СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

И. С. Тургенев – поэт

Нажмите, чтобы узнать подробности

Общепризнанный классик русской литературы, автор знаменитых романов, повестей, рассказов и пьес, наш земляк Иван Сергеевич Тургенев начинал свою творческую деятельность как одарённый поэт. О его стихотворениях и поэмах восторженно отзывались Виссарион Григорьевич Белинский, Аполлон Александрович Григорьев, Пётр Александрович Плетнёв, Афанасий Афанасьевич Фет, Дмитрий Васильевич Григорович, Яков Петрович Полонский и другие современники. Литературный дебют Тургенева состоялся в основанном Александром Сергеевичем Пушкиным журнале «Современник». В первом номере за 1838 год была напечатана его дума «Вечер» («В отлогих берегах реки дремали волны»), представляющая собой размышления о смысле жизни, когда «природа нам даёт таинственный урок».

Близкое знакомство Тургенева с песней о Ванюше-ключнике и князе Волконском, а также с народными разбойничьими песнями сказалось при написании стихотворения «Баллада» («Перед воеводой молча он стоит»), подписанного «Т. Л.» – начальными буквами двух фамилий: Тургенев и Лутовинов. Положив «Балладу» на музыку, А. Рубинштейн посвятил её блистательному русскому певцу Ф. Стравинскому, часто исполнявшему её. Особым успехом пользовалась она в исполнении великого Фёдора Шаляпина.

Наряду с «Балладой» В. Г. Белинский в одном из обзоров текущей литературы выделил и тургеневское стихотворение «Старый помещик». Трагедия его героя, некогда слывшего «богачом и молодцом» и проведшего «жизнь бесплодную», состояла в том, что ему «любить не довелось», да и сам он никогда не был любим.

1842 годом датировано стихотворение Тургенева «Осень» («Как грустный взгляд, люблю я осень»), тоже благодаря Рубинштейну ставшее романсом.

В 1843 году наш земляк написал стихотворение «Цветок», заключительные строки которого в чуть изменённом виде Ф. М. Достоевский избрал в качестве эпиграфа к своей повести «Белые ночи»:

Знать, он был создан для того,

Чтобы побыть одно мгновенье

В соседстве сердца твоего.

Так называемый премухинский цикл, обращённый к Татьяне Бакуниной, составляют лирические стихотворения «Нева», «В ночь летнюю, когда, тревожной грусти полный», «Дай мне руку – и пойдём мы в поле», «Когда с тобой расстался я» и некоторые другие. В 1841 году в тверском селе Премухине Тургенев полюбил сестру своего друга М. А. Бакунина, будущего выдающегося революционного деятеля. В марте 1842 года Иван Сергеевич писал адресату своих стихотворений: «Я никогда ни одной женщины не любил более вас». В следующем году в Петербурге отдельным изданием вышел «рассказ в стихах» Тургенева «Параша». «Этою поэмой я вступил на литературное поприще», – отметил он в своих «Литературных и житейских воспоминаниях». По выражению П. Анненкова, поэма «обратила на себя всеобщее внимание».

Высоко оценил первую тургеневскую поэму Белинский, признавший в авторе «необыкновенный поэтический талант»: «Верная наблюдательность, глубокая мысль, выхваченная из тайника русской жизни, изящная и тонкая ирония, под которою скрывается столько чувства, – всё это показывает в авторе, кроме дара творчества, сына нашего времени, носящего в груди своей все скорби и вопросы его».

Прочитала статью Белинского о «Параше» в «Отечественных записках» и мать поэта Варвара Петровна. Летом того же 1843 года она сообщала сыну: «В «Отечественных записках» разбор справедлив и многое прекрасно. Сейчас подают мне землянику. Мы, деревенские, всё материальное любим. Итак, твоя «Параша» – твой рассказ, твоя поэма – пахнет земляникою». В 1845 году в литературном сборнике «Вчера и сегодня», изданном А. Смирдиным, были опубликованы «Вариации» (впервые с указанием фамилии автора), состоящие из трёх стихотворений. Наибольший успех выпал на последнее из них, имеющее подзаголовок «В дороге»: Утро туманное, утро седое,

Нивы печальные, снегом покрытые,

Нехотя вспомнишь и время былое,

Вспомнишь и лица, давно позабытые.

Уже в середине XIX столетия оно становится песней московских цыган. Его положили на музыку четыре композитора. Самой популярной – как в домашнем быту, так и на эстраде – сделалась песня В. В. Абазы. С особым блеском её исполняла популярная эстрадная певица Варя Панина. В августе того же года Тургенев закончил обработку для печати своей второй поэмы «Разговор», которая вскоре вышла отдельным изданием. Назвав автора «поэтом в истинном и современном значении этого слова», Белинский утверждал: «Всякий, кто живёт и, следовательно, чувствует себя постигнутым болезнию нашего века – апатиею чувства и воли, при пожирающей деятельности мысли, – всякий с глубоким вниманием прочтёт прекрасный, поэтический «Разговор» г. Тургенева и, прочтя его, глубоко, глубоко задумается».

