СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Я все правильно сделал». Памяти Александра Градского

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Я все правильно сделал». Памяти Александра Градского

28 НОЯБРЯ, 2021. РЕДАКЦИЯ "ПРАВМИРА"

Музыка была с ним с детства

Ночью 28 ноября на 73-м году жизни умер известный певец и композитор Александр Градский. У народного артиста РФ случился инсульт. Публикуем отрывки из его интервью — о музыке, жизни, своем характере.

О детстве и увлечении музыкой

Если семья считала себя, скажем так, достаточно интеллигентной, то почему бы мальчика не отдать учиться музыке. Чтобы стать скрипачом, нужно было часов по восемь в день играть, репетировать дома. А я жил в подвале восьмиметровом, и еще 38 человек. В общем, больше двух часов не получалось. И вот эти несколько лет, где как раз нужно было набирать потенциал, были профуканы, и я не смог стать скрипачом в силу малого времени, отведенного мне для занятий. Потому что девять семей и на скрипке мальчик играет в подвале — это, сами понимаете, вызывало раздражение.

Но музыки в доме было много, и хорошей. Мама собирала пластинки: у меня было две оперы «Кармен» и «Севильский цирюльник», которые я знал наизусть в исполнении Козловского, Фирсовой, Кипкало. То есть хороший был набор.

Одновременно произошло мое окончание музыкальной школы и возникновение рок-музыки и поп-музыки в мировом пространстве. Все это из-за Beatles произошло, поскольку это было настолько ярко, так нас всех завело, что мы вообще не знали, куда от этой музыки деться.

Естественно, возникло желание подражать: Элвис Пресли, Нат Кинг Кол, Синатра, Фицджеральд, Дорис Дэй — все это дядя привозил из гастролей, он же работал танцором в ансамбле. Потом появился магнитофон в моем доме, и стало довольно-таки просто переписывать пленки как-то у друзей и все такое. Это уже заполоняло мою жизнь целиком.

Я помню, как учился играть на семиструнной гитаре в деревне у моей бабушки Марьи Ивановны.

На чердаке валялась старая гитара, и помню, как я подбирал на пустых струнах одну тему из известной песни, не буду говорить из какой — просто это смешно. Но я смотрел по пустым струнам: если подряд эти струны нажимать, вдруг возникает мотив. Ну и дальше пошло-поехало. Видите, чем все закончилось.

О предшественнике

Когда я пел «Здесь охотно венчают героев, но в могилу сперва упекут», то это никому не могло понравиться. В этом смысле у меня совершенно четко есть предшественник — Галич. С одной стороны, он был как бы камерным человеком и обладал далеко не большим голосом и серьезными музыкальными способностями, но с другой — он был замечательнейшим поэтом. Слово в России всегда много значило. Так что, если я не был до такой степени, как Галич, остр, то достаточно остр для того, чтобы меня не очень хотели видеть в средствах массовой информации.

О своем характере

Никак не могу перестать орать. В этом смысле я похож на анекдотический образ Чапаева, который выкрикивал и разряжался в тот момент, а потом отходил и просил извинения. Видимо, и мне, когда что-то не нравится или чтобы отвязались, нужно заорать. Но я ни на кого не кричу по собственной инициативе, в основном это происходит, если ко мне пристают или когда кто-то не сделал то, о чем мы договаривались, или в 25-й раз не понял, что я от него хочу как от сотрудника или от человека, который должен что-то выполнить.

Очень не люблю необязательных людей. А их, к сожалению, в нашей стране достаточно.

Поэтому много времени и сил я потратил на то, чтобы создать себе круг, который меня не подводит, и отвечаю тем же. Это был длительный срок, тяжелая работа. Поскольку человеку моих занятий требуется много разнообразных контактов от производства музыки до строительства и даже устройства канализационных сооружений.

О наградах

В СССР два раза издавали полное собрание Бунина — автора «Окаянных дней», — но не публиковали ни строчки Набокова, который, кроме «Юбилея» 1927 года — весьма сдержанного, презрительного, — про революцию как таковую вообще не писал. Для истинного музыканта по отношению к любой власти, в любой стране, к начальству любого ранга может быть только позиция эдакого спокойного сосуществования. В семидесятые годы я говорил на этой кухне все, что хотел, и собирал людей, каких хотел. И сейчас так же. Мне не нужны никакие награды — дают — спасибо. Не дают — не надо, ни четвертой, ни первой степени.

О благодарности

Какие-то стили современной музыки мне так и остались чуждыми, не в том смысле, что я их не люблю, а в том, что не очень хорошо это делаю. Например, я джаз не умею петь и не испытываю большого желания делать этого, но с удовольствием слушаю джазовых исполнителей, потому что есть великие певцы и музыканты. Что-то я, может быть, и не делаю — не вижу в этом смысла. Все зависит от того, насколько автор скрупулезно относится к самой идеологии своего произведения. Я, честно говоря, всегда к этому относился с большим вниманием. Посему ничего так просто не делалось: не делалось абы как — взять и спеть какие-то стихи. Конечно же, продумывалась оркестровка и как петь, и какие тексты, и как их подавать и т.д. Результатом подобного внимательного отношения всегда является долгая жизнь данного произведения в людских душах и в их интересах или короткая. Мне кажется, что за счет этого моего внимания к тексту и к стилистике это по 30-40 лет люди слушают. Здорово!

Я много лет потратил на то, чтобы люди поняли, что на самом деле я к ним испытываю.

Может быть, они, поняв это сейчас, начинают мне как-то это возвращать. Спасибо им большое за это. Значит, я все правильно делал.

О смысле жизни

Я так привык к тому, что не существует проблем, с которыми нельзя справиться. Или, по крайней мере, пригнуть ситуацию так, чтобы она не нарушила моего пути и не давала большого негатива. И есть только одно, с чем невозможно смириться и справиться. Это смерть твоя собственная, смерть близких и вообще смерть, как таковая. (…) На вопрос о смысле жизни ответ я придумал лет восемь назад. Смысл жизни – в постоянном поиске этого смысла, а если этого поиска не происходит и никакая энергия не выделяется, считай, ты просто помер. Если ты ищешь смысл жизни, никогда его не находя, то выделяешь при этом некую человеческую энергию, которая может кому-то пригодиться.

О памяти

Почему все музыканты, поэты, литераторы — все абсолютно, и я в том числе — озабочены собой во времени? Вот я озабочен собой во времени. Просто страшно интересно: вот я взял да и помер. А пройдет 40 лет. Кому-то хотя бы будет интересно то, чем я занимался? Или не будет? У нас есть шанс на это надеяться.

По материалам «Комсомольской правды», «Новой газеты», wday.ru, inter-view.org, телепрограммы «Познер», интервью на ОТР

30.11.2021 13:55


Рекомендуем курсы ПК и ПП