СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Я - учитель в современной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Начиная с последней трети XX века, общество в развитых странах мира всё чаще называют информационным. Можно уверенно предсказать дальнейший рост объёма информации и стремительное совершенствование технических средств её передачи и приёма. Одним из важнейших условий успешного развития процессов информатизации общества является информатизация образования, которая призвана решить принципиально новую проблему, связанную с подготовкой человека к жизни и деятельности в совершенно новых для него условиях информационного мира.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года определены цели и задачи информатизации: «Современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений, и в том числе перед средней школой, задачу подготовки выпускников, которые, помимо знаний, умений и навыков, адаптационных, мыслительных и коммуникативных способностей владеют способами работы с информацией, умеют применять современные средства получения, хранения, преобразования информации».

Таким образом, одной из сверхзадачи школьной информатики на современном этапе развития общества является формирование стиля мышления, адекватного требованиям современного информационного общества у всего молодого поколения.

Сейчас востребован новый стиль педагогического мышления, который бы ориентировался на интенсивное решение задач, стоящих перед школой. Этот стиль предла­гает качественные преобразования содержания, форм, методов обу­чения.

Обобщение результатов научных исследований и опыта творческих педагогов, учителей-новаторов позволяет назвать следующие основные факторы интенсификации обучения: повышение целенаправленности обучения, усиление мотивации учения, повыше­ние информативной емкости содержания образования, применение ак­тивных методов и форм обучения, ускорение темпа учебных действий, развитие навыков учебного труда, использование компьютеров и др. новых технических средств.

Развивающее образование есть сложный интегративный процесс, причем личностно ориентированный, включающий в себя компоненты взаимодействия учителей и учащихся. Но рассматривая школьника в качестве субъекта познания, изначально задавая отношение к нему со стороны организаторов педагогического процесса именно как к личности, мы разделяем все компоненты интегративного процесса на личностно организуемые и педагогически обеспечиваемые образова­тельным учреждением. В опыте реализации развивающего образования были выделены два ведущих направления, а именно: дифференциация как средство индивидуализации режимов жизнедеятельности и интеграция учебных дисциплин в целях формирования целостного представления о мире и человеке, стимулирующая становление интегративного сознания и мышления.

Поэтому учебный процесс по информатике, направленный на формирование у учащихся навыков логического, а вместе с ним и алгоритмического мышления, состоит из трёх этапов:

Первый этап - подготовительный - учащиеся знакомятся с некоторыми разделами точного знания, составляющими фундамент вышеупомянутого комплекса специалиста.

Второй этап - изучение техники работы - ученики овладевают методами и приёмами работы на ПК, языками программирования и приобретают навык решения прикладных задач.

Третий этап - решение больших задач - ученик погружается в большую задачу, настолько сложную и трудоёмкую, что её можно считать задачей для профессионального программиста. Целью данного этапа является освоение методологии проектирования большой и логически сложной программы.

Отмечу основные методические принципы и идеи, используемые в обучении.

1. Прикладной характер теории. Это означает, что теория:

a). Даёт метод решения задачи.

b). Объясняет происходящие процессы и явления.

2. Определение темпа обучения способностями обучаемого (технология дифференцированного обучения). Для каждого вида работ, выполняемого учеником, существует некий минимум самостоятельности, который определяется в значительной степени интуитивно, из опыта работы с конкретным учащимся. Предполагается, что невыполнение данного минимума означает обыкновенную лень. Обязательный минимум имеет обыкновение повышаться в процессе обучения. Это разумно, - так как ученик в процессе обучения не просто овладевает суммой знаний, а развивает свои способности к обучению, к мышлению вообще. Иначе говоря, процесс обучения имеет не только скорость, но и ускорение.

3. Стержень учебного процесса - прикладные задачи. Учащийся совершенствуется, идя от задачи к задаче. Каждая задача, - это его небольшой, но наглядный, практический успех, дающий заряд на дальнейшее движение. Трудная задача побуждает на получение недостающих знаний. Трудоёмкая задача побуждает на отработку своих трудовых навыков и умений организации интеллектуального труда. Большая задача развивает умение взаимодействовать с партнёрами по её разработке и т.д.

4. Языки программирования и прикладные программы играют роль инструмента и изучаются как инструменты. В таких случаях возможны два варианта действий: 1). перед учащимся ставится задача, в решении которой главная проблема - использование языковых конструкций или специального метода (собственная же сложность задачи невелика); 2). учащийся продолжает заниматься как обычно, но задачи, которые он получает, настоятельно требуют нового метода.

5. Определённая свобода ученика в выборе решаемых проблем. Никто не знает точно возможностей ученика. Ясно лишь то, что он должен стремится к наращиванию своей базы знаний. Видимо, учитель из своего опыта и знаний может предположить, какой путь будет для ученика наиболее эффективным. Поэтому учитель определяет набор проблем, которыми ученик может заниматься, но этот набор достаточно широк, и учащийся имеет возможность выбирать (начало учебного процесса составляет исключение). Думается, что когда человек совершенно или почти совершенно не владеет предметом, он и не может иметь мнения (обоснованного) куда ему двигаться.

6. Использование для закрепления материала метода проектов. Уровень развития системного мышления, во многом, определяется способностью оперативно обрабатывать информацию и принимать на ее основе обоснованные решения. Развивать мышление надо целенаправленно, чтобы постепенно формировалось умение рассуждать, проводить исследование с системных позиций.

