СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Начиная с последней трети XX века, общество в развитых странах мира всё чаще называют информационным. Можно уверенно предсказать дальнейший рост объёма информации и стремительное совершенствование технических средств её передачи и приёма. Одним из важнейших условий успешного развития процессов информатизации общества является информатизация образования, которая призвана решить принципиально новую проблему, связанную с подготовкой человека к жизни и деятельности в совершенно новых для него условиях информационного мира.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года определены цели и задачи информатизации: «Современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений, и в том числе перед средней школой, задачу подготовки выпускников, которые, помимо знаний, умений и навыков, адаптационных, мыслительных и коммуникативных способностей владеют способами работы с информацией, умеют применять современные средства получения, хранения, преобразования информации».
Таким образом, одной из сверхзадачи школьной информатики на современном этапе развития общества является формирование стиля мышления, адекватного требованиям современного информационного общества у всего молодого поколения.
Сейчас востребован новый стиль педагогического мышления, который бы ориентировался на интенсивное решение задач, стоящих перед школой. Этот стиль предлагает качественные преобразования содержания, форм, методов обучения.
Обобщение результатов научных исследований и опыта творческих педагогов, учителей-новаторов позволяет назвать следующие основные факторы интенсификации обучения: повышение целенаправленности обучения, усиление мотивации учения, повышение информативной емкости содержания образования, применение активных методов и форм обучения, ускорение темпа учебных действий, развитие навыков учебного труда, использование компьютеров и др. новых технических средств.
Развивающее образование есть сложный интегративный процесс, причем личностно ориентированный, включающий в себя компоненты взаимодействия учителей и учащихся. Но рассматривая школьника в качестве субъекта познания, изначально задавая отношение к нему со стороны организаторов педагогического процесса именно как к личности, мы разделяем все компоненты интегративного процесса на личностно организуемые и педагогически обеспечиваемые образовательным учреждением. В опыте реализации развивающего образования были выделены два ведущих направления, а именно: дифференциация как средство индивидуализации режимов жизнедеятельности и интеграция учебных дисциплин в целях формирования целостного представления о мире и человеке, стимулирующая становление интегративного сознания и мышления.
Поэтому учебный процесс по информатике, направленный на формирование у учащихся навыков логического, а вместе с ним и алгоритмического мышления, состоит из трёх этапов:
Первый этап - подготовительный - учащиеся знакомятся с некоторыми разделами точного знания, составляющими фундамент вышеупомянутого комплекса специалиста.
Второй этап - изучение техники работы - ученики овладевают методами и приёмами работы на ПК, языками программирования и приобретают навык решения прикладных задач.
Третий этап - решение больших задач - ученик погружается в большую задачу, настолько сложную и трудоёмкую, что её можно считать задачей для профессионального программиста. Целью данного этапа является освоение методологии проектирования большой и логически сложной программы.
Отмечу основные методические принципы и идеи, используемые в обучении.
1. Прикладной характер теории. Это означает, что теория:
a). Даёт метод решения задачи.
b). Объясняет происходящие процессы и явления.
2. Определение темпа обучения способностями обучаемого (технология дифференцированного обучения). Для каждого вида работ, выполняемого учеником, существует некий минимум самостоятельности, который определяется в значительной степени интуитивно, из опыта работы с конкретным учащимся. Предполагается, что невыполнение данного минимума означает обыкновенную лень. Обязательный минимум имеет обыкновение повышаться в процессе обучения. Это разумно, - так как ученик в процессе обучения не просто овладевает суммой знаний, а развивает свои способности к обучению, к мышлению вообще. Иначе говоря, процесс обучения имеет не только скорость, но и ускорение.
3. Стержень учебного процесса - прикладные задачи. Учащийся совершенствуется, идя от задачи к задаче. Каждая задача, - это его небольшой, но наглядный, практический успех, дающий заряд на дальнейшее движение. Трудная задача побуждает на получение недостающих знаний. Трудоёмкая задача побуждает на отработку своих трудовых навыков и умений организации интеллектуального труда. Большая задача развивает умение взаимодействовать с партнёрами по её разработке и т.д.
4. Языки программирования и прикладные программы играют роль инструмента и изучаются как инструменты. В таких случаях возможны два варианта действий: 1). перед учащимся ставится задача, в решении которой главная проблема - использование языковых конструкций или специального метода (собственная же сложность задачи невелика); 2). учащийся продолжает заниматься как обычно, но задачи, которые он получает, настоятельно требуют нового метода.
5. Определённая свобода ученика в выборе решаемых проблем. Никто не знает точно возможностей ученика. Ясно лишь то, что он должен стремится к наращиванию своей базы знаний. Видимо, учитель из своего опыта и знаний может предположить, какой путь будет для ученика наиболее эффективным. Поэтому учитель определяет набор проблем, которыми ученик может заниматься, но этот набор достаточно широк, и учащийся имеет возможность выбирать (начало учебного процесса составляет исключение). Думается, что когда человек совершенно или почти совершенно не владеет предметом, он и не может иметь мнения (обоснованного) куда ему двигаться.
6. Использование для закрепления материала метода проектов. Уровень развития системного мышления, во многом, определяется способностью оперативно обрабатывать информацию и принимать на ее основе обоснованные решения. Развивать мышление надо целенаправленно, чтобы постепенно формировалось умение рассуждать, проводить исследование с системных позиций.
