СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Групповая работа как средство достижения универсальных учебных действий в начальных классах»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Групповая работа как средство достижения

универсальных учебных действий в начальных классах»

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предъявляет особые требования не к качеству образовательного процесса, а к условиям формирования этих знаний. Наша цель как педагогов научить детей учиться, т.е. сформировать способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, приобретать навыки эффективного общения и работы с информацией.

В рамках Образовательной системы «Перспективная начальная школа» на уроках по многим предметам в методических рекомендациях предлагается работа в малых группах, парах и другие формы групповой работы. Это связано с её важностью в качестве основы для формирования коммуникативных универсальных учебных действий и прежде всего - умения донести свою позицию до других, понять другие позиции, договариваться с людьми и уважительно относиться к позиции другого.

Эффективность использования групповых форм работы неоднократно доказывалась на практике. На сегодняшний день многие педагоги, используя в работе групповые формы обучения, вносят свои коррективы. Однако все, кто использует данную форму организации учебной деятельности, отмечают ее высокую эффективность.

Я работаю по программе ПНШ, которая дает мне возможность строить уроки с применением форм, соответствующих реальным целям и задачам учебно-воспитательного процесса, одной из которых является групповая работа. Психологи определили, что «инкубатором» самостоятельного мышления, познавательной активности ребенка является не индивидуальная работа, а сотрудничество в группах совместно работающих детей.

Младшим школьникам очень нравится работать в группах, поэтому я стараюсь применять эту форму работы как можно чаще.

Целью групповой работы является активное вовлечение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.

Практика показывает, что ученики с низкими учебными возможностями в группах высказываются чаще, чем обычно, в 10-15 раз, они не боятся говорить и спрашивать. Это говорит о повышении их активности, позволяющей успешнее формировать знания, умения и навыки. Групповая форма обучения даёт большой эффект не только в обучении, но и в воспитании учащихся. Учащиеся, объединившиеся в одну группу, привыкают работать вместе, учатся находить общий язык и преодолевать сложности общения. Сильные учащиеся начинают чувствовать ответственность за своих менее подготовленных товарищей, а те стараются показать себя в группе с лучшей стороны.

Основная цель групповой работы – развитие мышления учащихся. Важно научить ребят учиться вместе. Чтобы новые знания открывали совместными усилиями, обдумывали, решали проблемы сообща.

Я пришла к выводу, что групповая работа имеет ряд преимуществ:

1. Объем усваиваемого материала возрастает.

2. Возрастает творческая и познавательная самостоятельность.

3. Характер взаимоотношений между детьми меняется.

4. Класс становится сплоченней.

5. Больше возможностей осуществлять индивидуальный подход к обучающимся.

6. Ребята получают удовольствие от работы.

В процессе подготовки детей к групповой работе рекомендуется использовать:

- постановку познавательной задачи (проблемной ситуации);

- инструктаж о последовательности работы;

- дидактический материал по группам.

На втором этапе, т.е. в процессе групповой работы учащиеся

- знакомятся с материалом, планируют работу в группе;

-распределяют задания внутри группы;

- выполняют индивидуальные задания;

-обсуждают индивидуальные результаты работы в группе;

-обсуждают общее задание группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения);

-подводят итоги группового задания.

В конце работы:

-сообщают о результатах работы в группах;

-анализируют выполнение задач, проводят рефлексию;

- делают общий вывод о групповой работе.

Получают комментированную оценку работы группы от учителя.

Применять групповую работу целесообразно со 2 класса. Первым этапом является сплочение группы.

На первом этапе можно проводить работу в парах. Вначале могут быть простые задания – научиться тренироваться в парах (выполнение заданий с взаимопроверкой, проверять друг у друга таблицу сложения, умножения и т.д.). Затем осуществляется обсуждение в парах. Важно, чтобы ученик говорил по теме, умел ставить и отвечать на вопросы.

Работая в парах, дети проходят учебный материал быстрее и качественнее. У них повышается интерес к этим упражнениям.

При работе парами дети приучаются внимательно слушать ответ товарища (ведь они выступают в роли учителя), постоянно готовиться к ответу (для ребёнка очень важно, чтобы его спросили), учатся говорить, отвечать, доказывать. Ребёнок может делать в этот момент то, что в другое время не разрешается – свободно общаться с товарищем, свободно сидеть. Детям такая работа очень нравится. А так как дети ограничены временем и не хотят отстать от других пар, они стараются не отвлекаться, общаются по теме урока.

Парной работой может быть охвачен одновременно весь класс, часть класса, отдельные учащиеся. Так, например, если тема урока уже хорошо усвоена сильными учениками, только начинает осознаваться средними и пока непонятна слабым, учителю целесообразно дать задание парам, сформированным по принципу “сильный – средний”, а со слабыми работать самому. В другом случае сильные могут обучать слабых, а средние – работать индивидуально. Вариантов здесь может быть множество.

Напишите, пожалуйста, о своих методах работы в группах.

Категория: Всем учителям
18.09.2015 11:29


Рекомендуем курсы ПК и ПП