СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Грамматическая основа предложения. Главные члены предложения, способы их выражения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предложение– это одна из основных единиц синтаксиса, которая отражает фрагмент окружающей действительности, имеет смысловую и интонационную законченность.

Основным признаком предложения является наличие грамматической (предикативной основы).

Грамматическая основа – это основная часть предложения, которая состоит из главных членов (подлежащего и сказуемого или только из одного главного члена).

В соответствии с этим предложения делятся на двусоставные и односоставные.

Например:

В городе наступает ночь.

Грамматической основой данного двусоставного предложения является сочетание сказуемого и подлежащего «наступает ночь».

Или

«Ночь…» Главным членом данного односоставного предложения служит слово «ночь».

Подлежащее - главный член предложения, называющий то, о чем говорится в предложении. Подлежащее отвечает на вопросы именительного падежа КТО? ЧТО?

При этом подлежащее может выражаться разными частями речи.

Например:

Кедр белеет под снегом.

Что? кедр – это подлежащее, способ выражения – имя существительное.

Он уехал в столицу.

Кто? он – это подлежащее, способ выражения – местоимение.

Сытый голодного не разумеет.

Кто? сытый - это подлежащее, способ выражения – субстантивированное имя прилагательное.

Семеро одного не ждут.

Кто? семеро -

это подлежащее, способ выражения – имя числительное.

Готовиться к экзамену непросто.

Что? готовиться - это подлежащее, способ выражения – инфинитив (неопределенная форма глагола).

Побеждают только верящие.

Кто? верящие - это подлежащее, способ выражения – причастие.

Наконец наступило завтра.

Что? завтра - это подлежащее, способ выражения – наречие.

Таким образом, подлежащее может быть выражено и служебными частями речи: предлогом, союзом частицей.

В воздухе прокатилось «ура».

Что? ура - это подлежащее, способ выражения – междометие.

Мать с дочерью гуляли в парке. Кто? мать с дочерью.

Несколько учеников стояли около класса. Кто? несколько учеников.

В данных предложениях подлежащее выражено синтаксически неделимым словосочетанием.

Грамматическая основа является предикативным ядром предложения

Предикативностьэто отношение высказывания к действительности.

Предикативность базируется на следующих понятиях: синтаксическое время и модальность.

То, что сообщается в предложении, предстаёт в определённом времени: прошедшем, настоящем или будущем).

Например:

В предложении «Ночь наступила.» синтаксическое время прошедшее.

В предложениях «Ночь наступает. Ночь…» синтаксическое время настоящее.

В предложении «Ночь наступит.» синтаксическое время прошедшее.

Не всегда синтаксическое время совпадает с временной формой глагола. Например, в предложении «Завтра мы идем в кино.» синтаксическое время будущее, не смотря на форму настоящего времени глагола «идти».

Второй категорией предикативности является модальность, которая выражает отношение сообщаемого к действительности.

В предложении сообщается о реально осуществляемом факте действительности или ирреальном - требуемом или желаемом и возможном.

Например:

На дворе осень. – реальная модальность, т. к. сообщается о реально осуществляемом.

Пусть наступит осень! – ирреальная модальность, т.к. сообщается о требуемом.

Давайте рассмотрим алгоритм работы с грамматической основой предложения

1. Внимательно рассмотрите предложение и определите его основную мысль

2.Найдите подлежащее

3. Определите сказуемое в предложении

4. Отметьте в предложении найденную основу

5.Если подлежащих и сказуемых несколько, уточните грамматическую структуру предложения

Если все подлежащие и сказуемые согласованы друг с другом грамматически и по смыслу, то это указывает на простое предложение.

Если подлежащие и сказуемые независимы и имеют самостоятельное значение, то перед вами предложения с двумя или более основами, между которыми есть сочинительная или подчинительная связь. Это сложное предложение

Теперь в качестве повторения материала на конкретных примерах потренируйтесь в определении грамматической основы предложения.

1) Упражнение. Выразительно прочитайте предложения, взятые из сказок А.С. Пушкина. Определите вид предложений по цели высказывания и по интонации.

1. Смилуйся, государыня рыбка! 2. Воротился он ко старухе. Что ж он видит? 3. Чего тебе надобно, старче? 4. Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет. 5. Вы ж, голубушки сестрицы, выбирайтесь из светлицы, поезжайте вслед за мной. 6. Выплесни ты нас на сушу! 7. Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее? 8. Не видал ли где на свете ты царевны молодой? 9. Три девицы под окном пряли поздно вечерком.

Упражнение . Спишите предложения, подчеркните грамматические основы. Надпишите, чем выражены главные члены. Дайте характеристику предложений по наличию в них главных и второстепенных членов.

а) 1. Буря усилилась. Высокие сосны со скрипом раскачивались. Осины трепетали всеми своими листьями. Дождь лил непрерывно. Костры погасли. (В.Ян) 2. Начался листопад. Листья падали дни и ночи. (К.Паустовский) 3. Был полдень. Низкое солнце висело на юге. (К.Паустовский)

б) 1. Восходит солнце. Туман тает. Все утро я ловлю рыбу. (К.Паустовский) 2. Темнеет зимний сад. (И.Бунин) 4. Роса дождем легла на пыль. (И.Бунин) 4. Уж ветер шарит по пустому полю. (И.Бунин)

Упражнение 3 . Спишите, подчеркните грамматические основы предложений.

1. Пятьдесят четыре тома там стояли за стеклом. (С.Маршак) 2. Никто не отозвался и не напал на след. (С.Михалков) 3. Однажды двадцать пять портных вступили в бой с улиткой. (С.Маршак) 4. Мы долго с ней бежали по болоту. (И.Бунин) 5. Три смелых зверолова бродили целый день. (С.Маршак) 6. Что случилось в школе? 7. Кто-то терем прибирал. (А.Пушкин) 8. Мать и сын идут ко граду. (А.Пушкин) 9. У опушки две старушки брали грузди и волнушки. (Е.Благинина)

Упражнение 4 . Спишите, подчеркните грамматические основы предложений. Сверху надпишите, чем выражены сказуемые.

а) 1. Красивы сосны в зимнем наряде! 2. Тонок лед на реке. 3. Прекрасен в осеннюю пору лес! 4. Особенно красив и печален русский лес в ранние осенние дни. (И.Соколов-Микитов) 5. Вода в горных речках холодная. 6. Чист первый снежок.

Упражнение 5. Спишите, выделяя грамматические основы предложений. Сверху надпишите, чем выражены главные члены.

1. И только изредка прохладный ветерок пошевелит листы осин. (И.Никитин) 2. Перед закатом набежало над лесом облако. (И.Бунин) 3. Теперь душист над саклей тонкий дым. (И.Бунин) 4. В глубоких колодцах вода холодна. (И.Бунин) 5. Рдяны краски, воздух чист, вьется в пляске красный лист. (М.Волошин)

https://www.youtube.com/watch?v=YYYF3FiRCrQ

20.12.2020 18:57


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!