На первом этапе развития системного мышления надо научить школьника понимать, что же такое объект, как его можно описать, что можно с ним делать, какая может быть создана информационная модель, и какой инструмент можно использовать для исследования модели, а значит и объекта. Прежде всего, необходимо научить корректно формулировать цель. Затем, задавшись некоей формой представления информации об объекте, отобрать в соответствии с целью наиболее существенную. Предлагается в качестве такой формы использовать таблицу, где приводятся параметры и действия, характеризующие объект. Информация об объекте, представленная в зависимости от поставленной цели совокупностью параметров и действий (информационной моделью), будет служить базой для исследований на компьютере.
Более сложным и неоднозначным этапом формирования системного мышления будет второй этап, где надо научить представлять объект в виде системы более простых объектов, которые находятся во взаимосвязи между собой. Кроме того, надо разъяснить, когда объект можно рассматривать как систему, а когда самостоятельно.
На следующем этапе особое внимание надо уделить моделированию на компьютере. При этом акцент надо поставить на взаимосвязь цели исследования и всей технологии моделирования. При моделировании следует брать задачи из других школьных дисциплин.
Алгоритмическая линия является одной из основных при изучении курса информатики в школе. При изучении курса информатики в школе возникают следующие проблемы: - наличие большого количества интересных прикладных программ привело к тому, что интерес учащихся к программированию значительно уменьшился, - наблюдается тенденция понижения роли алгоритмизации и программирования в современном курсе информатики.
Эта ситуация грозит тем, что: - учащиеся не развивают на уроках информатики логическое мышление, теряется ее смысл как науки, развивающей дух исследователя; - эта проблема переносится на родственные предметы естественно-научного цикла (математика, физика, химия, биология), т.к. у обучаемых не вырабатываются навыки построения алгоритмов для решения численных задач; - не осваивается ни одна из существующих систем программирования, а это означает, что ученик не имеет понятия как пишутся программы, какова их структура, их умы «бродят в потемках». Они не понимают, как «устроены» все те программы, с которыми их знакомят на занятиях; - разработка программы предполагает построение модели, а значит, о моделировании как таковом будущий выпускник не имеет понятия и не владеет опытом построения таких моделей.
Данную проблему можно решить следующим образом. В среднем звене, начиная с 6 по 8 класс, целесообразно применять объектно-ориентированный язык под Windows QBasic и Паскаль, начиная с 9 класса. Язык QBasic отличается своей простотой, присущая данному языку, упрощает работу учителя и позволяет школьнику достаточно быстро добиться результата и вызвать интерес к изучению ЯП Паскаль в старших классах.
Все вышеизложенное позволяет значительно повысить интерес учащихся к освоению темы «Алгоритмизация и программирование». Ребенок, обладающий развитым логическим мышлением, хорошей памятью, устойчивым вниманием, будет легко усваивать школьную программу. Ученые - психологи отмечают, что для человека важен не столько набор знаний, которыми он обладает, сколько развитое мышление.
Таким образом, используя весь арсенал доступных форм и методов работы с учащимися, основываясь на технологии дифференцированного обучения, и применяя широкую интеграцию с предметами школьного цикла, можно получить значительные результаты в развитии мышления школьников, что не сможет не сказаться на общих результатах успеваемости и качества знаний.
Чему же учатся школьники, изучая программирование? Прежде всего, школьники учатся очень точно и формально излагать свои мысли, самостоятельно экспериментировать, искать пути решения возникшей проблемы и критически относиться к продуктам своего труда; развивают логическое и эвристическое мышление, необходимое им в дальнейшей жизни.
Не секрет, что программирование в курсе информатики для большинства учащихся не является любимой темой. Выбор методики для успешного преподавания программирования очень важен.
Целесообразно комбинировать традиционные и нетрадиционные формы обучения на таких уроках. На уроках возможны короткие проверочные работы нетрадиционного вида. В каждой теме выделяются ключевые понятия и термины, которые могут быть положены в основу головоломок, ребусов, шарад. Для каждого проекта необходимо предлагать учащимся вносить в него какие-либо дополнительные изменения самостоятельно, совершенствовать его, используя электронные учебники. Множество примеров проектов для каждого урока можно найти в электронной рабочей тетради и самоучителях из электронного пособия "Изучаем язык программирования QBasic"или придумать самому.
Достаточно часто я в своей практике использую метод рецензий, когда учащимся предлагается самостоятельно аргументировано оценить работу одноклассника (листинг программы, готовое приложение на языке программирования). Учащиеся сами ищут ошибки, отмечают достоинства и недостатки в программах, развивают критическое мышление. Этот метод содействует выработке таких качеств личности, как честность и справедливость, коллективизм. Взаимный контроль помогает учителю лучше осуществить проверку знаний учащихся.
Одной из форм повышения познавательного интереса к программированию является создание игровых проектов. До этого ученики, скорее всего, только играли в готовых приложениях, созданных кем-то другим. Когда же они сами создадут пусть простую, но свою игру, их отношение к программированию резко улучшится.
Следующий метод работы – создание тестов для учеников, создание тестов ими самими для одноклассников, причем, как в печатном виде, так и в виде созданных приложений.
Отдельной и очень важной частью моей работы является подготовка учащихся к олимпиадам по программированию.
© 2016, Перова Алина Львовна 758