СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Развивать логическое мышление учащихся можно через анализ фрагментов из художественной литературы, при этом у детей Формируется любовь к книге как источнику знаний.
Например, при изучении давления можно завести с учениками такой разговор:
Ребята, вы видели телевизионный фильм "Капитан Немо"? Как вы думаете, это фантастика или реальность?! Если внимательно прочитать книгу французского фантаста Жуль Верна "Двадцать тысяч лье под водой", то вы убедитесь в научной справедливости некоторых эпизодов, изучив тему нашего урока сегодня. Видимо, автор хорошо понимал законы физических явлений. И он не одинок.
При актуализация знаний (тема «Выталкивающая сила»0
Русский писатель А.П. Чехов в повести "Степь" пишет: (цитаты лучше зачитывать из книг-первоисточников).
"Егорушка. разбежался и полетел с полуторасаженной вышины. Описав в воздухе дугу, он упал в воду, глубоко погрузился, но дна не достал; какая-то сила, холодная и приятная на ощупь, подхватила и понесла его обратно наверх."
Какая же сила подхватила Егорушку и подняла вверх? Правильно — выталкивающая сила. Давайте с вами повторим все, что мы о ней знаем, потому что она — именинница.
Скажи, какой великий человек
Прославил свой далекий, древний век
Тем, что открыл для жидкости закон,
Тем, что навек был в физику влюблен.* (Архимед.)
Или:
Опускаем в воду аквариума болтик и пробку и сопровождаем опыт строками:
Если взять два разных тела,
В жидкость опустить одну,
Видно, что одно всплывает
А другое вмиг ко дну.
Жидкость та ж, сомненья нет,
Ну а в чем же здесь секрет?
Вот про некоторых ученых:
АРХИМЕД( Ефим Ефимовский)
Моря и пустыни. Земля и Луна. Свет Солнца и снега лавины… Природа сложна, но Природа одна. Законы Природы — едины. Вот плот и корабль, поплавок рыбака — плывут, как по небу плывут облака. Но камень в воде не плывет, как бревно, и камнем бревно не уходит на дно. В чем сущность явлений? На это ответ искал сиракузский мудрец Архимед.
ГАЛИЛЕЙ
Движенье повсюду, движенье везде. И в воздухе птица, и рыба — в воде, и жизни нигде без движения нет. И Солнце летит в хороводе планет! Вот листья по воздуху долго кружат. А падает камень быстрее стократ.
Быстрей ли ТО падает, ЧТО ТЯЖЕЛЕЙ?
И это проверить решил Галилей.
ОПЫТ ГАЛИЛЕЯ
Пиза. Пизанская башня. 1590 год
Нес он одной рукою маленький шар из свинца, а сзади ядро другое тащили три молодца…
1-й профессор Ядра, различные весом, сбросить решил Галилей. Какое из них, профессор, может упасть скорей?
2-й профессор Бросайте вы хоть сто тел, хоть с башни, хоть прямо с небес. Как учил Аристотель, на скорость влияет вес.
1-й профессор Не может быть, чтоб маленькое тело с громадным вместе до земли летело.
УПАЛИ ВМЕСТЕ разных два ядра. Не верили глазам профессора…
(Галилей спускается с башни).
Профессора — Вы фокусник, плут, обманщик! — Вас кафедры надо лишить! — Чтобы не лазил на башни.
Галилей Синьоры! Прошу не спешить! В старой книге ошибка. Оставьте в покое вес. Упала бы камнем пушинка, если бы воздух исчез…
Ученик Синьор Галилей, я хотел, чтобы вы еще раз пояснили мне опыт с падением тел.
Галилей Я открыл, что тела при падении ничего не весят…
Ученик Как это?
Галилей Представь, что ты падаешь вниз, сидя на весах… Будут ли эти весы что-нибудь показывать? Я думаю, что нет: ведь скорость падения весов и твоего тела будет одинакова, следовательно, во время падения ты не будешь ничего весить!
ЯБЛОКО НЬЮТОНА
Деревня Вульсторп. 120 миль от Лондона 1666 год
Ньютон под яблоней сидел. Вот-вот должна прийти идея. А плод над ним уже созрел, к земле всей массой тяготея. Умолкли птицы. Тишина. Зажглись далекие светила, и спелым яблоком Луна повисла в небе и светила.
Он мыслил, а Луна, кружась, с Землею Солнце огибала. Вещей невидимая связь в ту ночь яснее проступала. Ньютон взглянул на небосвод… Но ветка дрогнула — и вот на землю яблоко упало…
Галилео Галилей поведал свету, что „в паденье тела — веса нету“. А Ньютон ему добавил вслед: „У планеты тоже веса нет“.
И, может быть, самый великий закон — ВСЕОБЩИЙ ЗАКОН ТЯГОТЕНЬЯ: вращенье планет объясняет нам он и яблок румяных паденье!
*
„Что?“ „Почему?“ „Зачем?“ и „Где?“ живут в земле, в огне, в воде. Вот в первый раз огонь добыт. (А почему огонь горит?) Зерно под солнцем проросло. (Зачем растению тепло?) Дым — легкий, а скала тверда. Что значит „лед“, а что — „вода“? Что? Почему? Зачем? и Где? Мы все узнать хотим. Соль растворяется в воде, а мел нерастворим. Бумага не горит дотла: в печи останется зола. А если медь в печи нагреть, то станет тяжелее медь с окалиною вместе. Не верите — так взвесьте. Открытий путь - нелегкий путь. Но человеку — не свернуть. „Что?“ «Почему?» за ним следят, чтоб шел вперед, а не назад. Вот почему из года в год Наука движется вперед.
Ефим Ефимовский «СЛЕД КОЛЕСНИЦЫ» (изд. 1988г) ЧАСТЬ I. РАКЕТА И ТРАВИНКА
ПЕРВЫЙ РАЗГОВОР
— Видите камень вон тот придорожный? — Камень как камень… обычный. — Возможно. Как бы о нем поточнее узнать? Надо Науку на помощь позвать.
Как пишется «камень», научит Грамматика. Размеры и форму найдет Математика. Физика массу отыщет и вес. Минералогия взглянет на срез. «Это кремень, — она скажет ребятам, — и называют его — силикатом. А силикат расплавляют в печи и получают стекло, кирпичи… „ Археология скажет: «Находка! Справа на камне видна обработка!“ «Жил в этой местности древний народ… — дальше История слово берет. — Был этот камень в почете и в силе. Древние люди им сучья рубили. Им добывали одежду и пищу. Жилой примотан он был к топорищу. В каменном веке, во времени давнем, люди огонь высекали тем камнем… «
Камень в овраге лежит придорожном… Камень — простой? Или, может быть, сложный? О камне ты все ли узнал, Человек? Наука поможет! Не каменный век!
РАКЕТА И ТРАВИНКА
Прошу мне ответить без всякой заминки: ракета сложней или проще травинки? Вы скажете сразу: ракета сложнее. Она и нужнее, она и важнее. Она состоит из мильона деталей! Ее миллион человек собирали. Тогда вам услышать, быть может, в новинку, ъ что сделать нельзя полевую травинку. Верней, для травинки найдутся детали, но вы соберете травинку едва ли. Вам даже не сделать пустяшной соринки — кусочка от этой зеленой травинки. Выходит, травинка сложней, чем ракета. Как просто все это. Как сложно все это!
© 2019, Аметова Эльмас Зеккиевна 397