СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Я – учитель музыкального искусства в общеобразовательной школе. Пришла работать в 20 лет, да так и осталась. Конечно, было желание ехать поступать в консерваторию по классу фортепиано, но потом это желание перешло в другое,- быть учителем…
Работать сразу стала по программе, разработанной Кабалевским Д. Б., а когда появилась региональная программа, перешла на нее. (Я живу в РСО - Алания).
Вскоре мне предложили вести уроки по предмету «мировая художественная культура». Это позволило значительно расширить свой кругозор, узнать много интересного из истории мировой культуры.
Уже тогда появилось желание объединять несколько уроков: литературу, историю, изобразительное искусство и конечно, музыку. Почему появилась необходимость? Это были 90-е годы.
Думаю, что это связано как с социально-экономическими проблемами в государстве и в семье, так и с духовными потребностями современных детей: не хотят читать, не посещают театров, не интересуются историей и культурой своего народа. Но увлекаются компьютером, что тоже возможно использовать на уроках. И такой тип урока также активно внедряется – это интегрированный урок.
Известно,… «что кроме лесов, долин, гор, рек, земли и неба, городов, хорошо ухоженных пашен, развитой экономики есть еще один вид ценностей – художественные – то, что создано человеческим гением за многие тысячелетия». Эти слова принадлежат писателю Николаю Григорьевичу Самвеляну.
Художественные ценности – это культура человечества. А культура должна быть общенациональной или общечеловеческой.
Как только человек стал человеком, он стал задавать себе вопросы:
«Кто мы? Откуда мы? Куда мы идем?»
/ Поль Гоген /
Я думаю, что каждый человек рано или поздно задает себе подобные вопросы. Эти вопросы актуальны для каждого поколения людей. В них скрыта энергия движения к познанию и развития каждого, отдельного взятого и всех вместе – цивилизации. Каждая национальная культура по крупицам собирала все самое лучшее, самое ценное не только для подтверждения своей значимости, уникальности, а для того, чтобы последующие поколения могли усовершенствовать эти достижения и создавать новые уникальные произведения во всех сферах человеческой деятельности.
Говорят, что сначала было Слово. Но есть еще и другое мнение: « Там где кончается Слово, начинается Музыка». Эти слова принадлежат Эрнесту Теодору Амадею Гофману.
Как дорожу я прекрасным мгновеньем!
Музыкой вдруг наполняется слух,
Звуки несутся с каким-то стремленьем,
Звуки откуда-то льются вокруг.
Сердце за ними стремится тревожно,
Хочет за ними куда-то лететь…
В эти минуты растаять бы можно,
В эти минуты легко умереть.
/ Н. Огарев /
Человек – носитель цивилизации, носитель своей национальной культуры или как принято говорить на современном языке - этнокультуры.
Чтобы чувствовать себя в окружающем мире уверенно он должен знать свои истоки.
А когда и где он может узнать о них?
В детстве. Детство – удивительная пора, остающаяся в памяти навсегда.
О, память детства! Вечно ты верна,
Назло годам, назло всему, что было,
Пусть отцвела далекая весна,
Ее цветов душа не позабыла
Как виночерпий ловкий – до краев
Всегда держать умеет полной чашу,
Так наполняет время память нашу.
И что последней каплей дел и слов
В неё влилось, то от толчка прольется,
Но капля первая, на дне – та остается.
/ Сюлли-Прюдом /
Вот мы с учителем изобразительного искусства объединили наши усилия,- давая сдвоенные уроки по родственным темам, чтобы было интересно и захватывающе, чтобы наполнить сердца ребят любовью к своей этнокультуре, а потом и, через свою культуру, - к общечеловеческой.
Так у нас появилась блок интегрированных уроков по темам: «Развитие музыки и формы ее построения» и «Изображение и реальность» по изобразительному искусству.
«О чем говорит музыка», «Что музыка может выражать и изображать?», а в изобразительном искусстве – «Человек и его характер».
В старших классах дети становятся более закрытыми, поэтому я думаю, что нужно продолжать использовать на уроках этнокультуру,- эпос, легенды и предания. Чтобы дети могли оценить и понять значимость своей культуры и ее вклад в мировую цивилизацию, а также видеть и слышать гармонию окружающего их мира природы, мира звуков, красок и слов.
© 2016, Ложковая Светлана Альбертовна 353