На первом этапе развития системного мышления надо научить школьника понимать, что же такое объект, как его можно описать, что можно с ним делать, какая может быть создана информационная модель, и какой инструмент можно использовать для исследования модели, а значит и объекта. Прежде всего, необходимо научить корректно формулировать цель. Затем, задавшись некоей формой представления информации об объекте, отобрать в соответствии с целью наиболее существенную. Предлагается в качестве такой формы использовать таблицу, где приводятся параметры и действия, характеризующие объект. Информация об объекте, представленная в зависимости от поставленной цели совокупностью параметров и действий (информационной моделью), будет служить базой для исследований на компьютере.

Более сложным и неоднозначным этапом формирования системного мышления будет второй этап, где надо научить представлять объект в виде системы более простых объектов, которые находятся во взаимосвязи между собой. Кроме того, надо разъяснить, когда объект можно рассматривать как систему, а когда самостоятельно.

На следующем этапе особое внимание надо уделить моделированию на компьютере. При этом акцент надо поставить на взаимосвязь цели исследования и всей технологии моделирования. При моделировании следует брать задачи из других школьных дисциплин.

Алгоритмическая линия является одной из основных при изучении курса информатики в школе. При изучении курса информатики в школе возникают следующие проблемы: - наличие большого количества интересных прикладных программ привело к тому, что интерес учащихся к программированию значительно уменьшился, - наблюдается тенденция понижения роли алгоритмизации и программирования в современном курсе информатики.

Эта ситуация грозит тем, что: - учащиеся не развивают на уроках информатики логическое мышление, теряется ее смысл как науки, развивающей дух исследователя; - эта проблема переносится на родственные предметы естественно-научного цикла (математика, физика, химия, биология), т.к. у обучаемых не вырабатываются навыки построения алгоритмов для решения численных задач; - не осваивается ни одна из существующих систем программирования, а это означает, что ученик не имеет понятия как пишутся программы, какова их структура, их умы «бродят в потемках». Они не понимают, как «устроены» все те программы, с которыми их знакомят на занятиях; - разработка программы предполагает построение модели, а значит, о моделировании как таковом будущий выпускник не имеет понятия и не владеет опытом построения таких моделей.

Данную проблему можно решить следующим образом. В среднем звене, начиная с 6 по 8 класс, целесообразно применять объектно-ориентированный язык под Windows QBasic и Паскаль, начиная с 9 класса. Язык QBasic отличается своей простотой, присущая данному языку, упрощает работу учителя и позволяет школьнику достаточно быстро добиться результата и вызвать интерес к изучению ЯП Паскаль в старших классах.

Все вышеизложенное позволяет значительно повысить интерес учащихся к освоению темы «Алгоритмизация и программирование». Ребенок, обладающий развитым логическим мышлением, хорошей памятью, устойчивым вниманием, будет легко усваивать школьную программу. Ученые - психологи отмечают, что для человека важен не столько набор знаний, которыми он обладает, сколько развитое мышление.

Таким образом, используя весь арсенал доступных форм и методов работы с учащимися, основываясь на технологии дифференцированного обучения, и применяя широкую интеграцию с предметами школьного цикла, можно получить значительные результаты в развитии мышления школьников, что не сможет не сказаться на общих результатах успеваемости и качества знаний.

Чему же учатся школьники, изучая программирование? Прежде всего, школьники учатся очень точно и формально излагать свои мысли, самостоятельно экспериментировать, искать пути решения возникшей проблемы и критически относиться к продуктам своего труда; развивают логическое и эвристическое мышление, необходимое им в дальнейшей жизни.

Не секрет, что программирование в курсе информатики для большинства учащихся не является любимой темой. Выбор методики для успешного преподавания программирования очень важен.

Целесообразно комбинировать традиционные и нетрадиционные формы обучения на таких уроках. На уроках возможны короткие проверочные работы нетрадиционного вида. В каждой теме выделяются ключевые понятия и термины, которые могут быть положены в основу головоломок, ребусов, шарад. Для каждого проекта необходимо предлагать учащимся вносить в него какие-либо дополнительные изменения самостоятельно, совершенствовать его, используя электронные учебники. Множество примеров проектов для каждого урока можно найти в электронной рабочей тетради и самоучителях из электронного пособия "Изучаем язык программирования QBasic"или придумать самому.

Достаточно часто я в своей практике использую метод рецензий, когда учащимся предлагается самостоятельно аргументировано оценить работу одноклассника (листинг программы, готовое приложение на языке программирования). Учащиеся сами ищут ошибки, отмечают достоинства и недостатки в программах, развивают критическое мышление. Этот метод содействует выработке таких качеств личности, как честность и справедливость, коллективизм. Взаимный контроль помогает учителю лучше осуществить проверку знаний учащихся.

Одной из форм повышения познавательного интереса к программированию является создание игровых проектов. До этого ученики, скорее всего, только играли в готовых приложениях, созданных кем-то другим. Когда же они сами создадут пусть простую, но свою игру, их отношение к программированию резко улучшится.

Следующий метод работы – создание тестов для учеников, создание тестов ими самими для одноклассников, причем, как в печатном виде, так и в виде созданных приложений.

Отдельной и очень важной частью моей работы является подготовка учащихся к олимпиадам по программированию.

Категория: Информатика
01.05.2016 16:32


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!