СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Грамматика в знаках по системе Шаталова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Грамматика в знаках по системе Шаталова.

Наши школьники формируются в основном в системе словесной культуры. Они привыкли пользоваться словом при усвоении, воспроизведении, интерпретации знаний, аргументации своих мыслей, поступков. Словесная форма формирует и развивает навыки устной и письменной речи. Однако наряду со словесными формами обучения, как мы знаем, существуют и другие мощные знаковые системы информации и коммуникации, которые могут выступать как емкие, эмоционально насыщенные, образные средства усвоения знаний и формирования различных навыков, в частности навыков устной и письменной речи.

Человеку свойственно мыслить образами. В науке это положение утвердилось достаточно прочно и в новых доказательствах не нуждается. Школьная практика показывает, что графическая, знаковая культура, в основу которой заложено восприятие слова через образ, знак, символ, формируется в школе в рамках изучения различных предметов: физики, математики, химии, биологии, географии. В каждом учебном предмете используется своя наглядность: схемы, чертежи, коды и т.д. Преподавание иностранного языка также не обходится без наглядности. На наших уроках находят применение тематические формулы. Каждый вид наглядности создает условия для:

  • Условно-ситуативного погружения (картинка);
  • Развития ассоциативно-логического мышления (ряд картинок);
  • Развития механической памяти (грамматические таблицы)

Нередко нашими учителями затрачивается много сил и времени на приобретение и изготовление наглядных пособий. Арсенал наглядности вывешивается на доске, сопровождая урок, выставляется в кабинете на сменных и стационарных стендах. Казалось бы уже сам факт наличия наглядных пособий должен обеспечивать восприятие их содержания. Однако чаще всего эффективного результата мы не получаем. В устных и письменных ответах наблюдаются традиционные грамматические ошибки, нарушается логическая последовательность повествования. Следовательно, перед нами проблема – сделать восприятие эффективным содержательно, организационно и грамотно, причем смысл и логику восприятия какого-либо объекта или явления необходимо локализовать максимально, т.е. попытаться опровергнуть выражение И.М.Сеченова «смотреть – еще не значит видеть». Опорные сигналы, концепцию которых разработал В.Ф.Шаталов, позволяют предъявлять учащимся сенсорно-познавательные задачи, организующие умственную деятельность ученика по анализу наглядного материала. В чем же актуальность опорного сигнала как метода обучения? Опорный сигнал помогает выстраивать логику рассказа, вербально-кодовые рамки рассказа исключают срывы в ответе, облегчают оперирование новыми терминами, датами, именами, т.е. создается микроклимат «благополучия» на уроке. По выражению самого В.Ф. Шаталова, «создаются условия для психологической раскрепощенности учащихся». Уже на своей собственной практике мы убедились, что наряду с повышением рабочего тонуса на уроке, опорные сигнал позволяет решать множество других задач дидактики и методики: обобщение, систематизация, закрепление, повторение и контроль изучения учебного материала. Использование опорных сигналов и конспектов экономит учебное время и расширяет его содержательный потенциал. Использование опорной символики заманчиво, но вместе с тем трудно и опасно, поскольку «компактные опорные сигналы могут работать надежно только тогда, когда станут обязательной частью целостной методической системы» - В.Ф. Шаталов.

Предпосылкой к использовании. Опорных сигналов в своей практике явилась не только его эвристичность, но и стремление с его помощью ликвидировать противоречия между богатой наглядностью и неграмотной, скудной речью учащихся.

Наклонение банка опорных сигналов идет в двух направлениях: разработка и апробирование опорной символики при обучении грамматики (на всех направлениях) и подготовка и использование опорных сигналов и конспектов для развития устной речи (на данный момент – только в направлении 5-х классов), т.е. на начальном этапе обучения.

  1. Практическая часть.

Зашифрованные письма (5 кл.) – устная речь. В практике обучения учащихся я использую различные виды и формы сигналов.

  1. Обучение грамматике.

Хотелось бы пояснить почему делается упор на грамматику. До недавнего времени считалось, что главное – чтобы дети говорили на иностранном языке, пусть даже и с ошибками. Но практика показала, что такой подход к преподаванию себя не оправдывает, т.к. если каждый даже двоечник сможет спросить: «Do you speak English?”, сказать: «I like apples» или дать всеми любимый, в том числе и писателями-юмористами, ответ: «Yes, it is», т.к. он запомнил его машинально, или был приведен в качестве примера учителем, то предложения аналогичного типа вызывают большие затруднения, потому что ? не знают правила ? слов в ?, не имеют понятия почему данное слово употребляется именно здесь, а не в другом месте, как это звучит по-русски. В котором основное понятие выражается преимущественно знаками. Так на начальной стадии обучения вводятся следующие закодированные опоры:

Четыре формы глагола.

После знакомства с правильными и неправильными глаголами и единым правилом образования 4 формы глаголов обеих групп сигнал-код принимает вид, в котором волнистая линия означает суффикс -ing. С таким кодовым обозначением и вводится глагол-сказуемое в опорный сигнал-код

Порядок слов в английском повествовательном предложении, который для разных групп имеет следующие вариации.

В том, что опорный сигнал - явление динамичное, мы убедились и в своей практике. Знание, информативность учащихся служат учителю ориентиром в образно-символическом выражении блока информации. По мере расширения знаний и представлений учащихся о том или ином грамматическом явлении совершенствуется и опорный сигнал. Так, при изучении структуры предложений с придаточными условия и времени сигнал-код имеет следующий вид.

Иногда мы объединяем виды опорных сигналов. Например, модель вопросительного предложения для Present (Past) Indеfinite конструируется по следующей опоре-символе (коду):

Где W - вопросительное местоимение, d - вспомогательный глагол

Кодирование информации является для нас одной из основных и сложных задач. Мы стараемся сделать ее понятной школьнику, чтобы развивалась его ассоциативная память, учитываем эмоциональную реакцию ученика на цветовое оформление, принимаем во внимание его возрастные особенности.

Опорные сигналы по грамматике используем на различных этапах обучения: введение нового грамматического материала, закрепление и повторение его, на стадии контроля усвоения и практического владения, как нетрадиционное домашнее задание (закодировать информацию с различными типами сказуемого)

Но на каком бы этапе не происходила работа с опорной символикой, главным критерием в своей работе мы считаем ориентацию и учителя, и ученика на конечный результат - практическое владение иностранной речью.

11.11.2015 08:09


Рекомендуем курсы ПК и ПП