Летними вечерами всё того же 1845 года в Спасском-Лутовинове Иван Сергеевич напряжённо работал над новой поэмой «Андрей» (первоначальное название «Недолгая любовь»), увидевшей свет в следующем году в «Отечественных записках». По свидетельству современника, он, «уединившись в свою комнату, читал самому себе вслух написанное, чтобы, так сказать, испытать благозвучность стихов и исправить то, что режет ухо и нарушает гармонию стиха».

В статье «Взгляд на русскую литературу 1846 года» Белинский поставил поэму в один ряд со значительными произведениями, вышедшими в этом году.

В имевшем небывалый успех «Петербургском сборнике», изданном Н. А. Некрасовым в 1846 году, вслед за «Бедными людьми» Достоевского была помещена последняя тургеневская поэма «Помещик», вызвавшая противоречивые толки. Из сочувственных выделим отзывы поэта и критика А. Григорьева, отметившего в авторе «много самобытности», и В. Г. Белинского, который утверждал: «Бойкий эпиграмматический стих, весёлая ирония, верность картин, вместе с этим выдержанность целого произведения, от начала до конца, – всё показывало, что г. Тургенев напал на истинный род своего таланта, взялся за своё и что нет никаких причин оставлять ему вовсе стихи».

В январском номере «Современника» за 1847 год Тургенев выступил с циклом из девяти стихотворений под общим названием «Деревня», фельетоном «Современные заметки» и рассказом «Хорь и Калиныч», открывшим будущие «Записки охотника». Известно мнение Плетнёва: «Тургенева все стихи прелесть». Все они посвящены изображению деревенской жизни, «раздолья широкого поля», разнообразия родной природы. Это было последнее выступление Ивана Сергеевича в печати в качестве поэта.

Ещё одно тургеневское стихотворение привёл Некрасов в одной из своих статей, помещённой в 1850 году в «Современнике». Это автобиографическое стихотворение «Один, опять один я», названное публикатором «дорогим нам по личным нашим воспоминаниям». Есть в нём упоминание о спасско-лутовиновской усадьбе:

Я вижу дом огромный,

Заброшенный, пустой, – моё гнездо,

Где вырос я, где я мечтал, бывало,

О будущем, куда я не вернусь.

Несмотря на благосклонное внимание критики к своим поэтическим созданиям, Тургенев вдруг решил сосредоточиться исключительно на прозе. Не внял он совету проницательного Белинского и заверениям друзей. Не помогло причисление нескольких его стихотворений к «лучшим произведениям русской поэзии».

Отказаться от собственного поэтического творчества Тургенева побудили небывалый успех, выпавший на его рассказы из цикла «Записки охотника», и высочайшее преклонение перед пушкинской поэзией, которую считал недосягаемым образцом.

Впоследствии Иван Сергеевич позволял себе нелестно отзываться о стихотворных опытах своей юности. Так, в июне 1874 года он писал Н. Гербелю, включившему некоторые его стихотворения в «Хрестоматию для всех» (1873): «Вы придаёте большое значение моему поэтическому дару, которого, по правде говоря, у меня нет вовсе».

Тем не менее в конце жизни автор «Дворянского гнезда» не препятствовал выходу в свет отдельного издания своих поэтических произведений. «Стихотворения И. С. Тургенева» были изданы в 1883 году, уже после смерти автора. Через восемь лет вышло их исправленное и дополненное второе издание.

Всё это привело в тому, что многие русские композиторы как бы заново открыли для себя музыкальность тургеневских поэтических созданий. Кроме «Баллады» и «Утра туманного, утра седого» внимание нескольких музыкантов сразу привлекли такие стихотворения, как «Безлунная ночь», «Весенний вечер», «Для недолгого свиданья», «К чему твержу я стих унылый», «Когда с тобой расстался я». Некоторые стихотворения легли в основу различных сцен и дуэтов в операх Антона Юльевича Симона «Песнь торжествующей любви» (1888) и Александра Дмитриевича Кастальского «Клара Милич» (1907).

Источник: http://opravda.ru/print.php?news.1802

https://www.youtube.com/watch?v=VSzZv-mWnio

Леонид Сметанников – баритон. За роялем – Татьяна Сметанникова. Запись на юбилейном творческом вечере Леонида Сметанникова.

22 декабря 2008 года. Саратов. Театр оперы и балета.

Категория: Всем учителям
24.01.2017 21:55


© 2017 1311

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!