. Листья падали дни и ночи. (К.Паустовский) 3. Был полдень. Низкое солнце висело на юге. (К.Паустовский)
б) 1. Восходит солнце. Туман тает. Все утро я ловлю рыбу. (К.Паустовский) 2. Темнеет зимний сад. (И.Бунин) 4. Роса дождем легла на пыль. (И.Бунин) 4. Уж ветер шарит по пустому полю. (И.Бунин)
Упражнение 3 . Спишите, подчеркните грамматические основы предложений.
1. Пятьдесят четыре тома там стояли за стеклом. (С.Маршак) 2. Никто не отозвался и не напал на след. (С.Михалков) 3. Однажды двадцать пять портных вступили в бой с улиткой. (С.Маршак) 4. Мы долго с ней бежали по болоту. (И.Бунин) 5. Три смелых зверолова бродили целый день. (С.Маршак) 6. Что случилось в школе? 7. Кто-то терем прибирал. (А.Пушкин) 8. Мать и сын идут ко граду. (А.Пушкин) 9. У опушки две старушки брали грузди и волнушки. (Е.Благинина)
Упражнение 4 . Спишите, подчеркните грамматические основы предложений. Сверху надпишите, чем выражены сказуемые.
а) 1. Красивы сосны в зимнем наряде! 2. Тонок лед на реке. 3. Прекрасен в осеннюю пору лес! 4. Особенно красив и печален русский лес в ранние осенние дни. (И.Соколов-Микитов) 5. Вода в горных речках холодная. 6. Чист первый снежок.
Упражнение 5. Спишите, выделяя грамматические основы предложений. Сверху надпишите, чем выражены главные члены.
1. И только изредка прохладный ветерок пошевелит листы осин. (И.Никитин) 2. Перед закатом набежало над лесом облако. (И.Бунин) 3. Теперь душист над саклей тонкий дым. (И.Бунин) 4. В глубоких колодцах вода холодна. (И.Бунин) 5. Рдяны краски, воздух чист, вьется в пляске красный лист. (М.Волошин)
https://www.youtube.com/watch?v=YYYF3FiRCrQ
© 2020, Sakanian Kristina Sarkisovna 1718